Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос получил на ГЛОНАСС 330 млрд рублей


17 октября 2011 года Иван Чеберко, Известия


За эти деньги космическое агентство обязалось сравняться по точности с GPS к 2020 году.

Федеральное правительство определилось с объемами финансирования программы поддержания и развития ГЛОНАСС на ближайшие девять лет. Как сообщил «Известиям» высокопоставленный источник в Роскосмосе, утверждена концепция соответствующей федеральной целевой программы с бюджетом 330,5 млрд рублей на 2012–2020 годы. Для сравнения: общий объем финансирования по действующей сегодня ФЦП ГЛОНАСС на период 2001–2011 годов составил 116,9 млрд рублей.

Таким образом, принят не самый щедрый (весной этого года космическое агентство замахивалось на 462 млрд рублей), но и не самый экономный вариант ФЦП; в июле этого года Роскосмос по настоянию Минфина направил на рассмотрение правительства вариант ФЦП на 249,4 млрд рублей.

В нынешнем бюджете Роскосмос тоже сильно не разгуляется. Во всяком случае в ближайшие три года. В течение которых, по настоянию Минэкономразвития, ФЦП по ГЛОНАСС будет финансироваться на уровне этого года. То есть в объеме 19,3 млрд рублей ежегодно. Именно такая сумма попала в изначальные проектировки бюджета.

— Пока в Роскосмосе происходила смена руководства (глава Роскосмоса сменился в апреле. — «Известия»), было упущено драгоценное время согласования бюджета на будущий год и два последующих, — рассказал «Известиям» замдиректора ЦНИИмаша и один из разработчиков ФЦП Сергей Ревнивых. — На момент утверждения проектировок бюджета всей страны концепция ФЦП на 2012–2020 годы и объемы ее бюджета утверждены не были. Поэтому сумма, выделенная на программу в текущем году, автоматически легла в основу следующих трех лет, причем даже без учета индексов-дефляторов.

В агентстве решили не оставлять ситуацию такой и написали письмо директору департамента оборонной промышленности федерального правительства Николаю Моисееву с просьбой учесть дефляторы и добавить на 2012 год 1,24 млрд рублей, 2,3 млрд — на 2013 год и 3,9 млрд рублей — на 2014-й. Таким образом, космическое агентство согласилось с тем, что в ближайшие три года финансирование ФЦП по ГЛОНАСС останется на уровне 2011 года. Просили лишь учесть инфляционный фактор. Как заверил «Известия» первый заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов, вопрос с выделением запрошенных средств был положительно разрешен на бюджетной комиссии еще в сентябре.

Бюджет нынешнего года должен стать неплохой отправной точкой: в этом году в планах Роскосмоса запуск на орбиту семи спутников (два из них успешно запущены). В то же время полное обновление спутникового флота ГЛОНАСС планируется космическим агентством до конца 2016 года. И при замораживании бюджета ГЛОНАСС реализовать эти планы будет трудно. Потому что цены на космические системы летят вверх быстрее инфляции. Например, один спутник «Глонасс-М» в прошлом году обходился Роскосмосу в 846 млн рублей. Один модернизированный спутник «Глонасс-К2» в 2011 году стоит уже 1,82 млрд рублей. В 2014 году его цена, по прогнозам Роскосмоса, будет уже 2,2 млрд рублей. Если агентство будет вынуждено ужиматься в бюджеты, сроки обновления группировки спутников могут сдвинуться. Следовательно, сдвинутся и те сроки, в которые создатели ГЛОНАСС планируют догнать по точностным характеристикам GPS.

— Именно такое обязательство взял на себя Роскосмос, запрашивая финансирование на уровне 330,5 млрд рублей, — сравняться с системой Navstar-GPS по точности, — пояснил источник в Роскосмосе. — В 2020 году агентство обязалось повысить точность позиционирования в реальном времени до 70–80 см. При сокращенном варианте бюджета в 245 млрд рублей, который нравился Минфину гораздо больше, точность была обещана на уровне 2 м. Это была та качественная разница, которая помогла убедить премьера в необходимости выделения бюджета в 330 млрд рублей.

Сегодня разница в точности определения координат между системами ГЛОНАСС и GPS — 3 м в пользу американцев. Их навигационная система обеспечивает точность до 2 м в режиме реального времени, российская — до 5 м. Это без учета ошибок самого приемника и без учета возможных помех, то есть точность в идеальных условиях.
Чтобы разницу нивелировать, нужно укомплектовать космический флот ГЛОНАСС аппаратами «Глонасс-К2», которые сейчас проходят летные испытания.

Завершить запуски нынешних аппаратов серии «Глонасс-М» (по ряду характеристик они уступают аппаратам GPS серии II-F, которые американцы выводят на орбиту в настоящее время) и перейти на запуск аппаратов серии К Роскосмос рассчитывает только в 2015 году. Гарантированный производителем срок активного существования аппаратов «Глонасс-М» на орбите составляет семь лет. Таким образом, аппараты серии «М», уступающей американцам уже сегодня, должны прослужить в основном составе группировки до 2022 года.

— В 2020 году мы планируем увеличить точность позиционирования практически на порядок, вплотную подойдя к отметке в 50 см точности в идеальных условиях, — говорит Сергей Ревнивых. — По нашим сегодняшним представлениям, это предел для навигационных систем. Предел для космического ее сегмента. Используя уже известные дополняющие системы, точность можно повысить до 3 см в реальном времени. Эксперименты, которые сейчас ведутся, показывают потенциальную реализуемость этой задачи.

По мнению руководителя кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково» Сергея Жукова, в рамках новой ФЦП стоит увеличить финансирование научно-исследовательских и опытных работ.

— Нужно разрабатывать новое поколение спутников, — говорит Жуков. — Если усилить  объемы НИОКР, можно попытаться организовать прорыв. Например, на базе исследовательского центра в «Сколково», который будет создавать производитель спутников для ГЛОНАСС — «ИСС имени Решетнева». Мы с ними говорим о создании принципиально новой платформы космических аппаратов, которые будут работать на орбите по 18–20 лет.

По словам Жукова, разработка новой платформы для спутников может занять порядка пяти лет.

По информации «Известий», утвердить детализированную ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» правительство планирует до Нового года.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer