Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В гордом одиночестве


2 июня 2011 года Михаил Кукушкин, Московские новости


Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) прекратила сотрудничество с Ташкентским авиазаводом, который ранее пыталась включить в себя. Расставание последует сразу после того, как ОАК получит с четырехлетним опозданием два транспортных самолета Ил-76, изготовленных по заказу Иордании.

«Сегодня или завтра» в Россию перелетит последний самолет, собранный по заказу ВВС Иордании, сообщил вчера вице-премьер Сергей Иванов. Он признал, что планы по интеграции узбекистанского госпредприятия в ОАК «не состоялись», сообщает агентство АРМС-ТАСС. ОАК решила перенести производство новых модификаций Ил-76 в Россию.
 
Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ) создано на базе авиазавода, эвакуированного в 1941 году из подмосковных Химок. Оно было сборочной площадкой Ил-76 — самолета, составившего основу военно-транспортной авиации СССР и России, а в 1990-е годы ставшего популярным средством коммерческих грузовых авиаперевозок по всему миру. Всего выпущено больше 950 Ил-76 разных модификаций.
 
Российские власти с начала 2000-х годов, еще до создания ОАК, пытались интегрировать это важное предприятие в наш авиапром. К 2007 году многолетние переговоры, казалось, начали приносить плоды. Сергей Иванов тогда заявил по итогам своей поездки в Узбекистан, что ТАПОиЧ войдет в состав ОАК.
 
Однако стороны не смогли поделить контроль над предприятием. Узбекские власти согласны были уступить ОАК 50% акций завода, но российская сторона требовала не менее 50% плюс одна акция. Кроме того, на предприятии, которое в 1990-е годы резко уменьшило объем производства, стали очевидны признаки финансовой и технологической деградации. Что заставило Россию усомниться, нужен ли ей такой актив в принципе.
 
Скандал, разразившийся в 2006–2007 годах, эти сомнения укрепил. ТАПОиЧ продолжал штучно выпускать Ил-76 различных модификаций, военных и гражданских, по заказам российских компаний. В том числе для экспорта в третьи страны. При этом до 90% комплектующих поступало из России, активно использовался «задел» — фюзеляжи, частично собранные еще в советские годы. Однако предприятие не смогло справиться с объемом работ по контракту «Рособоронэкспорта» на поставку ВВС Китая 34 самолетов Ил-76МД и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 (это тоже одна из модификаций Ил-76). Сначала руководство ташкентского завода потребовало увеличить свою долю доходов от контракта, а в 2006 году окончательно отказалось подписывать протокол об участии в проекте. Контракт, стоимость которого, по экспертным оценкам, приближается к $1,5 млрд, был официально заморожен.
 
Контракт с Иорданией, об успешном исполнении которого говорил вчера Сергей Иванов, не столь велик, зато в его судьбе принимали участие первые лица государств. В августе 2005 года король Иордании Абдалла посетил авиакосмический салон МАКС в Жуковском и лично распорядился примерно за $100 млн приобрести два военно-транспортных самолета Ил-76МФ-ЭИ. Поставка была запланирована до 2007 года. В январе 2011 года президент Дмитрий Медведев в ходе визита в Иорданию был неприятно удивлен тем, что местные военные все еще ждут заказ. Возможно, это и стало одной из причин, побудивших Медведева в том же месяце отправить в отставку президента ОАК Алексея Федорова. В апреле в Иорданию прибыл первый из долгожданных Ил-76МФ, второй отправится туда же после предпродажной подготовки в России.
 
После провала китайского контракта ОАК решила разработать глубоко модернизированную модификацию самолета — Ил-476 и разместить ее окончательную сборку на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Там сейчас изготавливается первый экземпляр, летные испытания намечены на начало 2012 года. Военные в рамках программы оборонзаказа на 2011–2020 годы обещают предусмотреть покупку 50 таких машин, хотя сама программа еще не утверждена.
 
Пресс-служба «Рособоронэкспорта» вчера отказалась прокомментировать «МН» состояние дел по контракту с Китаем на 38 Ил-76 и Ил-78. Однако в марте 2011 года рыбинское НПО «Сатурн» поставило китайцам 55 двигателей Д-30КП-2. Это часть того же контракта. Логично предположить, что если китайцы покупают моторы к Ил-76, то, видимо, надеются рано или поздно дождаться и самих самолетов. «Правда, сторонам придется согласовать контракт заново», — считает директор Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Руслан Пухов.
 
«Я считаю, что все промышленные площадки авиапрома в странах СНГ обречены на смерть, — резюмировал Руслан Пухов. — Я думаю, что следующим будет украинский концерн «Антонов». Там, конечно, будут что-то производить, но уже не авиатехнику. ТАПОиЧ повторяет судьбу грузинского завода «Тбилавиашени», где сейчас собирают бронеавтомобили, а в советские времена там делали штурмовики Су-25». «Если ОАК чувствует себя в состоянии самостоятельно обеспечить выпуск Ил-476, то нет никаких оснований поддерживать старые связи с ТАПОиЧ», — поддерживает Руслана Пухова директор агентства «Инфомост» Борис Рыбак.
 
В конце прошлого года правительство Узбекистана, контролирующее 76,6% акций ТАПОиЧ, инициировало процедуру его банкротства. С 1 января 2011 года там работает внешний управляющий. Из бывших союзных республик кроме России авиастроение осталось лишь на Украине.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов




РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer