Объем требований НРБанка по двум искам превышает 493 млн руб. Как уточнили „Ъ“ в арбитражном суде, банк настаивает на погашении основного долга, процентов и неустойки по июньским договорам с лимитами кредитования 200 и 300 млн руб. По одному из договоров в залоге у кредитора находятся два Ту-204 и четыре авиадвигателя, по ним он настаивает на принятии обеспечительных мер.
«Кавминводыавиа» принадлежит госкорпорации «Ростехнологии». Согласно прошлогоднему решению правительства РФ, авиакомпания должна была пройти процедуру акционирования и перейти под управления «Аэрофлота», однако этот процесс к настоящему времени не завершился. Тем не менее, НРБанк согласовывал условия кредитования летом и с «Ростехнологиями» и с «Аэрофлотом». «Мы ведем переговоры по условиям урегулирования с „Кавминводыавиа“, „Ростехнологиями“ и „Аэрофлотом“, а также направляли обращение в ОАО „Донавиа“ („дочка“ „Аэрофлота“. — „Ъ“)», — сообщил „Ъ“ представитель банка, не уточнив подробности.
В пресс-службе ГК «Ростехнологии» „Ъ“ сообщили, что процесс приватизации ФГУАП «Кавминводыавиа» находится в стадии завершения, а вся операционная и финансовая деятельность авиакомпании с апреля 2010 года осуществлялась под руководством ОАО «Аэрофлот» в соответствии с соглашением об управлении авиационными активами «Ростехнологий». «В этой связи решение вопросов с кредиторами находится в ведении ОАО „Аэрофлот“», — заявил представитель госкорпорации. По его словам, «Ростехнологии» не планируют инициировать банкротство «Кавминводыавиа». «Вопрос находится в области закона „О несостоятельности“ и относится больше к кредиторам, а не к собственнику предприятия», — отметил он.
В «Аэрофлоте» ситуацию с долгами минераловодской компании пока не поясняют. Гендиректор «Кавминводыавиа» Анатолий Соколов вчера для комментариев был не доступен, его замы по экономике и финансам информацию «для прессы» отказались предоставлять. Гендиректор «Донавиа» Виталий Головин сообщил „Ъ“, что никакая техника «Донавиа» не передавалась, идет только процесс перевода персонала. Тем не менее, по его словам, «планы использовать производственную базу „Кавминводывиа“ есть», с учетом того, что аэропорт Минвод станет вторым базовым для «Донавиа» и там будут базироваться четыре самолета Airbus.
С 29 сентября «Росавиация» отозвала у «Кавминводыавиа» сертификат эксплуатанта на осуществление коммерческих воздушных перевозок. Перевозку пассажиров по проданным авиакомпанией до февраля 2012 года билетам на регулярные рейсы взялись обеспечить «Аэрофлот» и «Донавиа», еще ранее было принято решение об объединении маршрутных сетей «Кавминводыавиа» и «Донавиа».
По мнению экспертов, перспективы банка вернуть долги зависят от наличия официальных договоров поручительств. «В этом случае у НРБанка есть возможность взыскать, в частности, с „Аэрофлота“, иначе придется рассчитывать только на процедуру банкротства», — отмечает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его словам, реанимировать «Кавминводыавиа» «нет никакого смысла».
«Можно предположить, что договоры поручительств существуют, поскольку НРБанк знал, что авиакомпания переходит «Аэрофлоту» и у нее непонятный статус», — говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. По его словам, в этом случае долги перевозчика будут погашаться за счет распродажи авиационно-технической базы, которая рассчитана на обслуживание российских самолетов, и «Аэрофлот» в ней не заинтересован. Стоимость заложенных Ту- 204, в зависимости от года выпуска и технического состояния, эксперт оценивает в диапазоне от $200 тыс. до нескольких миллионов.