Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пора по хабам


12 апреля 2011 года Светлана Сухова, Итоги


Правительство объявило о предстоящем слиянии двух крупнейших аэропортов страны — Шереметьево и Внуково. Управлять их терминалами будет особая структура, куда войдут представители частных и государственных инвесторов. Озвучена и цель объединения — после того как новый авиатранспортный узел заработает, он будет приватизирован. «Итоги» решили разобраться, может ли в Москве появиться по-настоящему конкурентоспособный авиаузел и будет ли от этого хорошо рядовому пассажиру.

Слить и продать
 
Приговоренные к объединению аэропорты — весьма разношерстные с точки зрения структуры собственности. Скажем, во Внуково собственников несколько — это московские власти (75-процентная доля в основном терминале и 25 процентов в недавно построенном международном терминале В), а также группа частных инвесторов во главе с Виталием Ванцевым (четвертая часть акций в ОАО «Аэропорт Внуково» и 75 процентов в терминале В).
 
В Шереметьево большей частью терминалов (B, C, E, F и грузовым) управляет ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» («МАШ») со 100-процентным участием государства. Недавно построенным терминалом D управляет ОАО «Терминал», где контрольным пакетом акций владеет ОАО «Аэрофлот». Остальные акции делят между собой ВЭБ и ВТБ.
 
Власти не скрывают, что целью создания этого суперхолдинга является его дальнейшая выгодная перепродажа: по словам вице-премьера Сергея Иванова, государство ждет от нее «сотни миллиардов рублей». К слову, избавиться от собственности в виде аэропортов государство пытается давно. В 2004 году Fraport (немецкая компания, управляющая аэропортами Франкфурта, Ганновера, Саарбрюккена, Лимы, Анталии и терминалом в австралийском Брисбене) проявляла интерес к возможности покупки «Альфа-Шереметьево». Но сделка не состоялась. А за год-полтора изменилась ситуация: иностранцев да и отечественных олигархов после кризиса перестал интересовать отдельно взятый московский аэропорт, не говоря уже о его части (без нового терминала D). Играть — так по-крупному. Короче, в 2009 году, когда в правительстве вновь подняли тему приватизации Шереметьево, отклика со стороны потенциальных инвесторов не последовало.
 
Отставка Юрия Лужкова сделала возможным укрупнить выставляемый на торги лот, присоединив к «МАШ» столичную долю во Внуково. Дальше — больше: ОАО «Терминал» в немалом долгу перед ВЭБ (почти миллиард долларов), так что пул «шереметьевских» в будущем консорциуме будет полным.
 
Чтобы все это выгодно продать, нужно еще и очистить бизнес от долгов. Как заверил Сергей Иванов, федеральный бюджет в течение года изыщет 40—50 миллиардов рублей, которые пойдут Москве в качестве компенсации за расходы по развитию внуковского терминала.
 
Самостоятельно ни «Терминал», ни Внуково с долгами бы не рассчитались. По словам гендиректора консалтинговой компании Infomost Communications Бориса Рыбака, в 2009 году валовая выручка «МАШ» составила почти 300 миллионов долларов, а операционная прибыль — всего около 60 миллионов. Стало быть, нетрудно подсчитать, что «МАШ», пожелай он выкупить терминал D, потребовалось бы 20—25 лет на осуществление всех выплат — не направлять же всю прибыль на погашение долга! Ситуация во Внуково немногим лучше: в 2010 году аэропорт выручил 43 миллиона долларов, а операционная прибыль составила 7,5 миллиона.
 
Сообразить на троих
 
Можно ли считать, что дело сделано? Увы. «Главная задача правительства — выгодно продать аэропортовый конгломерат, — пояснил «Итогам» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Более того, продать не два, а три аэропорта, включая еще и Домодедово, потому что интерес потенциального инвестора только в том, чтобы стать монополистом». Уже циркулируют слухи о том, что вся история с объединением и была затеяна с подачи некоего стратегического инвестора, который намекнул Белому дому, что не прочь был бы заняться развитием московских аэропортов. Но всех сразу.
 
К Домодедово же, в планах объединения пока не значащемуся, власти, тем не менее, проявляют большой интерес. В отличие от своих «разношерстных» собратьев этот хаб однороден по структуре: им управляет одна компания — «Ист Лайн». Она, в свою очередь, принадлежит офшорной фирме FML. По данным СМИ, фактическими владельцами являются председатель совета директоров «Ист Лайна» Дмитрий Каменщик и глава наблюдательного совета аэропортового комплекса Валерий Коган. Но это, повторим, сведения неофициальные (после январского теракта Дмитрий Медведев выказывал явное неудовлетворение тем, что имена владельцев не раскрываются).
 
О том, что для развития московского авиаузла переговоры надо вести со всеми тремя аэропортами, еще год назад говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Советовали это правительству и эксперты «Тройки Диалог» и Credit Suisse. Уже тогда эксперты сочли этот совет сигналом к началу ожесточенной борьбы за самый инвестиционно привлекательный аэропорт Москвы. Вот и теперь нарастающие как снежный ком проблемы Домодедово — и с коллапсом на паспортном контроле и с отказом правительства строить там третью взлетно-посадочную полосу — многие рассматривают как звенья одной цепи. Ведь тот аэропорт, который получит третью ВПП первым, тот и будет править бал на рынке авиаперевозок в ближайшие 10 лет. Это конкурентное преимущество власти отдали Шереметьево. Мол, ему нужнее. Что подтвердил «Итогам» и пресс-секретарь «МАШ» Роман Генис: нынешняя пропускная способность аэропорта — 25 миллионов, но ее можно повысить до 35, была бы еще полоса.
 
Но проблема в том, что третья ВПП в Шереметьево — проект очень дорогой. Ведь помимо самого строительства требуются отселение людей и отчуждение земель, не говоря уже о переносе русел рек. Его примерная стоимость — 1,6 миллиарда долларов, тогда как в Домодедово, говорят эксперты, третья ВПП обошлась бы в 670 миллионов. Более того, «Ист Лайн» готов был даже спонсировать ее строительство. Не дали. Почему?
 
В декабре 2010 года консорциум из Credit Suisse и «Тройка Диалог» оценил активы трех аэропортов: Внуково в 0,5—0,7 миллиарда долларов, Шереметьево в 1,6—2,4 миллиарда и Домодедово в 4,1—5,1 миллиарда. Очевидно, что вес госпакета по двум аэропортам уступает капитализации Домодедово. С третьей ВПП стоимость аэропорта могла бы еще подрасти, а диспропорция увеличиться. Если же полоса будет у Шереметьево — все с точностью до наоборот. Более того, государству достаточно пообещать построить ВПП, а начать строительство, только когда холдинг из трех аэропортов будет сформирован. Причем там, где на тот момент будет выгоднее. Возможно, в том же Домодедово. На эту мысль экспертов навела не только дороговизна строительства ВПП в Шереметьево и технологические сложности, но и тот факт, что полоса там получится длиной только 3,2 километра, что не позволит принимать тяжелые магистральные авиалайнеры.
 
Нам бы в небо
 
Впрочем, кто хочет, тот добьется. Предположим на минуточку, что создать «трехчлен» государству удалось. Его потенциальный покупатель или концессионер получит монопольное управление воздушными потоками в Москве. А они гигантские — за прошлый год столичный авиаузел пропустил через себя около 50 миллионов человек, а к 2020 году планируется увеличение этой цифры вдвое. Чем больше поток, тем больше прибыль… А что получим мы, пассажиры?
 
Правительство устами Сергея Иванова настаивает на том, что новый авиаузел будет консолидирован не только юридически, но и технологически. Шереметьево, к примеру, может взять на себя дальние направления. Внуково — южные и среднемагистральные рейсы по России.
 
С разъединенными московскими ­аэропортами ситуация действительно странная. В отличие от Европы, где у каждой гавани своя специализация (чартеры, дискаунтеры, внутренние или международные рейсы), наши занимаются всем и сразу. И понятно, почему. На пассажире внутреннего рейса можно заработать на порядок меньше, чем на рейсах по СНГ, и на два порядка, чем на международных. Но решить эту проблему может объединение опять же не двух, а трех аэропортов. Иначе современный хаб Домодедово все равно будет отбивать хлеб у пула Внуково — Шереметьево. В наших условиях такая конкуренция бьет в первую очередь по карману пассажира. А вариант монтажа из Шереметьево и Внуково высокотехнологичного хаба не проходит: время трансфера, по международным нормам, не должно превышать 2,5—3 часа. То есть прилетевший во Внуково пассажир должен будет успеть за это время добраться до Шереметьево, зарегистрироваться, пройти предполетный досмотр и сесть в самолет. Туда же должны доставить его багаж. И это при столичных-то пробках?
 
Так что же в таком случае нас ждет? Создание полноценного трехзвенного узла (как оптимальный вариант) — перспектива весьма призрачная. Реально речь можно вести лишь о юридическом объединении Шереметьево и Внуково. И с уверенностью можно сказать, что сумятицы и неудобств от этого возникнет немало.
 
Во-первых, из-за грядущего ремонта ВПП во Внуково. В Домодедово в связи с этим планируют перевести рейсы Red Wings и частично «ЮТэйр».
 
Во-вторых, специальный летный отряд, обслуживающий первых лиц страны, вот-вот переберется в Шереметьево, что, по предварительным оценкам, понизит пропускную способность аэропорта на 15 процентов и создаст, мягко говоря, непростую ситуацию на многострадальной Ленинградке, которую будут то и дело перекрывать.
 
При этом сроки ремонта полос во Внуково откладываются. Это значит, что пострадают в первую очередь отпускники — работы придутся как раз на этот сезон! Стало быть — и это в-третьих — подвергнутся корректировке чартерные программы.
 
В-четвертых, пострадают и авиакомпании. В «Аэрофлоте», говорят, уже готовятся к возможным потерям в размере 300—400 миллионов долларов.
 
При этом надо учитывать, что каждый аэропорт имеет свою географическую специализацию. Например, рейсы из Армении всегда садились во Внуково, потому что армянская диаспора прочно оккупировала юго-запад Москвы. Точно так же армяне летают из Лос-Анджелеса «Аэрофлотом», а не Lufthansa или Delta. Словом, люди не любят менять своих предпочтений, их к этому можно только вынудить.
 
Наконец, самый важный вопрос: ну а в перспективе снизятся ли цены на авиабилеты? «Ждать падения цен на авиауслуги вряд ли стоит, а значит, сохранятся и цены на билеты», — убежден Роман Гусаров. В годы кризиса перевозки упали на 15—20 процентов, а аэропортовые услуги выросли в цене на 20 процентов, то есть летать стали меньше, а те несчастные, кто продолжал это делать, платили за всех. Стало быть, цены на билеты будут продолжать расти.
 
Кстати, о low-cost. Вместо того чтобы снижать цену на аэропортовые услуги, российские власти обсудили возможность перевода чартеров, бизнес-рейсов и low-cost компаний во второстепенные подмосковные аэропорты. Владимир Путин, например, вспомнил о «замечательной полосе» в Раменском. Эта ВПП — самая длинная в Европе (5,4 километра), то есть потенциально на нее может сесть самолет любого класса. Вот только что делать трансатлантическому А380 в таком месте и как будут добираться до столицы его пассажиры? В общем, ВПП в Подмосковье есть, а вот обустроенных аэропортов с минимальной инфраструктурой почти нет. Разве что за исключением газпромовского Остафьево...
 
...В 2006 году возникла мысль объединить российские аэропорты по территориальному принципу — в Национальную управляющую аэропортовую компанию на базе Шереметьево. Но идея восьми хабов не прижилась: для ее окупаемости нужно было почти вдвое увеличить пассажиропоток в регионы, а у нас приличных региональных аэропортов по всей стране штук двадцать пять наберется.
 
Тут, правда, за дело взялись олигархи. «Базэл Аэро» принадлежит ряд ­аэропортов юга страны, «Ренова» Виктора Вексельберга занята обустройством аэропорта Нижнего Новгорода, а Толмачево (Новосибирск) занимается ООО «Новапорт», подконтрольный Роману Троценко.
 
Может, тут-то и зарыта альтернатива? Если довести до ума эти и другие региональные аэропорты и некоторые из них превратить еще и в международные ворота родины, московские воздушные гавани можно будет как минимум разгрузить от очередей и толчеи, а управляющим компаниям дать возможность оптимизировать ресурсы и заняться наконец реальной модернизацией. Деньгами, в конце концов, олигархи помогут...


комментарии (1):

Aero      13/04/2011 [00:41:19]#1
Такое ощущение, что статью писали несколько разных людей. Один делал обзор событий, вполне нормально, а второй (Катчан?) делал выводы и прогнозы. Такие перлы...!!!

"конкуренция бьет в первую очередь по карману пассажира" (новые экономические законы)
"время трансфера, по международным нормам, не должно превышать 2, 5—3 часа" (понятие МСТ мы не знаем)
"государству достаточно пообещать построить ВПП, а начать строительство, только когда холдинг из трех аэропортов будет сформирован" (вообще комментов не требует)
"тот аэропорт, который получит третью ВПП первым, тот и будет править бал на рынке авиаперевозок в ближайшие 10 лет" (три впп в ш только догонят две впп в д по впо)
ну и далее... смесь бреда и здравых наблюдений.













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer