Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Без перемен


12 октября 2011 года Василий Сычев, Lenta.ru


Министерство экономического развития России и Счетная палата усомнились в том, что гособоронзаказ на 2011-й и, вероятно, на 2012 год будет выполнен. Поводом для сомнений стала непрозрачность схем, по которым заключаются контракты в рамках оборонного заказа. При этом Счетная палата высказала предположение, что и средства госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы не будут полностью реализованы. Чиновники полагают, что спасти ситуацию может лишь переход на новую федеральную контрактную систему.

Непонятные заказы
 
"Гособоронзаказ в России не будет выполнен ни в 2011 году, ни с большой долей вероятности в 2012-м", - заявил 10 октября 2011 года заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. При этом заместитель председателя Счетной палаты Валерий Горегляд пояснил, что основанием для таких выводов стала непрозрачность и неэффективность "реализации государственных ресурсов, особенно в части, связанной с гособоронзаказом". И это при том, что вооружение и национальная безопасность занимают второе и третье места соответственно по объему выделяемых бюджетных средств - 14,6 и 14 процентов.
 
Горегляд также высказал сомнение в том, что средства в размере 23 триллионов рублей, запланированные на финансирование государственной программы вооружений на 2011-2020 годы, "будут реализованы" в полном объеме. Переломить ситуацию позволит лишь перевод взаимоотношений между Министерством обороны России и оборонными предприятиями на федеральную контрактную систему. Считается, что она позволит не только сделать процесс размещения гособоронзаказа более прозрачным, но и обеспечить весь технологический цикл военной техники от проектирования и обслуживания до модернизации и утилизации.
 
Об этом же ранее заявил российский госхолдинг "Оборонсервис", который предложил объединить все отечественные оборонно-промышленные предприятия в некоммерческое партнерство. Предложение о создании партнерства будет рассмотрено правительством России до конца 2011 года и, будучи одобренным, вступит в силу уже в 2012 году. Основная выгода заключается в том, что в состав некоммерческого партнерства войдут разработчики и эксплуатирующие организации, а также компании, занимающиеся утилизацией военной продукции, а значит обслуживание, ремонт и модернизация техники будут проходить более централизованно.
 
Подробности относительно готовящегося законопроекта пока не разглашаются. Предположительно, в его основу ляжет прорабатываемый в настоящее время закон "О федеральной контрактной системе", который призван внести изменения в правила государственного и муниципального заказа. В случае с Министерством обороны, законопроект, предложенный "Оборонсервисом", позволит проводить последовательную модернизацию военной техники, увеличивая ее жизненный цикл при гораздо меньших затратах.
 
Понять опасения Минэкономразвития и Счетной палаты можно. В ходе интервью министра обороны России Анатолия Сердюкова, которое он 7 октября 2011 года дал газете "Комсомольская правда", выяснилось, что размещение гособоронзаказа на 2011 год все еще не завершено - "из 580 миллиардов рублей осталось 'пристроить' чуть более 20 миллиардов". Правда, изначально в интервью была допущена ошибка, впоследствии исправленная, из-за которой казалось, что Сердюков говорит о ГОЗ-2012. "Гособоронзаказ-2012 почти полностью уже размещен. Из 580 миллиардов рублей осталось 'пристроить' чуть более 20 миллиардов", - неисправленная цитата, перепечатанная сайтом правительства России.
 
По всей видимости, Сердюков рассказывал именно о гособоронзаказе на 2011 год. Во-первых, на это указывают озвученные министром цифры - финансирование ГОЗ-2011 определено на уровне 581,5 миллиарда рублей, а на 2012 год, как ожидается, оно составит 750 миллиардов рублей. Во-вторых, как пишет газета "Московские новости" со ссылкой на источник в Министерстве обороны, размещение заказов на 2011 год все еще продолжается. При этом по гособоронзаказу 2012 года военное ведомство пока занимается подготовкой документов; эта работа завершена уже по 60 процентам контрактов на будущий год. По словам Сердюкова, военное ведомство будет формировать список необходимых для покупки вооружений и военной техники до декабря, чтобы оборонные предприятия смогли приступить к исполнению гособоронзаказа уже с января следующего года.
 
В июле 2011 года Сердюков признал, что из всего объема гособоронзаказа на текущий год не размещены 107 миллиардов рублей, причем, заявил министр, по вине промышленности, которая занимается "сумасшедшим завышением цен". И если к октябрю все еще не удалось "пристроить" 20 миллиардов рублей, то это означает, что ГОЗ-2011 почти наверняка будет сорван. К настоящему времени контракты в рамках ГОЗ-2011 не заключены с Объединенной судостроительной корпорацией (строительство атомной подлодки проекта 885 "Ясень" и двух подводных ракетоносцев проекта 955 "Борей") и Объединенной авиастроительной корпорацией (поставка 11 учебно-боевых самолетов Як-130 и 24 палубных истребителей МиГ-29К).
 
11 октября первый заместитель министра обороны России Александр Сухоруков заявил, что Министерство обороны и Московский институт теплотехники заключили три контракта на поставку стратегических ракетных комплексов РС-24 "Ярс" и Р-30 "Булава". Эти соглашения были подписаны в конце августа текущего года.
 
В конце марта 2011 года министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что гособоронзаказ на 2011 год предусматривает поставку 36 стратегических баллистических ракет, двух стратегических атомных подводных лодок и 20 стратегических крылатых ракет. Военные также планируют закупить 35 самолетов различных типов, 109 вертолетов, три многоцелевые атомные подводные лодки, один боевой надводный корабль и 21 зенитный ракетный комплекс.
 
В интервью "Комсомольской правде" Сердюков заявил: "При формировании гособоронзаказа у нас к оборонщикам было две претензии - по цене и качеству вооружений. Мы добивались, чтобы они открыли нам 'историю себестоимости' продукции. То есть, показали нам все прозрачно. Нам надо было понять, откуда и что берется. После долгих споров компромисс, в конце концов, найден". Впрочем, министр не пояснил, в чем этот компромисс заключается.
 
Гособоронзаказ в России является больной темой на протяжении последних нескольких лет, причем, как показывает статистика, ситуация из года в год не улучшается. Так, если в 2008 году гособоронзаказ был выполнен на 90 процентов, то в 2009 году его выполнение составило 50 процентов, а в 2010-м - 70 процентов. Оборонно-промышленные компании объясняли неспособность выполнить оборонный заказ поздним заключением контрактов на поставку вооружений, а затем и перечислением средств на исполнение обязанностей со значительными задержками.
 
В свою очередь Министерство обороны заявляло, что затягивание сроков подписания контрактов связано с длительным согласованием стоимости и комплектации техники - военные пытаются "выбить" для себя более низкие цены. При этом следует учитывать, что процедура размещения гособоронзаказа в России сама по себе не является прозрачной и всегда была связана с высоким уровнем коррупции. При существующей схеме оборонные заказы и последующих годов, скорее всего, также не будут выполняться в полном объеме.
 
Смена традиций
 
В Министерстве обороны России уже несколько месяцев обещают, что в перспективе ситуация вокруг государственного оборонного заказа радикально изменится. Главное нововведение - стопроцентная предоплата по всем контрактам, даже по тем, выполнение которых подразумевает сроки более года. "Таких удобных условий для ВПК нет, пожалуй, ни в одной другой стране мира", - отметил Сердюков. Ранее российское военное ведомство авансировало лишь небольшую долю гособоронзаказа, оставляя большую часть выплат на конец года. Получило ли военное ведомство такие полномочия или еще нет, пока неизвестно.
 
В середине мая 2011 года премьер-министр России Владимир Путин объявил, что в настоящее время разрабатывается законопроект, который предусматривает авансовые стопроцентные платежи по контрактам, заключенным в рамках гособоронзаказа. Некоторые российские эксперты тогда же предположили, что законопроект станет законом не скоро, особенно если учесть забюрократизированность российской власти. Похожую точку зрения в июле 2011 года высказал и генеральный конструктор по наземным ракетным комплексам Московского института теплотехники Юрий Соломонов.
 
"Сегодня в правительстве обсуждается вопрос о представлении в Госдуму изменений в закон о бюджете. Хорошо, но Дума на это дело возьмет еще свои две-три недели, потом вернет все это в правительство, потом бюрократические процедуры... И деньги в итоге появятся не раньше августа, а речь идет о выполнении работ в этом году огромным количеством предприятий", - отметил Соломонов. Прогноз не сбылся, контракты с МИТ пока еще не подписаны.
 
Впрочем, сами оборонные предприятия полагают, что хотя стопроцентная предоплата и сделает процесс размещения гособоронзаказа более прозрачным, панацеей она не станет. Дело в том, что с августа 2011 года в России заработала специальная государственная комиссия, которая занимается разрешением трудностей, возникших при заключении контрактов в рамках оборонзаказа на 2011 год. Согласно решению госкомиссии, введена новая форма определения стоимости военной продукции, исходя из которой Минобороны и намерено заключать контракты в будущем. Теперь цена готовой военной продукции будет определяться не исходя из формулы "цена плюс инфляция", а методом калькуляции, не учитывающей инфляционной надбавки.
 
По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, в рамках новой схемы Министерство обороны России предложило "дефляторы в районе одного-двух процентов в год". Это "сродни экономическому самоубийству", - отметил Троценко, заявив, что ОСК при ценообразовании военной продукции предлагает ориентироваться на уровень инфляции, прогнозируемый Министерством экономического развития России - шесть-семь процентов в год.
 
В конце сентября текущего года стало известно, что Министерству обороны не удалось договориться с Объединенной авиастроительной корпорацией о стоимости поставки в рамках гособоронзаказа на 2011 год учебно-боевых самолетов Як-130. Тендер на поставку самолетов признали несостоявшимся, несмотря на требование Путина заключить этот контракт до 12 сентября. При этом сообщалось, что цена на самолеты для Минобороны России была существенно занижена относительно их реальной стоимости. Фактически это означает, что ради исполнения гособоронзаказа предприятие решилось пойти на убытки.
 
Если говорить о других нововведениях, то в настоящее время в России действуют государственные гарантии по кредитам оборонных предприятий. Дело в том, что пока Минобороны не начало перечислять "оборонщикам" авансовые платежи, для исполнения контрактов предприятиям приходится брать кредиты в банках, впоследствии возвращая их с процентами. В существующем виде госгарантии покрывают лишь сумму самого кредита и не компенсируют затраты на его обслуживание, которые ложатся на плечи оборонного предприятия.
 
Да и сама схема госгарантий в стране хоть и работает, но как-то неэффективно. Так, в 2011 году планировалось выделить кредитов под госгарантии на 168 миллиардов рублей, однако реально таких займов было оформлено всего на 18,5 миллиарда рублей.
 
И в этом заключается парадокс сложившейся ситуации. С одной стороны, государство объявило, что деньги на "оборонку" у него есть (в конце сентября это еще раз подтвердил президент Дмитрий Медведев) - более 20 триллионов рублей выделено на финансирование госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы. Но одновременно власти пока не торопятся авансировать расходы по контрактам, предлагая предприятиям оборонно-промышленного комплекса брать кредиты в банках. Это все выглядит еще более странно в свете регулярного увеличения оборонного заказа: в 2010 году на гособоронзаказ было выделено в целом 1,15 триллиона рублей, в 2011-м - 1,5 триллиона, а к 2012-му эту цифру планируется довести до двух триллионов рублей.
 
Наконец, в качестве еще одного нововведения, которое должно облегчить сложности с гособоронзаказом, Сердюков назвал то самое заблаговременное формирование требований гособоронзаказа. "До конца декабря мы фактически подпишем со всеми поставщиками контракты и в первый раз за всю историю существования гособоронзаказа выйдем на такой режим. И такой режим теперь будет постоянно", - отметил Сердюков. Правда, эффективным этот режим будет только в том случае, если Минобороны и предприятия ОПК смогут в короткие сроки урегулировать ценовые споры. Без этого контракты по-прежнему будут заключаться месяцами, повышая риск невыполнения гособоронзаказа.
 
Но и устранение перечисленных трудностей не позволит гарантировать исполнение оборонного заказа. По словам заместителя руководителя "Ростехнологий" Дмитрия Шугаева, уровень износа техники предприятий оборонно-промышленного комплекса "достиг критического уровня". "В частности, в отрасли машиностроения износ техники составляет порядка 80 процентов, динамика развития не превышает 11 процентов, обновление парка не превышает одного процента. Для сравнения - доля вложений в обновление парка западными странами достигает 15 процентов", - рассказал в июне 2011 года Шугаев.
 
Бороться с этим правительство намерено дополнительным финансированием предприятий. Согласно проекту новой федеральной целевой программы, на модернизацию оборонно-промышленного комплекса в период с 2011-го по 2020 год планируется выделить три триллиона рублей. Но, очевидно, что этих средств на всех все равно не хватит и модернизировать производство предприятиям придется за счет собственной прибыли. А если принять во внимание историю с Як-130, когда стоимость самолетов для Минобороны оказалась ниже себестоимости, о финансировании из прибыли и речи быть не может.
 
Фактически, гособоронзаказ в настоящее время оказался в критическом положении. Дело в том, что старая система контрактации фактически перестала работать, а новая, только зарождающаяся, еще не начала действовать в полную силу и по сути до конца не продумана. Так что понять опасения Минэкономразвития и Счетной палаты можно.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer