Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Теракты передали в ведение компаний


23 марта 2011 года Екатерина Соболь, КоммерсантЪ


Теракт в Домодедово может изменить систему организации безопасности на транспорте. Минтранс хочет снять с себя большую часть ответственности за антитеррористические меры, переложив ее на аэропорты, порты, вокзалы и перевозчиков. Предложенные министерством меры приведут к увеличению как прямых затрат участников отрасли на безопасность, так и их рисков из-за возможных претензий пострадавших.

Минтранс подготовил предложения по внесению изменений в Административный и Уголовный кодексы РФ, ФЗ "О безопасности на транспорте" и Воздушный кодекс, а также ряд дополнительных документов, в частности "Требования по обеспечению транспортной безопасности" от 8 февраля, приказ Ространснадзора "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" от 26 января (N ГК-42фс). В марте они были направлены в правительство. Суть изменений в том, что Минтранс хочет снять с себя значительную часть ответственности за безопасность на транспорте, переложив ее на участников отрасли.

Минтранс и подконтрольные ему ведомства стали ответственными за безопасность на транспорте, в том числе террористическую, после появления в марте 2010 года указа президента "О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте" и внесения в июле изменений в ФЗ "О безопасности на транспорте". "Это создает путаницу, поскольку мы обязаны осуществлять непрофильные функции — фактически силовых ведомств",— говорит источник "Ъ" в министерстве. Особенно явной неразбериха в сферах ответственности стала после теракта в Домодедово 24 января. Тогда в результате взрыва террориста-смертника погибло 38 и пострадало 170 человек.

Сначала, по данным источников "Ъ", Минтранс изучал возможность создания новой структуры для поддержания безопасности на транспорте, чтобы потом переподчинить ее МВД. Но в итоге было решено передать эти функции службам безопасности транспортных узлов и перевозчиков. Источник "Ъ" в Госдуме связывает подобное решение с недостаточным финансированием транспортной отрасли и желанием государства переложить затраты на коммерческие компании.

Минтранс уже направил владельцам транспортной инфраструктуры новые "Требования по обеспечению транспортной безопасности" и соответствующий приказ. Службам безопасности будут переданы новые функции — "выявление и пресечение террористических актов", определение уровня террористической угрозы. Зона ответственности собственных служб безопасности расширится с "чистой" зоны (после предполетного досмотра) до зоны общего доступа (где как раз и произошел теракт в Домодедово) и подъездов к транспортным узлам. Согласно предложениям Минтранса, фактически службы авиационной безопасности аэропортов будут подстраховывать работников линейных УВД, дублируя их обязанности. Обсуждается возможность разрешить сотрудникам служб безопасности носить оружие и проверять документы на территории транспортных узлов. Ранее этими правами обладали лишь сотрудники линейных УВД.

От авиакомпаний, например, потребуется "назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на каждом самолете", оборудовать воздушные суда "необходимыми средствами по контролю" за безопасностью. Перевозчики пока не готовы оценить финансовые затраты в силу "отсутствия конкретики" в нововведениях. "Но в ближайшее время Минтранс обещал внести ясность в свои требования",— пояснил "Ъ" гендиректор одной из авиакомпаний.

Аэропорты подсчитывают дополнительные расходы, которые повлечет изменение правил. По данным гендиректора екатеринбургского аэропорта Кольцово (2,74 млн пассажиров в 2010 году) Евгения Чудновского, только привлечение новых сотрудников в аэропорт увеличит затраты на безопасность на 10%, (примерно на 30 млн руб. в год). Источник "Ъ" в Домодедово (крупнейший в России аэропорт; 22,2 млн человек в 2010 году) говорит, что им потребуется как минимум сто новых сотрудников.

Кроме того, управляющие компании аэропортов, вокзалов и портов должны будут оборудовать дополнительными спецсредствами не только сами здания, но всю сопредельную транспортным узлам инфраструктуру. Например, автостоянки — ограничителями высокой скорости и средствами спецконтроля. Гендиректор "Базэл Аэро" Сергей Лихарев не смог подсчитать, каких именно затрат потребуют эти нововведения, но полагает, что они могут быть "существенными". "Этот приведет к росту аэропортовых сборов, а значит, и цен на авиабилеты",— уверен заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов. Он поясняет, что аэропорты будут брать дополнительные сборы с авиакомпаний, а те, вероятнее всего, переложат их на плечи пассажиров.

В ОАО РЖД говорят, что выполнение требований Минтранса возможно лишь при внесении изменений в целый ряд нормативных документов и дополнительном финансировании этих мер. "В инвестпрограмме ОАО РЖД в таком большом объеме затраты на безопасность не предусмотрены",— пояснили в монополии. Скажется ли возможный рост затрат на безопасность на тарифах для пассажиров и грузоотправителей в ОАО РЖД уточнить не смогли, подчеркнув, что "подобное решение должны принимать наши собственники".

Эксперт Международной организации гражданской авиации и комитета по транспорту Госдумы Виталий Бордунов добавляет, что появление новых требований к владельцам транспортной инфраструктуры и перевозчикам повлечет "не только увеличение их финансовой нагрузки, но и административной и даже уголовной ответственности". Так, при утверждении предложенных Минтрансом изменений пассажиры в случае теракта смогут предъявлять претензии не к государству, как это предусматривает нынешнее российское законодательство, а к собственникам транспортных узлов. В российских аэропортах, в частности компаний "Новапорт" (аэропорты Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Челябинска и Астрахани) и "Ренова" (аэропорты Екатеринбурга и Нижнего Новгорода) уже заявили, что намерены теперь страховать ответственность не только перед авиакомпаниями, как раньше, но и перед пассажирами от терактов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer