Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Игорь Ашурбейли стал обычным зрителем концерна


7 февраля 2011 года Иван Коновалов, Елена Киселева, КоммерсантЪ


В российском оборонно-промышленном комплексе произошла очередная знаковая отставка. Спустя всего несколько дней после объявления об уходе главы Объединенной авиастроительной корпорации Алексея Федорова (см. "Ъ" от 1 февраля) своего поста лишился и Игорь Ашурбейли, гендиректор Головного системного конструкторского бюро (ГСКБ) концерна ПВО "Алмаз-Антей" — одного из крупнейших предприятий российской оборонки. Как отмечают источники "Ъ", на этот раз причиной громкой отставки стал системный конфликт интересов между головной управляющей компанией "Алмаз-Антея" и ГСКБ, которое играло в концерне слишком большую роль и не хотело ее уступать.

Решение об отставке господина Ашурбейли было принято советом директоров ОАО "ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей"" и обнародовано в минувшую пятницу. Одновременно с этим заявление об уходе по собственному желанию написал его первый заместитель — генеральный конструктор ГСКБ Александр Лаговиер. Как заявили "Ъ" в концерне, решение членов совета директоров по смене руководства ГСКБ было единогласным, а также отметили, что это "не является чем-то экстраординарным, это полностью рабочий момент, характерный для быстро развивающейся крупной компании". Теперь, по заявлению представителя концерна, господин Ашурбейли намерен заняться реализацией новых проектов.
 
Игорь Ашурбейли, возглавлявший ГСКБ "Алмаз-Антей" с 2000 года, стал за это время одной из самых заметных фигур российского оборонно-промышленного комплекса.
 
Стабильный и высокий спрос на разработанные ГСКБ зенитные ракетные системы у зарубежных заказчиков гарантировал и ГСКБ, и всему концерну устойчивый доход и, как следствие, самые высокие строчки в рейтингах предприятий российского ОПК. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил "Ъ", что "Игорь Ашурбейли был хорошим кризисным менеджером, который много сделал для предприятия в предыдущее десятилетие". Однако определенное количество претензий накопилось и к нему, и чаще всего они открыто исходили от военных.
 
В Государственной программе вооружений РФ на 2007-2015 годы была запланирована закупка 18 дивизионов новейших зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 "Триумф". Однако на настоящий момент начиная с 2007 года войска получили только два дивизиона. По словам самого Игоря Ашурбейли, в прошлом году на боевое дежурство должны были встать еще два дивизиона (см. "Ъ" от 30 апреля 2010 года), но до сих пор Минобороны не подтвердило, что это произошло. Кроме того, комплекс С-400 до сих пор не получил дальнюю ракету, которая и должна обеспечить ему решающее превосходство над всеми конкурентами среди аналогичных систем. В конце 2009 года главнокомандующий военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Александр Зелин открыто критиковал то, как слабо в ГСКБ ведется и разработка перспективной системы С-500, и производство С-400, настаивая на интенсификации работ вдвое-втрое.
 
Однако, как удалось выяснить "Ъ", причиной увольнения гендиректора ГСКБ стало вовсе не недовольство им как исполнителем со стороны государства-заказчика или армии по поводу каких-то сбоев в поставках (такие претензии были и раньше, но господин Ашурбейли всегда умел грамотно парировать их). Источник "Ъ" в совете директоров ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"" утверждает, что на этот раз все дело в уже довольно давнем "системном конфликте интересов между ГСКБ и управляющей компаний, которой фактически является сам концерн ПВО". Этот конфликт был заложен еще при создании ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"", считает собеседник "Ъ".
 
"Изначально предполагалось полноценное слияние НПО "Антей" и НПО "Алмаз", но произошло следующее: НПО "Антей", у которого на тот момент была лицензия на экспорт вооружений, в целях сохранения этой лицензии был просто переименован в "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"", а НПО "Алмаз", головной разработчик практически всех систем ПВО, стало экономически независимым ГСКБ, которое напрямую работало с ФГУП "Рособоронэкспорт" и Минобороны. Это привело к тому, что центр корпоративного управления и центр прибыли фактически оказались в разных местах. Последний контролировал господин Ашурбейли, что и стало поводом для периодических разногласий с руководством концерна",— пояснил "Ъ" другой член совета директоров "Алмаз-Антея", отметив, что "Ашурбейли всегда отстаивал точку зрения, что продавать военную продукцию должны сами разработчики". И согласно бухгалтерской отчетности двух компаний, например, за 2009 год (по 2010 году она еще не обнародована), ГСКБ "Алмаз-Антей" имело выручку от реализации продукции в 13,76 млрд руб. при прибыли в 1,25 млрд, а головной концерн в целом — 15,89 млрд руб. выручки при прибыли в 1,48 млрд.
 
Источники "Ъ" говорят, что этот конфликт существовал последние несколько лет. Но особенно он обострился в прошлом году, когда решался вопрос, кто объединит под собой остатки отрасли и станет основным исполнителем новой масштабной госпрограммы по созданию единой системы ПВО и ПРО России пятого поколения, заказ на которую сулит еще большие государственные ассигнования. "Последней каплей стало присоединение к ГСКБ четырех компаний—разработчиков средств и систем ПВО-ПРО — ОАО "МНИИРЭ "Альтаир"", ОАО НИЭМИ, ОАО МНИИПА и ОАО НИИРП (оно завершилось совсем недавно.— "Ъ")",— добавляет один из собеседников "Ъ".
 
Источник "Ъ" из окружения Игоря Ашурбейли говорит, что его отставка стала "результатом компромисса сторон" — ГСКБ возглавил его давний коллега и первый заместитель Виталий Нескородов, из отрасли бывший гендиректор уходить не собирается и теперь займется собственными бизнес-проектами. Сам господин Ашурбейли вчера был недоступен для комментариев.
 
Отставка Игоря Ашурбейли продолжила цепочку замен знаковых руководителей в российском ОПК, долгие годы отвечающих за разработку наиболее амбициозных военных и космических программ России. Началось это с добровольного ухода со своего поста в 2009 году директора Московского института теплотехники Юрия Соломонова после серии неудач с испытаниями ракеты "Булава". В конце прошлого года президент Медведев за потерю четырех спутников ГЛОНАСС снял с должностей вице-президента, главного конструктора по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслава Филина и заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского. Неделю назад решением президента в отставку был отправлен президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer