Бюджетная авиакомпания «Авианова» отказывается от планов по созданию базы в петербургском Пулково. Перевозчик объясняет решение «неадекватными экономическими условиями». Администрация аэропорта обвиняет оппонентов в требовании необоснованных и незаконных скидок.
Российский low-cost авиаперевозчик «Авианова» заявил об отказе от планов по базированию в Пулково. В компании объясняют решение тем, что петербургский аэропорт «отказался предоставить адекватные экономические условия».
В итоге, авиакомпания пообещала сократить количество полетов из Петербурга (сейчас программа предусматривает 31 рейс в неделю).
«Мы разочарованы отношением аэропорта Пулково к развитию low-cost перевозок», - передал «Газете.Ru» через пресс-службу управляющий директор «Авиановы» Эндрю Пайн.
В компании «Воздушные ворота северной столицы», управляющей комплексом «Пулково», не согласны с трактовкой. «Разумеется, мы не отказывали им в базировании. Мы отказали в предоставлении необоснованных скидок», – комментирует ситуацию директор ВВСС по стратегическому развитию Владислав Бородулин.
По словам топ-менеджера, «Авианова» требовала преференций по сравнению с другими авиакомпаниями: в частности, льготных тарифов на «взлет и посадку» и наземное обслуживание. «Статус субъекта естественной монополии (Пулково – единственный аэропорт Петербурга – «Газета.Ru») исключает возможность предоставления скидок одной из авиакомпаний, – замечает Владислав Бородулин. – Возможное изменение тарифов должно быть утверждено в органах антимонопольного контроля и распространено на все авиакомпании».
По словам топ-менеджера, представители «Авианова», участвовавшие в переговорах, аргументировали требования скидок вкладом авиакомпании в увеличение пассажиропотока за счет новых пассажиров. Владислав Бородулин скептичен: «Я сомневаюсь,что пассажиры «Авиановы» – это действительно новые пассажиры, а не результат перераспределения пассажиропотока между работающими в Пулково авиакомпаниями. Анализ не подтверждает этто утверждение». По подсчетам Бородулина, общий темп роста пассажиропотока в Пулково за январь-октябрь 2010 года составил 28%.
«Лишь один из пяти маршрутов «Авианова» – в Архангельск – растет ускоренными темпами. Остальные идут на уровне среднерыночных показателей. Мы не готовы платить за перераспределение пассажиров других авиакомпаний в пользу «Авианова», – резюмирует он.
Эндрю Пайн настаивает: компания внесла «существенный вклад» в увеличение пассажиропотока аэропорта и хотела расширить маршрутную сеть из Петербурга на 15 направлений.
Объем перевозок «Авиановы» в 2010 году составил 1,4 млн. пассажиров. С апреля 2010 года «Авианова» перевезла более 350 тысяч пассажиров на направлениях из Санкт-Петербурга, говорит Эндрю Пайн.
По словам Бородулина, кроме льготных тарифов «Авианова» требовала поддержки аэропорта в маркетинговом продвижении новых маршрутов, доступа к собственному топливу («Альфа-групп» – акционер нефтяной ТНК-ВР – выступает совладельцем «Авианова», авиакомпания получает льготы при закупке топлива) и сокращения времени технического обслуживания самолета между рейсами с 40 минут до 30 минут, что обеспечивало бы экономию $1500 за каждые 10 минут по сравнению с другими авиакомпаниями.
В «Авианове» не раскрывают детали переговоров. После срыва консультаций компания будет передислоцировать флот (5 лайнеров А320) из Петербурга, в каком городе может быть создана новая база, представитель «Авиановы» не рассказал, сославшись на коммерческий характер информации.
Управляющий директор «Авиановы» Эндрю Пайн не ответил, каким будет сокращение перевозок в процентах, добавив, что «на цену билета это не повлияет».
Генеральный директор группы «Инфомост» Борис Рыбак признает, что бизнес-модель аэропорта «Пулково» предполагает обслуживание «в первую очередь первоклассных зарубежных о российских авиакомпаний, а не низкотарифных». «Как придумать какие-то основания, которые заставили бы аэропорт пересмотреть эту бизнес-модель, я не вижу», – признает он, констатируя, что «Пулково» - монополист».
От конфликта авиакомпании с аэропортом пострадают интересы пассажиров, сожалеет эксперт. «Билеты из Москвы в Петербург за 14 тысяч рублей предлагают многие авиакомпании, а за тысячу рублей – не многие. И если государство хочет обеспечить доступность авиаперевозок, чтобы летали студенты и пенсионеры, пусть субсидирует тарифы «Авиановы», – заметил Борис Рыбак.