Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Обреченные на катастрофу


11 января 2011 года Олег Фочкин, Московский Комсомолец


За последний год самолет “Ту-154” снискал славу самого аварийного. Трагедия с президентом Польши Качиньским, аварийные посадки в Республике Коми, столичном “Домодедово”, наконец, последний инцидент 1 января в Сургуте... На ситуацию с “тушками” был вынужден обратить внимание даже президент. Но, как выяснил “МК”, не так плох сам самолет, как то, что с ним делают на земле. Самолет “Ту-154” RA-85744 “Дагестанских авиалиний”, совершивший аварийную посадку в “Домодедово” 4 декабря прошлого года, фактически был обречен и не мог не упасть. Более того, его продажа российской авиакомпании выглядит весьма сомнительной и стала причиной уголовного расследования. Об этом “МК” рассказал бывший владелец самолета Нурлан Ахмуханов, президент казахстанской авиакомпании “Азамат”, инженер-пилот первого класса.

Напомним, что “Ту-154” пошел на вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и развалился на три части. В результате аварии погибли два человека, 87 получили ранения. Среди погибших — 80-летняя мать члена Конституционного суда Роза Гаджиева и 49-летний брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов. Тогда следствие назвало пять возможных версий аварии: техническая неисправность, отказ аппаратуры, ошибка пилотов, некачественное топливо, сложные метеоусловия.
 
Были ли нарушения в “Дагестанских авиалиниях” — решать следствию и госкомиссии. Однако нельзя исключать, что в российскую авиакомпанию самолет уже поступил с браком, который не был исправлен во время капитального ремонта в августе 2009 года.
 
Этот самолет казахская авиакомпания купила еще 8 сентября 1992 года на Куйбышевском (ныне Самарском) авиазаводе с назначенным ресурсом 25 лет. Пять лет самолет летал в Казахстане. Затем на Внуковском авиаремонтном заводе (ВАРЗ-400) был произведен ремонт первого и третьего двигателей. А второй двигатель было решено заменить.
 
 
Однако обратно казахстанская компания самолет не получила. Договор по ремонту был заключен и с ВАРЗ-400 в лице гендиректора Сладкова, и с иностранной компанией “MVM Trading Establishment” из Лихтенштейна. Сделано это было якобы для того, чтобы ускорить процесс ремонта. Представитель “Азамата” поддался на уловку, хотя у MVM не было никаких сертификатов на проведение ремонтных работ. Но иначе ВАРЗ не гарантировал быстрого ремонта двигателей, а простой самолета — это потеря финансов. Однако, когда пришло время платить, выяснилось, что первоначальная сумма за ремонт выросла в разы, и казахстанская компания просто не в состоянии оплатить такие расходы. В качестве компромисса MVM предложила отдать самолет в аренду авиакомпании “Балкан” до погашения долга.
В результате один из отремонтированных двигателей 21 июня 1998 года отказал через 22 часа после взлета на высоте 10 100 метров над Индийским океаном. Жизнь более 70 пассажиров, в основном граждан ФРГ, подверглась смертельному риску. И только мастерство экипажа предотвратило катастрофу, а самолет сел на острове Мале на двух оставшихся двигателях. Как выяснилось тогда в результате расследования, отказ двигателя произошел по вине ВАРЗ-400, который не провел соответствующие доработки по конструкторским бюллетеням, хотя в формулярах самолета было оформлено, что доработки ремзаводом выполнены.
 
Дальнейшая эксплуатация отказавшего двигателя №187-422 стала проблематичной, так как он часто давал сбои и отказывал. В октябре 1998 года группа специалистов компании “Азамат” прилетела в Софию, чтобы подвести итоги по финансово-техническим обязательствам договора и завершить процедуры приема-сдачи самолета, снятого с временного регистра Республики Болгария и перехода в казахстанский регистр под прежним бортовым номером UN 85744. Однако, как указано в заявлении представителей “Азамата” на имя главы МВД России, на следующий день после появления казахской делегации самолет был фактически угнан в Москву на ВАРЗ-400, несмотря на запрет директора Госавиаинспекции Болгарии.
 
 
Акт приема-сдачи, естественно, подписан не был, а завод не имел права принимать у себя этот самолет. Но в августе 1999 года под угрозой отказа от ремонта двигателей и самолета “Азамат” подписывает новый договор с MVM на аренду самолета сроком на один год с целью передачи в субаренду в авиакомпанию “Балкан”. Напрямую договор по казахскому законодательству не мог быть заключен ввиду задолженности болгарской авиакомпании перед “Азаматом” на сумму 369 209 долларов США. Эта сумма не выплачена до сих пор.
 
В связи с истечением срока договора в сентябре 2000 года самолет из Болгарии вернулся во “Внуково”. Но собственников об этом почему-то уведомлять не стали. Зато ВАРЗ решил на себя взять функцию владельца и принял самолет, подписав акт приема-сдачи, поставив “Ту-154” в режим “таможенный склад”.
 
По данным специалистов “Азамат”, была еще одна грубая посадка самолета в марте 2000 года. Это и стало, собственно, причиной его возврата в Россию. Серьезная перегрузка при посадке могла привести к развалу, что и произошло через 10 лет в “Домодедово”. Проводилась ли тогда проверка — неизвестно.
 
О том, что пропавший самолет находится во “Внуково”, в Казахстане узнали только в октябре 2005 года, когда получили от авиаремонтного завода письмо о том, что самолет находится в России. В “Азамате” данный факт иначе как контрабандой и не называют, о чем “МК” рассказал прилетевший после катастрофы 4 декабря прошлого года президент компании Ахмуханов.
 
То есть самолет простоял без движения 9 лет, что не могло не сказаться на его летных качествах. Что за это время на нем поменяли, тоже не очень понятно. В ходе проверок установлено, что пока самолет простаивал, многие комплектующие с него просто исчезли. Нарушения были найдены по 46 позициям. А технические документы, как и акт приема заводом, испарились в неизвестном направлении.
 
Дальше чудеса продолжились. В соответствии с тем, что в 2005 году режим “таможенного склада” для самолета истек, его перевели в режим “отказ в пользу государства”. А после ремонта в августе—ноябре 2009 года самолет продали “Дагестанским авиалиниям”. С теми же барахлящими двигателями.
 
Казахстанская компания до сих пор пытается отсудить уже разбившийся самолет и деньги. МВД проводило свое расследование, но дело возбуждать не стало, хотя ДЭБ Москвы и транспортная прокуратура обнаружили финансовые нарушения и схему увода денег, как рассказал “МК” Ахмуханов. Но тех, кто проводил расследование, уже в МВД нет. Их уволили еще в 2006 году. А дагестанская сторона могла даже не знать, что купила кота в мешке.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer