Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему Россия оказалась чужой на празднике самолетостроения в Ле Бурже?


22 июня 2011 года Михаил Козырев, Forbes


Советские технологические заделы закончились, приходится надеяться на французские.

В парижском пригороде Ле Бурже проходит традиционный авиасалон. Уже в первый день работы два мировых авиагиганта Airbus и Boeing набрали заказов на $25 млрд. Российские достижения оказались значительно скромнее: французский авиасалон впервые посетил российский премьер Владимир Путин, ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» заключило контракт с индонезийским авиаперевозчиком PT Sky Aviation на поставку 12 самолетов Sukhoi Superjet 100 на сумму $379,2 млн, созданный в Таганроге противопожарный самолет-амфибия Бе-200 прямо над демонстрационным полем провел показательный сброс воды...

Каждые два года все, от кого хоть что-то зависит в мировой авиаиндустрии, собираются в парижском Ле Бурже. Впервые авиасалон там состоялся на заре воздухоплавания, в 1909 году. Это его уже 49-е издание. Советский Союз был участником этого «праздника» начиная с 1957 года. Каждое появление «русских» уже само по себе было сенсацией. Ажиотаж возрос во второй половине 80-х, когда из-за «железного занавеса» на летное поле в парижском пригороде стали прилетать не только гражданские, но и военные самолеты.

После первого появления в 1985-м году на авиасалоне Ан-124 «Руслан», на Западе обсуждали, что именно будет перевозить гигантский самолет: пусковые установки тактических ракет с ядерными боеголовками, или только сами ракеты? Когда впервые в 1989 году в Ле Бурже появился засекреченный Су-27, экспертное сообщество и репортеры специализированных журналов были потрясены сверхманевренностью русского истребителя, живо прикидывая шансы западных аналогов выйти живыми из боя с ним.

Это было как явление чудовища по частям: то хвоста, то уродливой головы на длинной шее. Что еще покажут «советские» из своего арсенала? Интрига держалась вплоть до середины 90-х. Затем шоу закончилось: советская военная мощь была рассекречена, изучена и оценена.

Началось другое представление. Советские военные «секреты» таковыми быть перестали, их лучшая и коммерчески привлекательная часть была выставлена на продажу. Индия, Китай, Малайзия, Алжир и прочие желающие смогли купить лучшие образцы военной техники из того, что было создано к концу 80-х годов. Миллиардные контракты иссякли лишь к концу «нулевых». Китай, некогда крупнейший покупатель российской военной техники, теперь пестует собственный ВПК и военно-техническое сотрудничество с Россией сворачивает. Индия, номер два среди клиентов отечественного ВПК, все еще держится за российские контракты, но предложить Москва индусам может все меньше.

Цикл, можно сказать, завершился. Сперва высшие советские достижения были показаны всему миру. Затем лучшее из имевшегося продано тем, кто был готов купить. Теперь, когда советские заделы кончились, наступило другое время. На каких все-таки условиях Россия покупает у Франции десантные корабли Mistral? И будет ли пассажирский лайнер Sukhoi Superjet (SSJ) наконец продан хоть одной приличной западной авиакомпании? Вот в чем была главная интрига вокруг российского участия в Ле Бурже и приуроченного к авиасалону визиту Владимира Путина во Францию.

Superjet, на котором прилетел в Париж отвечающий за авиапром вице-премьер Сергей Иванов и создание которого обошлось российскому бюджету минимум в $1 млрд, сегодня воображение, в отличие от Ан-124 в конце 80-х, не поражает. Средний — и по цене, и по характеристикам — самолет в своем классе. На 85% состоит из импортных комплектующих. Создан в партнерстве с Boeing и итальянской Alenia. Из безоговорочных преимуществ над зарубежными одноклассниками — больший, чем у конкурентов, объем багажных полок над креслами в пассажирском салоне.

Пока самый крупный покупатель на самолет — государственный российский «Аэрофлот». Названия других компаний, вроде бы подписавшихся на покупку лайнера, известны, но широкой общественности ни о чем не говорят. К самолету примерялась итальянская Alitalia, но несмотря на давление со стороны «друга Сильвио» (Берлускони), сделка не состоялась. Авиакомпания предпочла проверенные бразильские Embraer.

Другой знаковый проект — закупка Россией у Франции двух десантных кораблей типа Mistral. Контракт подписан за пару дней до начала авиасалона в Ле Бурже, корабли обойдутся российскому бюджету в €1,2 млрд. Сообщается, что Франция все же согласилась поделиться с Россией (на этом особо настаивала Москва) новейшими системами управления кораблем Zenit-9. Впрочем, насколько полно будут переданы России все самые ценные технологии натовского корабля, неизвестно. Россия же, порадовал на пресс-конференции в первый день авиасалона генеральный директор «Рособоронэкспорта» Алексей Исайкин, планирует оснастить Mistral отечественными вертолетами Ка-52. Неплохо конечно, учитывая, что российская армия уже приняла решение закупать израильские разведывательные «беспилотники», итальянские бронемашины, швейцарские винтовки.

Премьер Владимир Путин, конечно, произнес в Ле Бурже все необходимые и правильные слова о высоком экспортном потенциале отечественной техники. Обошел российскую экспозицию с макетами и моделями, и даже заглянул внутрь Superjet. Все приличия были соблюдены. Но правда такова, что Россия сегодня не является заметной величиной в мировой авиаиндустрии. Традиционный экспортер военных технологий и авиационной техники превращается в импортера. Первым умер гражданский авиапром, и российский рынок завоевали подержанные Boeing и Airbus. Теперь пришла очередь и военных программ.

Россия скатывается к модели стран «третьего» мира, когда колоссальные бюджетные деньги вкладываются в закупки зарубежной военной техники и технологий. При этом решения о целесообразности покупки и способах ее финансирования принимаются узкой группой приближенных главы государства. Формируется среда, питательная для коррупции и подкупа со стороны иностранных поставщиков.

Индия, которую регулярно сотрясают коррупционные скандалы вокруг военных закупок, — подходящий пример. Наглядный еще и в том смысле, что подсев на «иглу» зарубежных поставок, сдобренных личными подношениями, военные и гражданские чиновники теряют стимулы к развитию проектов в собственной промышленности. Такие проекты есть: Индия вот уже несколько десятилетий пытается создать и собственный танк, и собственный истребитель. Но все никак не может выйти из стадии опытного образца и мелкосерийного производства.

Подобные мелокосерийные «игрушки» тешат национальную гордость, кто-то на них зарабатывает. Равно как кто-то в России заработал и на создании SSJ. Но настоящие деньги и по-настоящему серьезные интересы вертятся в другом.

Наверное, будь в России эффективный парламент, оппозиция спросила бы у министра обороны Игоря Сердюкова, почему именно Mistral выбран для закупки, и для каких целей (неужели действительно на случай конфликта с Японией из-за Курил?) приобретаются корабли такого типа? А Сергею Иванову пришлось бы попотеть, объясняя, насколько эффективно был потрачен $1 млрд бюджетных средств, если в результате создан вполне посредственный по современным меркам лайнер. Но в России Госдума, как известно, «не место для дискуссий».

В понедельник начальник генштаба Николай Макаров, посещая один из полигонов в Германии, прокатился на танке Leopard II, и, вылезая, заявил: «Не хуже, чем в наших танках». В тот же день Юрий Соломонов, гендиректор корпорации «Московский институт теплотехники», основного в стране разработчика межконтинтентальных баллистических ракет, опубликовал в «Ведомостях» отчаянное открытое письмо: «Прошло уже шесть месяцев, а по вооружениям стратегических ядерных сил, не заключено [с начала года] ни одного контракта»!

Другое дело — «Мистраль», на любимую «игрушку» деньги есть. «Что касается «Мистраля», то это особый вопрос. Это просто подчеркивает совершенно уникальный характер двусторонних межгосударственных отношений», — заявил во вторник Владимир Путин на встрече с членами ассоциации «Российско-французский диалог» в Париже.

А 15 часами раньше под Петрозаводском потерпел крушение Ту-134, погибло 44 человека. Самолет был построен 30 лет назад, последние 10 лет простоял на приколе, а потом был поднят в воздух карликовой авиакомпанией. Сергей Иванов из Парижа вынужден комментировать — катастрофа не повод запрещать полеты всех Ту-134. И правильно, стране тогда будет просто не на чем летать. Когда еще их заменят новые российские Sukhoi Superjet... Хотя скорее, это будут канадские Bombardier или бразильские Embraer.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer