Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Инвесторы столкнулись на летном поле


31 октября 2011 года А.Панченко, Е.Хвостик, В.Бачуринский, Д.Мальков, С.Сурженко, КоммерсантЪ


В сфере регионального аэропортового бизнеса активизировались частные инвесторы. Сегодня станут известны детали очередной попытки выхода на российский рынок сингапурского оператора Changi Airports: собеседники "Ъ" утверждают, что вместе со Сбербанком иностранный инвестор выкупит 49% группы "Базэл Аэро". Впереди намечается еще несколько интересных сделок, после чего, вероятно, будет достигнут предел активности в покупке региональных аэропортов частными компаниями: на рынке останутся только небольшие активы, которые еще долго будут малопривлекательными для бизнеса.

Что продали

За последние 20 лет число действующих аэропортов в России сократилось почти вчетверо: с 1,4 тыс. аэропортов в 1991 году до 350 сейчас. Несмотря на то что общее число аэропортов, имеющих частных совладельцев остается низким (эксперты оценивают, что таких на рынке не более 5%), инвесторы все больше интересуются аэропортовой инфраструктурой и начинают активнее заходить в этот бизнес.

Сегодня крупнейшие игроки аэропортового бизнеса — три холдинга: группа "Ренова" Виктора Вексельберга, "Новапорт", подконтрольный президенту Объединенной судостроительной корпорации Роману Троценко, и "Базэл Аэро" Олега Дерипаски. Все они начали активно развиваться в 2006-2007 годах.

К началу 2011 года у "Реновы" под управлением находился аэропорт Кольцово (Екатеринбург), "Базэл Аэро" контролировала пять аэропортов (Краснодар, Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск), а "Новапорт" управлял шестью (Новосибирск, Челябинск, Астрахань, Томск, Барнаул и Чита).

"Базэл Аэро" в этом году сконцентрировалась на развитии имеющихся активов. Сегодня компания подписывает меморандум о сотрудничестве с сингапурским оператором Changi Airports и Сбербанком. По словам источника "Ъ" на рынке, меморандум предусматривает, что Changi и Сбербанк выкупят 49% в группе, а деньги от сделки пойдут на финансирование инвестпрограммы "Базэл Аэро", которая превышает $2 млрд. Это уже вторая попытка появления Changi на российском рынке. В 2006 году оператор создал СП с Шереметьево по управлению несколькими терминалами столичного аэропорта, однако компания так и не заработала.

В отличие от "Базэл Аэро", "Ренова" и "Новапорт" в этом году старались расширить и укрепить свое влияние, воспользовавшись возможностями, которые предоставило государство. Оба холдинга участвовали в главном отраслевом аукционе — в марте государство выставило на продажу 51% акций аэропорта Толмачево (в 2010 году обслужил 2,2 млн пассажиров, занимает шестое место в стране по пассажирообороту). К этому моменту "Новапорт" уже владел 38% акций, но "Ренова" не собиралась отдавать аэропорт без боя: претенденты торговались за актив более часа, сделав более 130 шагов. В итоге победителем был признан "Новапорт", который предложил за контрольный пакет акций аэропорта 2,5 млрд руб. при стартовой стоимости 1,1 млрд руб.

"Ренова" планировала конкурировать с "Новапортом" и на следующем аукционе — в марте государство выставило на продажу 51% ОАО "Международный аэропорт Волгограда" (пассажиропоток около 400 тыс. пассажиров) за 60 млн руб. Но в последний момент компания Виктора Вексельберга отказалась от участия. Собеседники "Ъ" на рынке объясняли это тем, что "Ренова" не хотела вступать в конфликт с "Новапортом", которому из-за ее действий пришлось купить Толмачево по высокой цене. В итоге "Новапорт" торговался с неизвестными компаниями и заплатил за актив 177 млн руб.

Но "Ренова" все же нашла способ увеличить количество аэропортов под управлением — Еще до аукциона по Толмачево "Ренова" договорилась о получении контроля в аэропорту Стригино в Нижнем Новгороде. Согласно условиям контракта, "Ренова" должна внести в уставный капитал аэропорта 2,7 млрд руб., которые пойдут на строительство нового аэровокзального комплекса, в обмен на 73,6% акций допэмиссии.

В течение этого года новые акционеры появились еще в двух аэропортах. В мае ИФК "Метрополь" выкупила у австрийской Meinl Airports International (MAI) международный аэропорт Байкал (Улан-Удэ). MAI еще в 2009 году выставила его на продажу за $5 млн "в связи с собственной ликвидацией". А основной владелец аэропорта Хабаровска (обслужил 1,36 млн пассажиров, 12-е место в России) — глава его совета директоров Константин Басюк — смог летом привлечь крупнейшого южнокорейского оператора аэропортов — государственную Incheon International Airport Corporation, которая купила 10% акций российского аэропорта. Стоимость сделки не раскрывалась, однако на рынке утверждали, что она находится в коридоре $10-30 млн.

Таким образом, в этом году российские инвесторы покупали аэропорты по цене от $30 до $75 за пассажира (Волгоград и Толмачево). Иностранные инвесторы оценили перспективы российских аэропортов выше — по $180 за пассажира. Для сравнения, в 2006 году Олег Дерипаска купил аэропорт в Сочи по цене $152 за пассажира. Однако представители аэропортовых холдингов говорят, что подобное сравнение некорректно — каждый аэропорт имеет разный потенциал и разную структуру бизнеса: где-то в аэропорт входит прибыльный бизнес по заправке самолетов, а где-то — это только терминал без парковок и гостиниц. "Это все равно что сравнивать сельскую жизнь и жизнь в столице: в одном месте мимо кафе в сутки проходят 700 человек, а в другом 7 тыс.",— объясняет директор "Новапорта" Михаил Смирнов.

Что собираются продать

Впереди у частных инвесторов будет возможность забрать себе еще какую-то часть аэропортового рынка страны. Во-первых, в плане приватизации указывается, что в 2011-2013 годах государство должно продать пакеты акций аэропортов Анапы и Астрахани, где уже работают "Базэл Аэро" и "Новапорт" соответственно. Приватизировать будут также аэропорты Кургана, Элисты и еще ряд локальных аэропортов, хотя пока на рынке о претендентах на них не слышно.

Во-вторых, государство в лице аэропорта Шереметьево, управляющего аэропортом Владивостока (в нем строится новый терминал к саммиту АТЭС 2012 года), рассчитывает привлечь туда отдельную управляющую компанию. Ей может быть продана доля Шереметьево в структурах дальневосточного аэропорта. Стоимость аэропорта 3,9 млрд руб., но с учетом долгов он может обойтись покупателю в 7,5 млрд руб. Высокая цена не пугает основных игроков рынка: "Ренова" и "Базэл Аэро" уже заявили о готовности участвовать в конкурсе. Но ни даты, ни других подробностей Шереметьево пока не объявило.

В-третьих, есть группа аэропортов, инвесторов на которые активно ищут их собственники в лице региональных властей. В Самарской области, к примеру, уже приняли соответствующее решение и объявили конкурс на лучший проект развития аэропорту Курумоч (в 2010 году обслужил 1,5 млн пассажиров, девятое место в России). Конкурс, итоги которого подведут 9 декабря, уже вызвал ажиотаж инвесторов. В нем принимают участие пять компаний, включая "Ренову", "Базэл Аэро" и "Новапорт". На самарский аэропорт претендуют и два консорциума с профильными иностранными инвесторами — это ООО "Волжское небо", представляющее интересы СП "Ренессанс Капитала" и австралийского инвестбанка Macquarie, и "ВТБ Капитал", который, по неофициальной информации, идет на конкурс вместе с управляющей компанией Пулково "Воздушные ворота Северной столице", соучредителем которой является европейский аэропортовый холдинг Fraport.

Можно ожидать, что еще какое-то время процесс выхода на рынок частных инвесторов продолжится. Но этот процесс, по словам участников рынка, существенно ограничивают два фактора. Первый — то, что у инвесторов, которых интересуют прежде всего аэропорты-миллионники, не останется объектов для вложений: сегодня из 17 таких аэропортов не имеют частных инвесторов только Иркутск, Красноярск и Уфа. Второй фактор связан с риском неопределенности тарифной политики, вырабатываемой государством в отношении аэропортов. Михаил Смирнов из "Новапорта" говорит, что ФСТ пока так и не решилась ввести инвестиционную составляющую в тарифах на аэропортовое обслуживание, которое помогло бы окупать вложения в инфраструктуру. "Пока диалога с регулятором не получается. А в этой ситуации продолжать инвестировать в новую инфраструктуру рискованно",— говорит он.

У них

В этом году европейские аэропорты активизировали усилия по привлечению иностранных инвесторов. В июле правительство Испании в рамках программы выхода из долгового кризиса объявило о начале продажи 49% национального аэропортового оператора Aena Aeropuertos, управляющего аэропортами в Мадриде, Барселоне, Малаге, Тенерифе, Аликанте, Ивисе и других испанских городах. Власти Испании рассчитывают выручить от сделки €5-5,5 млрд. В числе тех, кто уже проявил интерес, индийская GMR Infrastructure, Changi, французская Aeroports de Paris, а также немецкий концерн Fraport.

19 октября один из крупнейших в Европе аэропортовых операторов — BAA (British Airport Authority, подконтролен испанской Ferrovial), который управляет лондонскими аэропортами Хитроу и Станстед, а также аэропортами Глазго, Абердина и Саутгемптона, официально выставил на продажу аэропорт Эдинбурга. По заявлению BAA, покупатель должен определиться к лету 2012 года. По неофициальным данным, заявки на покупку этого аэропорта, который оценивается в £600 млн, может подать консорциум шотландских инвесторов во главе с инвестбанкиром Беном Томсоном, а также Fraport.



комментарии (1):

kholodov      04/11/2011 [12:27:20]#1
вот *попали* я про сингапурских!молодец овд на ровном месте 320млн! восхищен!













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgjz6
Тут http://perevozki.youdo.com/cars/gruzchiki/, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer