← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Летающая сигара


20 мая 2011 года Florian Willershausen, WirtschaftsWoche


Что думают иностранцы о детище российского авиапрома – новом среднемагистральном самолете Superjet 100, двигатели для которого делают в Рыбинск на НПО «Сатурн»?

Выпустив новый региональный самолет Jet, российские поставщики самолетов хотят вновь обрести прежний успех. Но это будет сделать сложно.

Всегда интересно, как видят Россию жители иностранных государств. Этот материал был опубликован в апреле 2011 года в немецком журнале WirtschaftsWoche. С утверждениями статьи можно спорить или соглашаться, но это – представление о настоящем и будущем российского авиастроения глазами немецких экспертов.

Празднование технических достижений еще с советских времен стало одним из самых охотно соблюдаемых ритуалов российского общества. Список начинается с первого полета вокруг Земли, строительства мощной атомной подводной лодки или самого большого в мире грузового самолета. Однако, к сожалению, все эти достижения уже давно в прошлом. С момента распада Советского Союза инженеры ничем не удивляли своих соотечественников. И потому в Кремле вынуждены отмечать технические сооружения прошлого, как, к примеру, 50-ю по счету годовщину полета Юрия Гагарина вокруг Земли.

Как раз к юбилейной дате российский производитель самолетов Сухой поставляет свою первую машину Superjet 100. Армянская авиакомпания Армавиа проявила готовность назвать самолет по имени Гагарина. Так много символики – это совсем не случайно. Просто Россия хочет таким образом установить связь с успешными временами, когда такие производители, как Туполев, продавали свои модели тысячам клиентам и делали поставки почти половине планеты. Новая модель Сухого хочет показать: Россия опять в бизнесе.

 
 
Superjet 100 – первый пассажирский самолет со времен распада Советского Союз, который предназначен для продажи за границу. Вместе с тем русские хотят доказать, что могут строить экономичные, малошумные машины, которые надежны и просты в обслуживании.

Ради этого за дело взялись, засучив рукава. Уже даже по внешнему виду самолет SSJ 100 отличается от конкурентных моделей. Фюзеляж шире по сравнению с E-190 бразильского Embraer или CRJ-900 канадской компании Bombardier. По  сравнению с конкурентами количество мест в ряду 5, а не 4. Кроме того самолет короче других моделей и напоминает летающую сигару.

Кроме этого Сухой обещает больше места и комфорта. Благодаря лучшей аэродинамике потребление топлива снижается на 15% по сравнению с другими самолетами.

Компания Сухой (дочернее предприятие контролируемой государством объединенной авиастроительной корпорации) выбрасывает на рынок свою продукцию по неимоверно низкой цене – 32 млн. долларов. Бразильская модель стоит 42 млн. долларов, аэробус А 319 стоит почти в два раза дороже, чем российский самолет.

Строительство самолета начиналось масштабно. Для реализации плана была создана целая  международная кооперация, что для русских  совершенно не типично. Так, например, с французским поставщиком двигателей Snecma, относящемуся к группе Safran, русские произвели двигатель. Итальянская компания Alenia Aeronautica, являясь миноритарным акционером, отвечает за общий дизайн и маркетинг. Инженеры Boeing привлечены в качестве консультантов. 80% деталей поставляются от 30 международных поставщиков, среди них и немецкий концерн Liebherr, который поставляет кондиционеры, системы безопасности и управления.

На три тонны тяжелее

Однако, несмотря на все усилия конструкторов, все чаще самолет обнаруживает технические проблемы. Поставка затянулась на 2,5 года в связи с опоздавшей сертификацией. Вес самолета оказался на 3 тонны больше, чем ожидалось, и это сводит к нулю экономию топлива.
В большинстве своем причиной затягивания лицензирования послужили не конструкторские ошибки. Дело в том, что предприятие НПО «Сатурн», расположенное в городе Рыбинск Ярославской области (северном направлении от Москвы), специализировался до недавнего времени  на выпуске двигателей, силовых установок и турбин для легендарного Ту 154, и выпустк SaM146 стал новым опытом для предприятия. В дальневосточном Комсомольске-на-Амуре, где самолет монтируется окончательно, в советские времена никогда не производились пассажирские самолеты, а только военные истребители. Отсутствующий опыт изготовления коммерческих самолетов приводит к нестабильности. Так, 10 SSJ из-за проблем с двигателями «упали» в тестовом режиме.  Иногда российские газеты шутят, что Superjet не «супер», а просто Jet.
Кроме того на успешность проекта под название Superjet  немаловажное влияние оказывает судьба всей национальной отрасли, считают российские эксперты, например Роман Гусаров (AVIA.RU): «Если Superjet сорвется, то доверие к российской самолетной индустрии утратится как минимум на десятилетия».

Но этого-то государство точно не допустит, считает Гусаров: «Правительство будет продвигать самолет на рынок, независимо от того, сколько еще денег будет отправлено в «топку» проекта». Когда речь идет об имидже страны, количество денег не обсуждается.  До сегодняшнего года общая сумма вложений российских банков и правительства составляет 3,5 млрд. долларов. Сколько потребуется еще денег, не знают даже самые информированные эксперты.

Из-за задержавшейся поставки, технических проблем и ожидаемых претензий от клиентов расходы могут выйти из-под контроля, и амбициозная цель руководителя проекта Михаила Погосяна – выпустить 1000 самолетов за два десятилетия и завевать 15% доли мирового рынка – становится маловероятной.

В настоящий момент имеется 170 заказов, среди них только 120 имеют 100% гарантию. Но даже и они ходят ходуном. К числу наиболее крупных клиентов относится индонезийская фирма Kartika Airlines (30 заказов), у которой в настоящее время всего 5 старых самолетов для полетов средней дальности.  «Сухой» потерял тендеры на миллиард долларов на 30 машин для  итальянской Alitalia. Официально причина в задержке с поставками. Но тот факт, что SSJ 100 еще не был сертифицирован для полетов в воздушном пространстве ЕС, вызывали не меньшее раздражение заказчиков.

Поскольку политика «силы» не помогла, президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин продемонстрировали свой престижный самолет премьер-министру Италии Сильвио Берлускони в декабре. Берлускони – в черной куртке бомбардировщика – пообещал модели золотое будущее. Но выстрел цели не достиг.

Даже в странах СНГ, где русские ожидали успеха и игры по «домашним» правилам, не все идет гладко. Embraer поставляет авиакомпании «Эйр Астана» (Казахстан) уже в этом месяце первый самолет модели E-190. Бразильцы в отличие от «Сухого» обещают щедрые скидки. Украина тоже покупает самолеты у Embraer, Белорусь заключила контракт с канадской Bombardier.

Хотя моделей Embraer и Bombadier стоят дороже, чем русских Superjet, но они проверены на практике, производители уже заслужили доверие клиентов. Потенциальные клиенты «Сухого» прежде всего смотрят на Аэрофлот: крупнейшая в России авиакомпания была намерена уже в середине мая запустить в полеты несколько моделей, как было запланировано. И Виталий Савельев уже угрожал выставить производителю претензии в связи с техническими проблемами и большим расходом топлива.

Эти факторы не являются благоприятными для «Сухого». До сих пор не ясно, каким образом конструкторы смогут избавиться от трех лишних тонн и привести вес самолета к изначально обещанному.  «У меня есть большое опасение, что обещание поставить в этом году 18 воздушных судов, не состоится», – говорит Гусаров. Причины сомнений эксперта все в том же несоответствии технических характеристик самолета заявленных требованиям заказчиков.

До тех пор, пока «младенческие болезни» будут терзать SSJ 100, зарубежные авиакомпании, вероятно, будет обходить самолет стороной. А шанс на прорыв Superjet появляется только при наличии в клиентах крупных международных авиакомпаний.
Спасти честь России

Superjet 100 – это не просто очередной проект, это прелюдия к масштабному наступлению на пьедестал отасти. Головная компания «Сухого» – ОАК – уже работает над проектом МС-21, который должен стать конкурентом Airbus и Boeing-737. Кроме того МС-21 с таким же уровнем производительности может быть существенно дешевле существующих на рынке конкурентов.

Таким образом региональный самолет становится «лакмусовой бумажкой»  для определения жизнеспособности русских конструкций самолетов: SSJ 100, несмотря на провал, и амбициозный МС-21, вероятно, только начало атаки русских на международный рынок.
 
В этой связи, Михаил Погосян определенно находится под давлением. Он должен быстро поставить Superjet клиента, при необходимости – с большими. Потому что речь идет уже не о коммерческом успехе, а о престиже России как аэрокосмической нации. Погосян может либо спасти честь России, либо привести всю отрасль к полному краху.

Superjet и конкуренты

                                             Superjet        E-190  Embraer      CRJ-900 Bombardier
Длина, м                               29,94                36,24                             36,2
Ширина сиденья, см          46,5                   46                                 44
Кол-во мест в ряду                5                        4                                  4
Кол-во мест                            95                     98                                 86
Высота кабины, м               2,12                     2                                 1,89
Дальность полета              3048                3334                              2965
Вес, т                                       45,8                  50,3                              36,5
Цена ($ млн)                           32                     42                                 37

перевод сайта "Однажды в Рыбинске"




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2011/5/20/19602/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.