Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающая сигара


20 мая 2011 года Florian Willershausen, WirtschaftsWoche


Что думают иностранцы о детище российского авиапрома – новом среднемагистральном самолете Superjet 100, двигатели для которого делают в Рыбинск на НПО «Сатурн»?

Выпустив новый региональный самолет Jet, российские поставщики самолетов хотят вновь обрести прежний успех. Но это будет сделать сложно.

Всегда интересно, как видят Россию жители иностранных государств. Этот материал был опубликован в апреле 2011 года в немецком журнале WirtschaftsWoche. С утверждениями статьи можно спорить или соглашаться, но это – представление о настоящем и будущем российского авиастроения глазами немецких экспертов.

Празднование технических достижений еще с советских времен стало одним из самых охотно соблюдаемых ритуалов российского общества. Список начинается с первого полета вокруг Земли, строительства мощной атомной подводной лодки или самого большого в мире грузового самолета. Однако, к сожалению, все эти достижения уже давно в прошлом. С момента распада Советского Союза инженеры ничем не удивляли своих соотечественников. И потому в Кремле вынуждены отмечать технические сооружения прошлого, как, к примеру, 50-ю по счету годовщину полета Юрия Гагарина вокруг Земли.

Как раз к юбилейной дате российский производитель самолетов Сухой поставляет свою первую машину Superjet 100. Армянская авиакомпания Армавиа проявила готовность назвать самолет по имени Гагарина. Так много символики – это совсем не случайно. Просто Россия хочет таким образом установить связь с успешными временами, когда такие производители, как Туполев, продавали свои модели тысячам клиентам и делали поставки почти половине планеты. Новая модель Сухого хочет показать: Россия опять в бизнесе.

 
 
Superjet 100 – первый пассажирский самолет со времен распада Советского Союз, который предназначен для продажи за границу. Вместе с тем русские хотят доказать, что могут строить экономичные, малошумные машины, которые надежны и просты в обслуживании.

Ради этого за дело взялись, засучив рукава. Уже даже по внешнему виду самолет SSJ 100 отличается от конкурентных моделей. Фюзеляж шире по сравнению с E-190 бразильского Embraer или CRJ-900 канадской компании Bombardier. По  сравнению с конкурентами количество мест в ряду 5, а не 4. Кроме того самолет короче других моделей и напоминает летающую сигару.

Кроме этого Сухой обещает больше места и комфорта. Благодаря лучшей аэродинамике потребление топлива снижается на 15% по сравнению с другими самолетами.

Компания Сухой (дочернее предприятие контролируемой государством объединенной авиастроительной корпорации) выбрасывает на рынок свою продукцию по неимоверно низкой цене – 32 млн. долларов. Бразильская модель стоит 42 млн. долларов, аэробус А 319 стоит почти в два раза дороже, чем российский самолет.

Строительство самолета начиналось масштабно. Для реализации плана была создана целая  международная кооперация, что для русских  совершенно не типично. Так, например, с французским поставщиком двигателей Snecma, относящемуся к группе Safran, русские произвели двигатель. Итальянская компания Alenia Aeronautica, являясь миноритарным акционером, отвечает за общий дизайн и маркетинг. Инженеры Boeing привлечены в качестве консультантов. 80% деталей поставляются от 30 международных поставщиков, среди них и немецкий концерн Liebherr, который поставляет кондиционеры, системы безопасности и управления.

На три тонны тяжелее

Однако, несмотря на все усилия конструкторов, все чаще самолет обнаруживает технические проблемы. Поставка затянулась на 2,5 года в связи с опоздавшей сертификацией. Вес самолета оказался на 3 тонны больше, чем ожидалось, и это сводит к нулю экономию топлива.
В большинстве своем причиной затягивания лицензирования послужили не конструкторские ошибки. Дело в том, что предприятие НПО «Сатурн», расположенное в городе Рыбинск Ярославской области (северном направлении от Москвы), специализировался до недавнего времени  на выпуске двигателей, силовых установок и турбин для легендарного Ту 154, и выпустк SaM146 стал новым опытом для предприятия. В дальневосточном Комсомольске-на-Амуре, где самолет монтируется окончательно, в советские времена никогда не производились пассажирские самолеты, а только военные истребители. Отсутствующий опыт изготовления коммерческих самолетов приводит к нестабильности. Так, 10 SSJ из-за проблем с двигателями «упали» в тестовом режиме.  Иногда российские газеты шутят, что Superjet не «супер», а просто Jet.
Кроме того на успешность проекта под название Superjet  немаловажное влияние оказывает судьба всей национальной отрасли, считают российские эксперты, например Роман Гусаров (AVIA.RU): «Если Superjet сорвется, то доверие к российской самолетной индустрии утратится как минимум на десятилетия».

Но этого-то государство точно не допустит, считает Гусаров: «Правительство будет продвигать самолет на рынок, независимо от того, сколько еще денег будет отправлено в «топку» проекта». Когда речь идет об имидже страны, количество денег не обсуждается.  До сегодняшнего года общая сумма вложений российских банков и правительства составляет 3,5 млрд. долларов. Сколько потребуется еще денег, не знают даже самые информированные эксперты.

Из-за задержавшейся поставки, технических проблем и ожидаемых претензий от клиентов расходы могут выйти из-под контроля, и амбициозная цель руководителя проекта Михаила Погосяна – выпустить 1000 самолетов за два десятилетия и завевать 15% доли мирового рынка – становится маловероятной.

В настоящий момент имеется 170 заказов, среди них только 120 имеют 100% гарантию. Но даже и они ходят ходуном. К числу наиболее крупных клиентов относится индонезийская фирма Kartika Airlines (30 заказов), у которой в настоящее время всего 5 старых самолетов для полетов средней дальности.  «Сухой» потерял тендеры на миллиард долларов на 30 машин для  итальянской Alitalia. Официально причина в задержке с поставками. Но тот факт, что SSJ 100 еще не был сертифицирован для полетов в воздушном пространстве ЕС, вызывали не меньшее раздражение заказчиков.

Поскольку политика «силы» не помогла, президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин продемонстрировали свой престижный самолет премьер-министру Италии Сильвио Берлускони в декабре. Берлускони – в черной куртке бомбардировщика – пообещал модели золотое будущее. Но выстрел цели не достиг.

Даже в странах СНГ, где русские ожидали успеха и игры по «домашним» правилам, не все идет гладко. Embraer поставляет авиакомпании «Эйр Астана» (Казахстан) уже в этом месяце первый самолет модели E-190. Бразильцы в отличие от «Сухого» обещают щедрые скидки. Украина тоже покупает самолеты у Embraer, Белорусь заключила контракт с канадской Bombardier.

Хотя моделей Embraer и Bombadier стоят дороже, чем русских Superjet, но они проверены на практике, производители уже заслужили доверие клиентов. Потенциальные клиенты «Сухого» прежде всего смотрят на Аэрофлот: крупнейшая в России авиакомпания была намерена уже в середине мая запустить в полеты несколько моделей, как было запланировано. И Виталий Савельев уже угрожал выставить производителю претензии в связи с техническими проблемами и большим расходом топлива.

Эти факторы не являются благоприятными для «Сухого». До сих пор не ясно, каким образом конструкторы смогут избавиться от трех лишних тонн и привести вес самолета к изначально обещанному.  «У меня есть большое опасение, что обещание поставить в этом году 18 воздушных судов, не состоится», – говорит Гусаров. Причины сомнений эксперта все в том же несоответствии технических характеристик самолета заявленных требованиям заказчиков.

До тех пор, пока «младенческие болезни» будут терзать SSJ 100, зарубежные авиакомпании, вероятно, будет обходить самолет стороной. А шанс на прорыв Superjet появляется только при наличии в клиентах крупных международных авиакомпаний.
Спасти честь России

Superjet 100 – это не просто очередной проект, это прелюдия к масштабному наступлению на пьедестал отасти. Головная компания «Сухого» – ОАК – уже работает над проектом МС-21, который должен стать конкурентом Airbus и Boeing-737. Кроме того МС-21 с таким же уровнем производительности может быть существенно дешевле существующих на рынке конкурентов.

Таким образом региональный самолет становится «лакмусовой бумажкой»  для определения жизнеспособности русских конструкций самолетов: SSJ 100, несмотря на провал, и амбициозный МС-21, вероятно, только начало атаки русских на международный рынок.
 
В этой связи, Михаил Погосян определенно находится под давлением. Он должен быстро поставить Superjet клиента, при необходимости – с большими. Потому что речь идет уже не о коммерческом успехе, а о престиже России как аэрокосмической нации. Погосян может либо спасти честь России, либо привести всю отрасль к полному краху.

Superjet и конкуренты

                                             Superjet        E-190  Embraer      CRJ-900 Bombardier
Длина, м                               29,94                36,24                             36,2
Ширина сиденья, см          46,5                   46                                 44
Кол-во мест в ряду                5                        4                                  4
Кол-во мест                            95                     98                                 86
Высота кабины, м               2,12                     2                                 1,89
Дальность полета              3048                3334                              2965
Вес, т                                       45,8                  50,3                              36,5
Цена ($ млн)                           32                     42                                 37

перевод сайта "Однажды в Рыбинске"



комментарии (1):

alexvaleri      24/05/2011 [19:17:35]#1
E-190 Embraer в комплектации LR (дальность полёта до 5, 000км) действительно имеет MTOW 50, 3 тонн.

Как эту цифру сравнивать с параметрами SSJ не ясно. Это разнве самолёты.

Так же нельзя просто так сравнивать SSJ c Boeing 737-500. Кто эксплуатирует парк Boeing не будет покупать два SSJ. Boeing 737 это вместимость от -500 до -900 моделей и дальностью полёта до 15, 000км.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBz7KW
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/nizhniy-novgorod/arendaavto/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer