Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авианосцы будем строить, но не скоро


26 октября 2011 года Владимир Куделев, ВПК


Недавно в Москве президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко и председатель совета директоров ОСК Владимир Лисин встретились с журналистами, рассказав о текущих и перспективных планах работы одного из ведущих государственных холдингов.

Три составляющие

Что касается вектора развития ОСК, то Роман Троценко не сомневается: «Основная задача корпорации на ближайшее время – увеличение доли гражданского судостроения в нашем пакете заказов».

«За последние два года нам удалось прийти к ситуации, при которой в этом году наш портфель заказов – а он чуть меньше 200 миллиардов рублей – разделен на три примерно равные части, – пояснил Троценко. – Первая часть – продукция гражданского назначения, примерно треть – продукция военно-технического назначения (экспортная), третья – государственный оборонный заказ Министерства обороны и других силовых ведомств. Это уже позволило нам прийти к ситуации достаточно устойчивого развития, поскольку, например, какое-то уменьшение активности военно-технического сотрудничества либо сокращение спроса в каком-то определенном секторе мы можем компенсировать за счет развития другого сектора».

По мнению президента ОСК, «главное, что у нас есть, – постоянное, уверенное увеличение доли гражданского судостроения в портфеле заказов корпорации». Он обратился к фактам из недавнего прошлого: «Надо сказать, что соотношение гражданского судостроения и военного кораблестроения всегда было большой проблемой. И в свое время существовала даже такая шутка, что в Советском Союзе нет судостроения, есть только военное кораблестроение. Доля гражданского судостроения начала сокращаться с 1974 года. Постепенно она уменьшалась, и в конце концов к 90-м годам Советский Союз пришел к тому, что отрасль на 92 процента была загружена военным заказом».

«Мы видим, что за последние 20 лет в мире произошла серьезная технологическая революция в судостроении. Она связана с появлением нескольких технологий – 3D проектирования, использования крупных блоков водоизмещением три-четыре тысячи тонн, для чего потребовалось применение сверхтяжелых кранов, – констатировал Троценко. – Все это привело к тому, что сегодня судостроение выглядит иначе по сравнению, скажем, с 1990 годом. Но все эти изменения, к сожалению, произошли не в России, а в новых центрах судостроения, таких как Южная Корея, Китай, Япония». «У нас накопилось существенное отставание в техническом и технологическом развитии, в подходах к организации производства», – признал президент ОСК.

И как результат – произошло действительно интересное, по словам Романа Троценко, событие: «Впервые за всю историю человечества военный флот стал менее прогрессивным, менее передовым по сравнению с гражданским. Одна из причин этого – конкуренция в гражданском судостроении была намного выше. Вот почему практически все крупные судостроительные компании мира приходят к необходимости сочетать в себе гражданское судостроение, которое на сегодня является локомотивом новых технологий, новых технических решений, и военное кораблестроение, которое более высокодоходное».

«Теперь движителем развития является не военный, а гражданский заказ, – считает глава ОСК. – Поэтому главные задачи корпорации – увеличение доли гражданского судостроения, освоение новых технологий, создание новых мощностей и ликвидация того отставания, которое накопилось в отрасли, и в итоге превращение ОСК в крупную корпорацию мирового уровня, специализирующуюся на создании техники для освоения морского шельфа и военно-морской техники».

По прогнозу Троценко, темп роста отрасли в следующем году может составить 14 процентов и у ОСК этот показатель будет выше среднеотраслевого. Что касается 2011-го, то «мы его закроем с ростом процентов 16–17». «В следующем году, судя по имеющимся заказам, будем иметь этот показатель порядка 15 процентов, – полагает президент корпорации. – Сейчас каждый процент роста дается очень тяжело и требует значительного повышения производительности труда».

Роман Троценко подчеркнул, что строительство ледокольного флота и судов ледового класса для освоения Арктики является ключевой компетенцией и основным приоритетом на будущее у ОСК, и добавил: «На это направление будут направлены научные и конструкторские разработки корпорации».

По словам главы ОСК, корпорация будет основательно участвовать в выстраивании программы строительства ледокольного флота, которая рассчитана на 10–12 лет. «Что касается этого проекта, то у нас есть хорошее взаимопонимание с Министерством транспорта», – отметил Троценко, пояснив, что это ведомство в отличие от ситуации с государственным оборонным заказом выставило тактико-технические характеристики ледоколов, зафиксировало цену и дало нам программу на много лет вперед. «Фиксация цены на эти работы на много лет заставляет корпорацию повышать производительность труда», – считает президент ОСК.

«Если говорить о том, какие предприятия в России могут строить, допустим, атомный ледокол, то это четыре предприятия: два – в Северодвинске и два – в Санкт-Петербурге, – заметил Роман Троценко. – Все они либо входят, либо управляются ОСК».

Рассказывая о судьбе Амурского судостроительного завода, он подчеркнул, что АСЗ попал в ОСК примерно так же, как и Балтийский завод, то есть это была вынужденная мера по отношению к предприятию, которое было брошено предыдущим собственником: «Его коллектив остался без зарплаты и без заказов. Если говорить о специализации завода, то на данный момент она определилась. Завод станет заниматься надводным судостроением и кораблестроением – это суда-снабженцы, корабли второго ранга. Мы считаем, этого вполне достаточно. Завод не будет заниматься строительством подводных лодок. Связано это в том числе и с изменением фарватера на Амуре – вывести сегодня атомную подводную лодку по нему становится затруднительно, поскольку завод находится в 600 километрах от моря вверх по Амуру и ситуация с глубинами там изменилась. Завод имеет свою нишу, он будет развиваться. Сейчас он загружен заказами на 100 процентов».

Говоря о работе трех совместных предприятий ОСК и иностранных партнеров корпорации, Троценко заметил, что их общий объем инвестиций не очень большой – порядка 200 миллионов долларов.

Рассудит межведомственная комиссия

Коснувшись самой громкой и острой проблемы – взаимоотношений ОСК с российским военным ведомством, президент корпорации заявил: «Большинство контрактов с Минобороны мы подписали». Вместе с тем он сообщил: «Не подписаны самые сложные и самые объемные по деньгам контракты, связанные со строительством атомных подводных лодок. Проблема связана с существующими правилами формирования облика такого контракта».

Глава ОСК уверен, что корпорация не может удовлетворить требование Минобороны и снизить стоимость контрактов на строительство АПЛ на 30 процентов. Почему? «Доля наших работ в области заказов Минобороны составляет 30–35 процентов, – пояснил он. – Наша рентабельность при строительстве кораблей ограничена 20 процентами по нашим собственным работам и одним процентом по работам субподрядчиков. Общий объем нашей рентабельности составляет 6–7 процентов от стоимости контракта. Мы понимаем цель Минобороны, но при всем уважении к нему, когда оно требует снизить цену контракта на 30 процентов, мы на это пойти не можем, поскольку это означает, что мы выполним этот заказ с рентабельностью минус 24 процента от стоимости».

Что же, по мнению Троценко, надо делать, дабы найти выход из создавшегося положения: «Первое – если Минобороны выбрало своих субподрядчиков, то пусть самостоятельно их воспитывает, снижает цены либо соглашается на цены субподрядчиков. Второй путь – пусть Минобороны поручит нам как профессионалам строить корабли по заданным тактико-техническим характеристикам, но с правом самим выбрать субподрядчиков».

«Тогда мы будем отвечать за цену, формировать облик корабля, торговаться с субподрядчиками и тех людей, кто ведет себя нескромно, будем заменять», – предложил президент ОСК.

«Мы ожидаем какого-то решения по этому вопросу», – добавил он, но при этом не уточнил стоимость контракта на постройку АПЛ: «Речь идет об очень большой сумме. Эти контракты не заключены уже девять с половиной месяцев. Это приводит к тому, что масса субподрядчиков второго уровня просто уходит. Они просто переключаются на какую-то другую продукцию. И когда мы к ним начнем обращаться по поводу производства той или иной продукции, выяснится, что они больше ее не изготавливают. Это приводит к тяжелым последствиям для устойчивости отрасли».

Между тем образована межведомственная комиссия по урегулированию ценовых споров при заключении контрактов между Минобороны и корпорацией. «Мы оцениваем факт ее создания положительно, поскольку необходим некий арбитражный орган, который должен сказать свое слово в случае, если две стороны не согласились с подходами по цене. Говорить о каких-то итогах ее работы рано», – заявил Троценко.

Напомним, что накануне пресс-конференции руководителей ОСК о позиции военного ведомства в конфликте с корпорацией журналистам рассказал первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков. Он, в частности, сообщил, что расхождение в оценке стоимости атомных субмарин типа «Борей» и «Ясень» между Минобороны и ОСК составляет десятки миллиардов рублей.

По словам Сухорукова, именно по этой причине создана специальная МВК при правительстве, однако даже на уровне Военно-промышленной комиссии не удается получить ответ, сколько на самом деле стоят подводные лодки: «Минобороны согласно принять любую цену, но она должна быть экономически обоснованной и подтвержденной расчетами. С этим у ОСК есть существенные проблемы».
О будущих боевых кораблях

Естественно, не была обойдена молчанием животрепещущая тема об отечественных «плавающих аэродромах». Роман Троценко сообщил: «Если не произойдет никаких изменений, решение о строительстве авианосцев будет приниматься в 2018 году». Поскольку к этому времени определится понимание облика и стоимости кораблей. В настоящее время, судя по словам президента ОСК, в корпорации занимаются именно обликом авианесущего комплекса в соответствии с Государственной программой вооружения до 2020 года.

Троценко также сказал, что планируется построить девять кораблей океанской зоны нового поколения проекта 11350.6 с водоизмещением 5600 тонн и ракетным комплексом «Клаб»: «Контракт подписан и находится в исполнении. На сегодня и с заказом, и с реализацией по фрегатам все хорошо».

«Мы поменяли подход к проектированию (надводных кораблей океанской зоны. – В. К.), – отметил президент ОСК. – Сейчас нами также предлагается корабль нового поколения XXI века, который будет спроектирован на новых принципах. Презентация этого проекта планируется в начале следующего года».

Троценко уделил внимание и самому обсуждаемому в России контракту – сделке с Францией относительно закупки у нее двух вертолетоносцев типа «Мистраль». Он сообщил, что у этой сделки будет продолжение: «В госзаказ на закупки вооружения включено строительство третьего и четвертого кораблей-доков типа «Мистраль» для нужд Минобороны РФ. Подписание контракта на их строительство планируется на 2012 год. Рассчитываем, что он будет заключен, так как в противном случае не было бы смысла закупать лицензию на строительство третьего и четвертого кораблей». По словам главы ОСК, первый и второй вертолетоносцы типа «Мистраль» наполовину построят в металле в Санкт-Петербурге, затем для финальной сборки их отправят во Францию, в Сен-Назер. «Третий и четвертый «Мистрали» будут полностью построены в России», – подчеркнул Троценко.

В целом заявления Троценко и Сухорукова относительно главной проблемы уходящего года – возможности заключения контрактов по АПЛ – убеждают в одном: стороны будут стоять насмерть, защищая свои позиции. Возможное решение проблемы – окрик сверху в любой его форме. Но он вряд ли согласуется с элементарными законами рыночной экономики, в которую страну так долго и упорно тащили. И еще один вопрос: а стоило ли создавать такого монстра, который во многом оказался монополистом? Ведь, как совершенно правильно заметил Троценко, зарубежное судостроение получило за последнее время быстрое развитие именно благодаря высокой конкуренции, а не отсутствию таковой…




комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»



Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer