Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Индия не идет на контракт


26 октября 2011 года Сергей Тамилин, КоммерсантЪ


Накануне декабрьского визита в РФ индийского премьера Манмохана Сингха "привилегированное стратегическое партнерство" Москвы и Дели столкнулось с серьезными проблемами. Реализация проекта строительства с российским участием АЭС в Куданкуламе находится под угрозой срыва из-за протестов местных жителей. Еще одной крупной неудачей Москвы стал проигранный тендер на поставку вертолетов для индийских ВВС. Буксует и совместный проект создания многофункционального транспортного самолета. Эксперты считают, что это не отдельные сбои, а тенденция и что РФ будет все труднее сохранять лидерство на огромном индийском рынке.

Ситуация на строящейся в южноиндийском штате Тамилнаду АЭС "Куданкулам" (генподрядчиком выступает "Атомстройэкспорт") стала критической в конце прошлой недели. Несколько сот местных жителей, объявивших бессрочную голодовку в знак протеста против планируемого в декабре ввода в эксплуатацию первого энергоблока, перекрыли подступы к объекту, в результате чего АЭС оказалась на осадном положении. Митингующим удалось парализовать строительные работы сразу на двух энергоблоках станции мощностью 1 тыс. МВт каждый (работы на первом энергоблоке выполнены на 99%, на втором, который должен быть введен в августе 2012 года,— на 93%). 
 
В последние дни станцию спешно покинули несколько тысяч сезонных рабочих, привезенных на юг страны из индийских штатов Уттар-Прадеш, Бихар и Джаркханд. Для их выдворения с атомной "стройки века" активисты местного протестного движения использовали все средства, включая расторжение договоров об аренде жилья. Ряд индийских СМИ сообщили, что вслед за индийскими рабочими станцию стали покидать и российские специалисты, однако эту информацию опроверг управляющий директор АЭС Касинатх Баладжи. "Ни один из 150 российских специалистов, находящихся на станции, не уехал. Все они продолжают работать с нами", — сообщил господин Баладжи. 
 
Соглашение о строительстве с российским участием АЭС в Куданкуламе подписали в июне 1998 года тогдашний российский министр по атомной энергии Евгений Адамов и глава индийской комиссии по атомной энергии Р. Чидамбарам. С тех пор российские представители не раз говорили об уникальности проекта и его полной безопасности. Как сообщили "Ъ" в пресс-службе "Атомстройэкспорта", в Куданкуламе реализуется российский проект АЭС-92 с реактором третьего поколения, отвечающий всем современным требованиям к атомным электростанциям, а главное преимущество АЭС-92 перед проектами предыдущих поколений — применение "нескольких уровней защиты и внедрение дополнительных пассивных систем безопасности в сочетании с активными традиционными системами". 
 
Впрочем, добивающиеся закрытия АЭС в Куданкуламе индийские активисты, среди которых тон задает Народное движение против ядерной энергии, настаивают, что после аварии на японской АЭС "Фукусима" аналогичная трагедия может произойти и в Индии. Один из аргументов сводится к тому, что станция строится на побережье Индийского океана и может быть подвержена разрушительным ударам цунами, как это случилось в Японии. Заверениям российских представителей о безопасности АЭС митингующие не верят. 
 
Кризис вокруг Куданкулама поставил в сложное положение руководство Индии в преддверии запланированного на декабрь официального визита в Москву премьера Манмохана Сингха и его переговоров с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Ведь вплоть до последнего времени АЭС в Куданкуламе служила символом провозглашенного в прошлом году в ходе визита президента Медведева в Дели "привилегированного стратегического партнерства" двух стран. 
 
Пытаясь успокоить митингующих, премьер Манмохан Сингх назначил правительственную комиссию из 15 экспертов для подготовки заключения о техническом состоянии станции. Кроме того, с экстренной поездкой в Тамилнаду на этой неделе отправляется экс-президент страны Абдул Калам, который выступит посредником между властями и протестующими. Однако активисты движения против российской АЭС уже отвергли его услуги. "Калам — это еще один представитель ядерного лобби, и он ни в чем не может нас убедить",— говорится в заявлении Народного движения против ядерной энергии. 
 
Разгорающийся скандал вокруг АЭС в Куданкуламе совпал с очередной крупной неудачей Москвы в военно-техническом сотрудничестве с Индией, которое наряду с сотрудничеством в атомной области является визитной карточкой двусторонних связей. Вчера индийские источники сообщили о том, что Москва проиграла крупный тендер на поставку в Индию ударных вертолетов Ми-28Н "Ночной охотник" (сумма контракта оценивается в $600 млн). Российским вертолетам индийская сторона предпочла американские Apache AH-24. 
 
"Ъ" стали известны причины проигранного российской стороной оружейного тендера — уже второй неудачи в текущем году. Напомним, что в апреле Россия проиграла французским производителям истребителей Rafale и Eurofighter Typhoon крупнейший в этом веке оружейный тендер на поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолета (MMRCA), на который выставлялся МиГ-35. Сделка предусматривала поставку 126 истребителей и оценивалась более чем в $10 млрд. 
 
Как сообщил "Ъ" источник, близкий к минобороны Индии, мотивы отказа от российских вертолетов подробно изложены в письме, которое индийская сторона направила в посольство РФ в Дели. Письмо выдержано в жестких тонах — в нем перечисляется 20 пунктов, по которым российский вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" с его техническими характеристиками не отвечает требованиям индийской стороны. По словам собеседников "Ъ" в Дели, учитывая столь длинный список претензий, шансов на победу в тендере у российского вертолета не было. 
 
"Одна из причин поражения РФ — стремление Индии диверсифицировать источники поставки оружия и не зависеть на 80% от поставок из России, как это было в прошлые десятилетия,— разъяснил "Ъ" вице-президент индийского исследовательского центра Observer Research Foundation Нандан Унникришнан.— Кроме того, механизм принятия решения выглядит так: руководство индийских ВВС сообщает конкретные параметры, которыми нужно руководствоваться при принятии решения в ходе тендера. Проигнорировать эти требования в угоду политической целесообразности развития стратегических отношений с Москвой индийское правительство не может". 
 
Наконец, вчера индийские СМИ сообщили о трудностях, с которыми столкнулся еще один амбициозный двусторонний проект — по созданию многофункционального военно-транспортного самолета. По данным источников в минобороны Индии, Дели не устроил представленный Москвой бизнес-план, поскольку он не предусматривает ожидавшегося индийской стороной участия в данном проекте индийских инженеров и ученых. Индийские СМИ сообщают, что позицию Дели изложил российскому министру обороны Анатолию Сердюкову его индийский коллега А. К. Энтони в ходе их недавней встречи в Москве. 
 
По мнению экспертов, проблемы, с которыми Москва столкнулась одновременно сразу на нескольких ключевых направлениях сотрудничества с Индией, свидетельствуют о новых моментах в двусторонних отношениях. "Несмотря на тезис о привилегированном стратегическом партнерстве, все далеко не так однозначно,— пояснил "Ъ" Нандан Унникришнан.— Чтобы сохранить лидирующие позиции на огромном индийском рынке, Москве придется теперь проявлять большую гибкость и изобретательность".


комментарии (1):

zefir      26/10/2011 [17:48:19]#1
Если Ми-28 уступает Apache, то в бою они не конкуренты и смысл производсва Ми-28 не очень понятен. Скорее всего степень его продвинутости отностельно Ми-24 сильно преувеличена производителем для выбивания финансирования. С МТА вобще комедия. Если индийские инженеры-конструкторы в нем не учавстствуют, а наших уже давно нет в наличии, то скорее всего его никто и не собирался строить. Наберут толпу юристов и экономистов создадут управляющую компанию, получат бюджетные деньги, потратят на презентации, поездки в Индию, банкеты, маркетинговые исследования и через несколько дней проект тихо похоронят.













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCALSa
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer