Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Госкомпаниям предъявили оферту


7 декабря 2011 года Анна Занина, Елена Киселева, Коммерсантъ


ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), получив в 2007 году свыше 38% Нижегородского авиастроительного завода "Сокол", должна была направить акционерам предложение о выкупе акций. Такое решение вчера вынес президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) в рамках спора ОАК с Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Теперь служба может предъявить аналогичные претензии и другим подконтрольным государству структурам, которым передавались акции государственных ОАО, и потребовать выставления оферты. Под ударом могут оказаться крупнейшие получатели госактивов — "Ростехнологии" и ОАК.

 В сентябре 2009 года ФСФР провела проверку по жалобе частного инвестора Дениса Панасюка и установила, что, получив 19 февраля 2007 года 38% ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"" (в ноябре 2009 года доля корпорации увеличилась до 63,81%), ОАК не направила акционерам завода обязательное предложение о выкупе акций (оферту). Это является нарушением п. 1 ст. 84.2 закона "Об акционерных обществах" (АО). На основании этого служба 26 января 2010 года оштрафовала ОАК на 50 тыс. руб., а 12 февраля 2010 года вынесла предписание об устранении допущенных нарушений. 

ОАК обратилась в суд. Основным доводом корпорации было то, что передача акций осуществлялась между аффилированными лицами — РФ в лице Росимущества и ОАК (на 90,01% принадлежит государству),— поэтому она не должна была направлять обязательное предложение о выкупе акций. Кроме того, ОАК в суде ссылалась на то, что у акционеров по закону вообще нет права требовать направления оферты, а ФСФР не имеет полномочий выносить такое предписание. Суды трех инстанций Московского округа приняли сторону ФСФР, подчеркнув, что РФ не является хозяйствующим субъектом и не может считаться аффилированной с подконтрольными ей компаниями, а ОАК обязана была направить оферту, но не сделала этого, следовательно, предписание ФСФР является законным. 
 
Однако 28 сентября коллегия ВАС передала дело в президиум для пересмотра, признав ОАК и РФ аффилированными лицами. Коллегия ВАС указала, что цель направления оферты — защитить миноритариев от изменения стратегии после смены контроля над компаний, а "в том случае, если контроль над обществом передается зависимому аффилированному лицу в рамках группы лиц, вероятность существенного изменения стратегии отсутствует". Кроме того, в определении напоминается о поправках к закону "Об АО" от 3 ноября 2010 года, отменяющих обязанность оферты для случаев, если РФ вносит акции в уставный капитал ОАО, принадлежащего государству более чем на 50%, или в случае внесения акций в оплату допэмиссии акций (по закрытой подписке) стратегического предприятия или ОАО. Это, по мнению тройки судей, полностью соответствует ситуации с ОАК. 
 
Вчера же президиум ВАС оставил в силе решения судов в пользу ФСФР. По мнению управляющего партнера адвокатского бюро "Бартолиус" Юлия Тая, теперь служба может предъявить аналогичные претензии и другим подконтрольным государству компаниям, которым передавались акции государственных ОАО, и потребовать выставления оферты. "Это решение президиума подтвердило общую позицию ВАС, что государство не должно иметь особых привилегий",— замечает партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Александр Некторов. Кроме того, поправки к закону "Об АО" не имеют обратной силы, следовательно, все аналогичные случаи приобретения акций до 18 ноября 2010 года (вступление поправок в силу) должны влечь за собой направление оферты. "Начав передачу акций госпредприятий корпорациям без внесения поправок в закон, государство тем самым само себя наказало",— отмечает Юлий Тай. 
 
"Пока постановление президиума ВАС не будет изготовлено в полном объеме, мы не можем дать развернутого комментария по решению суда",— заявил вчера "Ъ" официальный представитель ОАК. Источник в корпорации отметил, что в истории ОАК было всего два случая с необходимостью выставления оферты. "Первый случай — это преобразование ОАК путем вхождения в нее корпорации "Иркут" в начале 2007 года. Тогда частным акционерам "Иркута" в лице сотрудников предприятия и его менеджмента была выставлена оферта, и часть миноритариев ею воспользовалась. Никаких проблем с частными акционерами не возникло",— пояснил собеседник "Ъ". 
 
Александр Некторов напоминает, что срок для привлечения к административной ответственности за нарушение правил приобретения более 30% акций ОАО — один год. Однако с момента приобретения ОАК акций завода "Сокол" в феврале 2007 года до наложения штрафа ФСФР прошло почти три года. "ФСФР, скорее всего, расценила это правонарушение как длящееся — тогда оно начинается после истечения 35 дней для направления оферты и длится до тех пор, пока она не будет выставлена",— объясняет господин Некторов. Юлий Тай полагает, что материальные санкции ФСФР не будут слишком существенны для корпораций (ст. 15.28 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф от 50 тыс. до 500 тыс. руб.), однако главным последствием является то, что оферту все-таки придется выставить. 
 
Помимо ОАК, крупнейшими получателями госактивов являются ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" и госкорпорация "Ростехнологии", которой досталось больше всего пакетов акций ОАО. При формировании госкорпорации в 2008 году государство передало в ее капитал пакеты нескольких сотен предприятий, в том числе более 80 ОАО с долей выше 30%, у которых на тот момент были частные собственники. 
 
В частности, "Ростехнологии" получили 51% волгоградского ОАО "Химпром", 50% плюс 1 акцию самарского ОАО "Авиаагрегат", 39% ОАО "Всероссийский институт легких сплавов". Кроме того, госкорпорации был передан 51% акций ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование"" (КАО). 49% КАО принадлежало ОАО "Объединенный авиаприборостроительный консорциум" (основной владелец — экс-гендиректор КАО Сергей Бодрунов). Также госкорпорация получила госпакет в размере 61,2% акций ОАО "Концерн "Авионика"", объединяющего 19 предприятий авиационного приборостроения. По данным участников рынка, президент концерна Гиви Джанджгава контролирует около 25%. В 2009 году на базе этих и других предприятий авионики "Ростехнологии" создали концерн "Авиаприборостроение". Ожидалось, что частные акционеры получат доли в этом ОАО, но этого до сих пор не произошло — согласно ЕГРЮЛ, 100% в нем принадлежат "Ростехнологиям". 
 
Вчера в "Ростехнологиях" "Ъ" заявили, что никаких претензий со стороны ФСФР относительно невыставленных оферт к ним не поступало. "У нас таких нарушений не было, поскольку мы вносили ряд изменений в законодательство в связи с формированием госкорпорации",— утверждает представитель "Ростехнологий". 
 
Действительно, согласно поправкам к закону "Об акционерных обществах" от 7 мая 2009 года, обязательное предложение о выкупе не направляется в случае приобретения акций в целях формирования имущества госкорпорации, созданной на основании федерального закона за счет имущественного взноса РФ. Однако эти поправки вступили в силу лишь 29 декабря 2009 года, к этому времени "Ростехнологии" уже получили все свои основные активы. "То есть по акциям, приобретенным до этой даты, "Ростехнологии" обязаны выставлять оферту, а после — только в случаях, когда акции были куплены или получены за долги от частных компаний",— говорит господин Некторов. 
 
Получить комментарий в ФСФР "Ъ" вчера не удалось.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBohPd
Рекомендуем: https://youdo.com/lawyer/civillaw/building/, подробнее >>
Рекомендуем: https://youdo.com/auto/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer