Су-24 базировался в Воронежской области и в четверг, 20 октября, его перегоняли на авиаремонтный завод «Воздвиженка» в Уссурийске Приморского края для планового техосмотра. Самолет летел в паре с другим Су-24.
— Такой тип самолетов всегда идет в паре, упавший самолет был ведомым, — объяснил «Известиям» официальный представитель ВВС Владимир Дрик.
Оба бомбардировщика должны были дозаправиться на авиабазе «Украинка» (в/ч № 62266), расположенной в Серышевском районе. В 7 часов утра мск первый Су-24 благополучно приземлился. У второго самолета при посадке на взлетно-посадочную полосу неожиданно подломилась передняя стойка шасси, он рухнул фюзеляжем на землю и загорелся. Экипаж — Виталий Новосельский и Олег Носков — погиб.
Прибывшие на место катастрофы пожарные расчеты несколько часов тушили обломки разбившегося бомбардировщика. После этого расследованием обстоятельств аварии займутся эксперты и специалисты Военного следственного управления (ВСУ) СК РФ по Восточному военному округу. Из канцелярии воинской части изымается документация, имеющая отношение к организации полетов.
— Боекомплекта на разбившемся самолете не было, — заявил «Известиям» официальный представитель ВСУ Сергей Жуков. — Делать какие-либо выводы о причинах случившегося преждевременно.
По факту крушения самолета Су-24 возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»). Минобороны уже приказало командирам всех частей, имеющих на вооружении самолеты типа Су-24, провести их тщательный осмотр.
По предварительным данным, причиной авиакатастрофы бомбардировщика могла стать поломка привода или крепления стойки шасси при посадке.
— Стойка скорее всего не сломалась, а подогнулась при посадке, — предполагает один из военных летчиков ВВС. — Пилот нажал кран выпуска шасси, но гидросистема не зафиксировала ее, а это — технический дефект.
Официальные представители Минобороны эту версию пока отвергают.
— Информация о сложившейся стойке пока не подтверждается, — заявил «Известиям» пресс-секретарь ВВС Владимир Дрик. — Ясно лишь, что посадка была жесткой. Могу сказать, что пилоты никуда не спешили и сам полет проходил по графику.
Летчики также называют еще одну возможную причину катастрофы.
— Су-24 считается тяжелым самолетом, поэтому требует особых навыков при посадке, — рассказывает летчик. — Посадка должна быть очень мягкой и плавной. Если пилот спешит и сажает самолет резко, он может потерять управление, и самолет разобьется.
Фронтовой бомбардировщик Су-24 имеет взлетную массу около 40 т и дальность полета 4270 км. Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении летных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолета на вооружение ежегодно происходило пять-шесть аварий и катастроф.