Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новый не значит лучший


26 октября 2011 года Денис Коваленко, Взгляд


Почему российский вертолет проиграл американскому в тендере ВВС Индии? Несмотря на то, что Ми-28Н был создан как прямой ответ AH-64 Longbow Apache и их характеристики во многом схожи, индийцы сделали выбор не в нашу пользу. Виной тому стали не только технологические и политические обстоятельства, но и досадный инцидент, случившийся на показательных стрельбах российского вертолета.

Вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» (по натовской классификации Havoc – «Опустошитель») начали разрабатывать еще в 80-х годах прошлого века как наш ответ американскому AH-64 Longbow Apache. Поэтому появившийся позже американца россиянин во многом его копирует. Обе машины выполнены по одновинтовой схеме с неубирающимся шасси и хвостовой опорой, двигатели расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. В кабине два члена экипажа, один над другим.
 
«Охотник» получился почти на 3 тонны тяжелее американца, но на нем установлены более мощные двигатели (два по 2200 л.с. против двух по 1930 л.с.); отношение мощности к взлетному весу у него лучше, что означает более высокое конструктивное совершенство и летные характеристики. Максимальная боевая нагрузка у «Апача» – 771 кг. У Ми, для сравнения, 2300 кг.
 
При практически сходном принципе применения вооружение обоих вертолетов, состоящее из пушки, управляемых и неуправляемых ракет, внешне очень похоже и даже подвешено сходно. Пушки примерно одинаковы: это подвижные одноствольные автоматические орудия калибра 30 мм, установленные под «подбородком» вертолета на турели с примерно одинаковыми углами обстрела, работающие синхронно с прицелом. Но на самом деле разница между ними колоссальна.
 
«Апач» вооружен пушкой М230, разработанной специально для него; это относительно легкое орудие массой 54 кг со скорострельностью 625 выстр./мин., эффективная дальность стрельбы по наземным целям – 3000 м; его недостатки – плохая точность стрельбы, относительно небольшая начальная скорость и недостаточная мощность снарядов. Однако это компенсируется большим боезапасом, что при стрельбе с малых дистанций более важно.
 
На Ми установлена модифицированная танковая пушка 2А42, давно и успешно воюющая на российских боевых машинах пехоты и вертолетах Ми-24. Она вдвое тяжелее американской – 115 кг. Размещение ее на внешней турели крайне сложно – отдача  раскачивает вертолет, ухудшая точность стрельбы. Тем не менее конструкторы с проблемой успешно справились, и точность стрельбы у «Охотника» выше, чем у «Апача».
 
Кроме того, по баллистическим данным установленная на Ми-28 пушка находится далеко впереди американского орудия. У него вес снаряда – 0,24 кг, в то время как у Ми вдвое больше – 0,4 кг. Минутный залп «Апача» «весит»  147 кг,  у Ми вдвое больше – 301 кг. Дальность стрельбы у нашего вертолета больше – 4000 м. Как выше и начальная скорость снаряда: у «Апача» – 550 м/сек., у Ми почти вдвое больше – 980 м/сек., что обеспечивает исключительную точность и высокую бронепробиваемость. Российский вертолет с легкостью поражает с дистанции 1500 м 15-мм стальную броню. Еще одно отличие – «Апач» может стрелять только короткими очередями вследствие возможности перегрева пушки. Ми-28 без проблем  может выпустить сразу весь боекомплект.
 
На четырех внешних узлах у обоих вертолетов подвешивается по 16 противотанковых управляемых ракет (ПТУРов). У Ми это сверхзвуковая высокоточная ракета «Атака-В» с радиокомандным наведением повышенной помехозащищенности. Ее дальность полета – 8 км. Возможна установка ПТУР «Вихрь» с лазерным наведением. Главный калибр «Апача» – ракета Hellfire AGM-114A с лазерным наведением для работы днем. В условиях плохой видимости ее использование невозможно. Но, как уверяют американцы, в вооружение вертолета может быть включена ракета AGM-114B с радиолокационным наведением.
 
Все ПТУРы семейства «Хеллфайр», способные поражать бронированные цели с дистанции 6–7 км, эффективные при стрельбе по подвижным малоразмерным целям, укреплениям и так далее. Но у них есть один существенный недостаток – они дозвуковые. Это намного увеличивает время атаки, особенно на больших дистанциях, повышая уязвимость вертолета. Так, дистанцию 4 км американская ракета пролетает за 15 сек., в то время как «Вихрю» на это требуется всего 9 сек.
Ми-28Н – единственный вертолет в мире, способный как в ручном, так и в автоматическом режиме лететь на высоте от пяти метров с огибанием рельефа местности днем и ночью, в сложных метеоусловиях. «Апач» этого не может.
 
Сравнивать характеристики машин можно и дальше. Но есть ли смысл так «калибровать» оба вертолета, которые, в общем-то, копируют друг друга? Тогда почему Индия предпочла именно американскую машину, а не российскую?
 
По этому поводу в экспертном сообществе есть несколько мнений. Главное из них заключается в том, что по закону Дели должен варьировать закупки вооружений и военной техники. То есть купить все вооружение у одной стороны он не может. Воспользовавшись этим принципом, на индийский рынок активно пробиваются американские компании. Вашингтон предлагает Дели полную линейку – от военно-транспортных самолетов и ударных вертолетов до истребителей пятого поколения F-35. Мы проиграли тендер на поставку военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130J-30 Super Hercules. За них заплатили почти $1 млрд. Цифра астрономическая, если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле.
 
В случае с «Апачем» Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности министерства обороны США (Defense Security Cooperation Agency) еще в начале года уведомило Конгресс о возможности поставок двигателей, оборудования, вооружения, учебных средств, запасных частей и средств логистического обеспечения для 22 ударных вертолетов AH-64D «Апач Лонгбоу», участвующих в тендере министерства обороны Индии. Этим решением американцы серьезно подорвали позиции Ми-28Н.
 
Кроме того – и это, пожалуй, главное условие – «Апач» давно производится серийно. Участвовал в практически всех военных конфликтах последнего времени, в которых участвовала американская армия. В его вооружение и бортовое оборудование постоянно вносятся изменения с учетом полученного опыта. Ми-28 попал в войска только в 2006 году. С 2008-го началось его освоение пилотами-инструкторами в Торжке. В 2010 году армия получила полноценную эскадрилью «Ночных охотников». Сейчас формируется вторая.
 
Индийцы уже имели опыт покупки «предсерийных» образцов российских вооружений. И бесспорно не хотели, как в прошлые разы, получать весь букет связанных с этим проблем, тем более за собственные деньги. В прошлом году на учениях на Гороховецком полигоне во время практической стрельбы высокоточными ракетами один из наших Ми-28Н упал. Благодаря конструкции машины – ударопоглощающим шасси и капсуле, в которой находятся пилоты, способной выдержать перегрузку в 15 g, летчики остались живы. Но факт того, что двигатели вертолета заглохли от попадания выхлопных газов ракеты, индийцами бесспорно был замечен. И убеждать их в том, что сейчас этот досадный недочет устранен, уже бесполезно. Даже демонстрируя кадры всех последних учений, где группа Ми-28 выпускает весь боекомплект управляемых ракет и остается после этого в воздухе.
Как говорят российские специалисты, в индийском тендере наш единственный аргумент был в том, что мы с Дели – стратегические партнеры и долгие годы поставляли Индии свои вооружения. Не сработало.
 
Но шанс переиграть ситуацию остается. Дело в том, что решение о закупках тех или иных типов вооружений принимает премьер-министр страны. Его решение во многом обуславливается политическими предпочтениями партии, выдвинувшей его на этот пост. То есть если партийные функционеры будут придерживаться проамериканских позиций, то будет покупаться американская техника. Если же европейских взглядов – купят европейские истребители, как это сейчас происходит в тендере на поставку легких истребителей, из которого совсем недавно вылетел наш МиГ-35.
 
Но дело в том, что выборы в индийских штатах проходят буквально каждый месяц. Это постоянно меняет политическую ситуацию в стране. И усиление одной партии в октябре может легко смениться разгромом в ноябре. А с ним сменится и премьер. Так что шансы у российских производителей вооружений и военной техники вернуть свои утраченные позиции всегда остаются.


комментарии (1):

т.ч.д.      29/10/2011 [19:37:21]#1
статья похожа на коментарии Гусева к игре нашей футбольной сборной:
" ... да, мы проигрываем 3:0, но ещё в запасе 7 минут игры, и неважно что наш соперник трижды чемпион мира и т.д.". И не надо пудрить мозги людям, ведь "ошибаетесь" даже в тех.описании.

PROEN      31/10/2011 [02:53:57]#2
У "ночного охотника" 2350 кг вооружения при почти пустых баках - куда он с этими ракетами полетит? Тоже и максимальная скорость и набор высоты - в печати наши указывают эти данные при мин. взлетном весе. Сравните сами - соотношение пустого вертолета и макс.взлетного веса у Ми-28 1, 3, у Апача 2, 0. У Ми-28 250 снарядов, у Апача 1200. Да и дальность у Апача больше, вот индийцы и выбрали лучшее, тем более, что Апач выпущен тысячами, а Ми-28 штучная продукция(не путать со швейцарскими часами). Обычная русская практика вешать лапшу на уши...
Дальность стрельбы у нашего 4 км - как же это пилоту надо изголяться при огибании местности еще умудриться стрелять за пределы видимости?! Кому нужны эти 4 км?! Тоже о двигателях - у АН-64Д двигатели по 2100 л.с., т.е при макс. взл. весе на одну тонну меньше тяговооруженность у обоих вертолетов почти одинаковая, а если учесть, что у нашего ТВ3 мощность при росте ТНВ здорово падает, то может быть у Апача даже выше... И так во всем, если внимательно разобраться.













Материалы рубрики

Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer