Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Фобос-Грунт» не полетел к Марсу


9 ноября 2011 года Алина Черноиванова, Газета.ru


Космический аппарат «Фобос-Грунт» не смог выйти с околоземной орбиты и отправиться в сторону Марса, сообщил глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Если ситуацию не удастся изменить за ближайшие три дня, то первая межпланетная миссия России за последние почти 15 лет окажется сорванной. В случае успеха станция через три года должна была доставить на Землю около 200 грамм грунта Фобоса – спутника Марса.

В среду в 00.16 по московскому времени с 45-й площадки космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Зенит-2SБ». Она вывела на низкую околоземную орбиту автоматическую межпланетную станцию «Фобос-грунт». Около 6.00 мск аппарат должен был находиться примерно в 100 тыс. км от Земли: после трех включений маршевой двигательной установки станция должна была выйти на траекторию полета к Марсу.

Но пока этого не произошло. Сначала связь со спутником была потеряна, а потом, когда ее удалось восстановить, оказалось, что двигательная установка не сработала.

Сейчас аппарат, вместо того, чтобы взять курс на Марс, по прежнему находится на околоземной орбите.

«Возможно, аппарат не прошел ориентацию и поэтому не включились двигатели, сообщил глава Роскосмоса Владимир Поповкин. – Посмотрим телеметрию, и будет более понятная картина. Думаю, в течение дня мы уже поймем, что произошло. Сейчас группа работает и здесь, на Байконуре, и в Москве. Мы сейчас перелетим в Москву, там мы будем ближе к источникам информации, потому что работают станции Медвежьих озер.

Аппарат должен был переориентироваться по Солнцу и звездам… по всей видимости, что-то произошло на этом этапе.

У нас есть целый ряд версий. Специалисты работают. Наши средства РКО (Ракетно-космическая оборона – система контроля космического пространства, в частности – «Газета.Ru») первые его обнаружили, выдали координаты, NORAD (North American Aerospace Defense Command – Командование воздушно-космической обороны Северной Америки – «Газета.Ru») подтвердил. Аппарат находится на опорной орбите. Он застрахован. Мы застраховали его на 1,2 млрд рублей – это реальная стоимость самого аппарата. Весь ОКР стоит около 5 млрд, сам аппарат – 1,2 млрд. Страховой случай заканчивается после того как аппарат на отлетную траекторию.

Пока он на опорной орбите, это страховой случай. Но я не хочу пока об этом говорить.

Больше 15 лет мы ничего не делали, и не делать нельзя было. Мы это понимаем, и если говорить откровенно, мы понимали риск, на который мы идем, но на него либо надо было идти, либо признать, что мы вообще отстали. Если станция будет потеряна, это, конечно, будет большой удар по престижу, в первую очередь. Но благодаря тому, что мы делали этот аппарат, мы, самое главное, сумели подтянуть молодежь. Если б мы его не делали, то все, что делал Советский союз, было бы потеряно. Сейчас процентов на 40 НПО имени Лавочкина состоит из людей до 35 лет, которые занимались этой программой».

Если неполадки аппарата «Фобос-Грунт» связаны с программным сбоем, а не с отказом оборудования, то есть шансы на то, что маршевая двигательная установка все же заработает, и аппарат направится к Марсу. Но на то, чтобы специалистам удалось это сделать, у них есть только три дня – пока не разрядятся аккумуляторные батареи аппарата.

«Газета.Ru» следит за развитием событий.

В случае успеха аппарат почти через год должен был достичь своей главной цели – марсианского спутника Фобос. Задача станции – собрать и доставить на Землю грунт этого малого тела Солнечной системы.

Покорить Фобос российские ученые пытаются уже второй раз. Правда, первая попытка состоялась в советские времена, в конце 80-х. И задача той миссии была несколько проще: дистанционное изучение марсианского спутника. Однако две станции – «Фобос-1» и «Фобос-2» – не справились. Первый «Фобос» был потерян еще на подлете к Марсу, связь со вторым аппаратом была утрачена, когда он уже сближался с Фобосом. Следующая марсианская экспедиция стартовала только в 1996 году, но закончилась еще быстрее и еще большей неудачей. Автоматическая станция «Марс-96» из-за отказа разгонного блока даже не вышла на отлетную траекторию, и разрушилась при входе в атмосферу Земли через 5 часов после запуска.

«Был бы Келдыш, он сказал бы веское слово»
Столетие со дня рождения Мстислава Келдыша должно бы стать поводом лишний раз рассказать о достижениях отечественной науки, считает его ученик, академик РАН Михаил Маров, который поделился с «Газетой.Ru»...

«Буквально сразу после той катастрофы, когда были полные разброд и шатание, когда не было никакого финансирования, была только группа энтузиастов, которая решила, что планетные программы исследования Солнечной системы не должны быть потеряны», – вспоминает сейчас замдиректора Института биохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН Михаил Маров о том, как возникла идея миссии «Фобос-грунт». По его словам, решение принималось по двум ключевым критериям: должна быть создана научная станция нового поколения, куда более легкая, чем предыдущие станции; и должна быть поставлена научная задача, которая не дублировала бы проекты, которые разрабатывались американскими и европейскими учеными с их уровнем финансирования.

«Нам нужно было найти свою нишу. И эта ниша – исследование Фобоса – как раз вобрала в себе несколько принципиальных научных задач», – поясняет Маров.

Почему Фобос?

Во-первых, денег на полеты к другим планетам у России до сих пор не было. «Фобос-грунт», по примерным оценкам, обходится в 5 млрд рублей. Для сравнения: создание двух марсоходов – Spirit и Opportunity в рамках американской программы Mars Exploration Rover, их запуск, посадка и операционные действия на марсианской поверхности в течение 90 дней обошлись США в $820 млн (почти 26 млрд рублей по нынешнему курсу). И марсоходы оказались настолько упорными, что вместо нескольких месяцев проработали в агрессивной марсианской среде несколько лет, увеличив стоимость миссии почти до миллиарда долларов. Европейский проект Mars Express по дистанционному изучению Марса обошелся в €150 млн (почти 6,5 млрд рублей). Плюс еще около 66 млн фунтов стерлингов (3,3 млрд рублей) потратили британские инженеры на создание Beagle 2 – посадочного модуля, который в 2003 году был доставлен на орбиту Марса станцией, но после посадки так и не вышел на связь. О таком финансировании в конце 90-х российские ученые и не мечтали.

Пример для «Фобос-Грунта»
Впервые в истории человечества представлены результаты исследований проб астероида. Японские ученые, исследовавшие астероид Итокава с помощью зонда Hayabusa, пришли к выводу, что это небесное тело похоже...

Во-вторых, задача, поставленная перед «Фобос-грунт», действительно уникальна.

Грунт с малого тела Солнечной системы на Землю уже доставляли и в больших объемах, но это грунт Луны. Помимо этого лишь небольшое количество вещества астероида Итокава привез в прошлом году японский аппарат Hayabusa, а за несколько лет до этого американский зонд Stardust успешно отправил земным ученым образцы вещества кометы Вильда.

Привезти на Землю грунт не с планет, так хотя бы с их спутников, пока никто не решался. Конечно, прекрасно было бы получить песок с самого Марса, говорят ученые, но пока это только мечта. Сила притяжения на Марсе в три раза меньше, чем на Земле, тем не менее, для того, чтобы «оторвать» посадочный модуль от поверхности планеты, нужны мощные двигатели. И строительство научной станции, которой эта задача будет под силу, – отдаленная перспектива. Фобос – куда более удачный вариант.

Директор Института космических исследований Лев Зеленый напомнил, что этот марсианский спутник давно будоражит ученых. В середине прошлого века знаменитый отечественный астроном Иосиф Шкловский даже выдвинул версию о том, что Фобос на самом деле – полая стальная сфера со стенками толщиной 76 см, то есть не естественный, а искусственный спутник Марса, созданный некой цивилизацией. К такому выводу его подтолкнули данные о том, что плотность Фобоса действительно очень мала, а сам спутник замедляется, постепенно приближаясь к Марсу.

«Долговременная цель – это колония на Луне»
Своими воспоминаниями о 12 апреля 1961 года и мыслями о научных космических планах России в интервью «Газете.Ru» поделился директор Института космических исследований (ИКИ РАН) академик Лев Зеленый. Он...

Сейчас, отметил Лев Зеленый, хорошо известно, что Фобос – все же естественный спутник планеты. Это глыба диаметром 20 км, с низкой плотностью, похоже, пористой структурой, он находится на расстоянии 10 тыс. км от Марса и под воздействием силы тяготения планеты приближается к ней примерно на 4 см в год. «Дальнейшая судьба Фобоса более-менее понятна, – сказал директор ИКИ. – Через несколько сотен миллионов лет он упадет на Марс и создаст там кратер диаметром 500 км. На Марсе таких кратеров много, и может быть это предыдущие «фобосы», которые до нас уже не дожили».

Однако откуда у Марса появился этот спутник, ученые сказать точно пока не могут. Наиболее обоснованной кажется версия о том, что Фобос, как и более далекий от Марса Деймос, захвачены Марсом из пояса астероидов, расположенного сравнительно недалеко от этой планеты – между орбитами Марса и Юпитера. Но, по словам Зеленого, расчеты показывают, что такой астероид захватить на орбиту все же очень трудно. «И тот геохимический анализ, который будет проведен с грунтом Фобоса, позволит определить, к какому классу небесных тел он все-таки принадлежит – к классу астероидов или к классу тех тел, которые связаны с планетами. То есть является ли он частью Марса», – пояснил Лев Зеленый.

«Целый ряд вопросов, который мы адресуем Фобосу, непосредственно связаны с той задачей, которая сейчас стоит перед мировым научным сообществом, – говорит Михаил Маров. – Это действительно фундаментальная проблема современной космогонии. Мы хотим получить ответ на вопрос: как образовывалась наша Солнечная система». «Сейчас открыто почти 600 планет у других звезд приблизительно Солнечного типа, но мы пока не можем ответить на вопрос, как вообще формировались планетные системы, – отметил ученый. – Особенно это важно с учетом того, что пока не найдены планеты, похожие на Землю. И вообще конфигурации планетных систем других звезд не похожи на Солнечную систему.

«То есть Фобос может помочь нам получить ответ на вопрос, насколько Солнечная система уникальна среди огромного количества других звезд, похожих на наше Солнце», – уверен Маров.

Риски экспедиции

«Мы действительно идем на очень сложный проект, наверное, на самый сложный в истории и российской, и советской, конечно, космической науки, но может быть и мировой», – говорит Лев Зеленый. Это признал и глава Роскосмоса Владимир Поповкин. «Новизна космического аппарата «Фобос-грунт», с учетом того что мы 20 лет ничего не делали, даже свыше 90%, – сказал он на встрече с депутатами Госдумы. – И мы понимаем, что это риск, но мы понимаем и другое: если мы не запустим его в этом году, то в 2013 году этот аппарат уже бесполезно запускать, а если мы начнем новый изготавливать, то мы уйдем в 2016 год и дальше… Это очень рискованное дело, но, как инженер, работающий всю жизнь в этой области, я скажу, что это оправданный риск, мы понимаем, на что мы идем».

В идеале надо было бы отработать все системы станции на околоземной орбите, надо было бы сделать дубль (вторую аналогичную станцию), но «все это – значительные ресурсы», говорит Виктор Хартов, генконструктор НПО им. Лавочкина, где создавался «Фобос-грунт». «В данном случае выбрана другая стратегия, – пояснил он. – Это максимальные задачи в ограниченных ресурсах. В результате, конечно, параметры рисков выросли. Но в научном комплексе так часто принято».

«Так что приключений и у нас может быть довольно много, – прогнозирует конструктор. – Но мы сделали все возможное для того, чтобы аппарат с ними успешно справился».

Вся экспедиция займет примерно 34 месяца. Перелет к Марсу составит чуть более 300 дней. На подлете будет проведено торможение, станция выйдет на орбиту искусственного спутника Марса, где от нее отделится китайский микроспутник Yinghuo-1 («Светлячок»). Затем «Фобос-грунт» сблизится с орбитой Фобоса и в автоматическом режиме совершит посадку на марсианский спутник в юго-восточной части равнины Лагада. Гравитация на Фобосе в 1,4 тыс. раз меньше, чем на Земле, 1,5-тонный посадочный аппарат будет весить около 500 г, так что ему придется «прижиматься» к поверхности Фобоса с помощью двигателей прижима. Здесь аппарат проведет исследования и соберет грунт (предусмотрены манипуляторы и для рыхлой, и для твердой поверхности). Затем возвращаемый аппарат стартует с Фобоса и отправится обратно, к Земле. Перелет продлится еще 10-11 месяцев.

Российский телескоп улетел в космос
Российский радиотелескоп «Радиоастрон», угловое разрешение которого в тысячи раз превысит аналогичный параметр для работающего в оптическом диапазоне «Хаббла», успешно запущен в космос. В ближайшие часы...

Наконец, летом 2014 года капсула с грунтом войдет в плотные слои атмосферы и упадет на полигоне Сары-Шаган. На Землю она доставит не более 200 граммов грунта Фобоса.

Результаты миссии

Анализ внеземного вещества будет проведен в Институте биохимии и аналитической химии им. Вернадского. Однако замдиректора института Михаил Маров предупредил, что сейчас российская наука «не до конца готова к тому, чтобы провести весь комплекс возможных исследований».

«Да, и Институт геохимии, и в другие институты РАН располагают очень и очень качественной аналитической аппаратурой, – сказал ученый. – Но очень многие из этих приборов достаточно сильно устарели по сравнению с тем современным уровнем, который есть в лабораториях на Западе». «Поэтому мы ставим вопрос о том, что необходимо дооснастить эти лаборатории для того, чтобы действительно извлечь по максимуму ту информацию, которая будет содержаться в этом веществе». Особенно это важно, по словам Марова, если станции не удастся доставить на Землю 100-200 граммов, а в капсуле окажутся «только отдельные пылинки, которое требует очень и очень высокоточной аппаратуры».

По существующим нормам, напомнил ученый, Россия должна будет передать зарубежным партнерам определенные пробы полученного вещества. «Хотелось бы получить максимум информации нам, самим, прежде чем мы войдем в кооперацию с иностранными коллегами», – сказал Михаил Маров.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer