Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Теракт в Домодедово уже не особо опасен


12 сентября 2011 года Федор Максимов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", следственный комитет России снял подозрения с фигурантов уголовного дела о "неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности", возбужденного после теракта в январе этого года в аэропорту Домодедово. Само дело передано из главного следственного управления СКР в нижестоящую окружную структуру, где его теперь расследует майор юстиции. При этом следствие пытается найти состав преступления в еще одной истории, на этот раз связанной с передачей "Ист Лайну" аэровокзального комплекса аэропорта Домодедово, в которой точку Высший арбитражный суд поставил еще в 2008 году.

Остались только свидетели
 
Уголовное дело по ст. 263-1 УК РФ (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах) было возбуждено главным следственным управлением (ГСУ) СКР 25 января этого года, на следующий день после самоподрыва, совершенного в аэропорту Домодедово смертником Магомедом Евлоевым. Этот теракт, в результате которого погибло 37 человек, а еще 150 получили ранения, вызвал острую реакцию высшего руководства страны. Уже по горячим следам президент России Дмитрий Медведев на коллегии ФСБ потребовал, чтобы чекисты, МВД и правительство разобрались "с ответственностью должностных лиц, отвечающих за безопасность на транспорте", а прокуратура и СКР решили вопрос об уголовной ответственности этих лиц. На последовавшем затем совещании с силовиками в Горках господин Медведев напомнил, что после мартовских взрывов в метро (31 марта 2010 года) он подписал указ, которым ставилась задача оснастить объекты транспорта "устройствами для поддержания безопасности, средствами информирования населения". В 2007 году, по его словам, после терактов на двух самолетах, вылетевших из Домодедово, был принят закон о транспортной безопасности. До 2014 года должна быть создана комплексная система обеспечения безопасности на транспорте и предотвращения терактов. Все эти документы, как подчеркнул президент,— "достаточная нормативная база для того, чтобы оценивать уязвимость объектов транспортной инфраструктуры". Однако, по его словам, не все положения законодательства, по данным Генпрокуратуры и контрольного управления президента, исполняются, а количество нарушений растет. 
 
С первых шагов следствие по делу о взрыве в Домодедово велось с большим размахом. Подозреваемыми по делу со стороны силовиков стали бывший начальник управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, экс-руководитель ЛОВД "Домодедово" Александр Трушанин и его заместители Александр Будцов и Александр Дегтярев. Аналогичные подозрения были выдвинуты в адрес директора российского представительства зарегистрированной на острове Мэн управляющей аэропортом офшорной компании Airport Management Company Limited Игоря Борисова, его заместителя Вячеслава Некрасова, управляющего директора отвечающего за безопасность аэропорта ЗАО "Эйрпорт Авиэйшн Секьюрити Домодедово" Андрея Данилова и начальника службы авиационной безопасности этого ЗАО Анатолия Моисеева. 
 
В течение трех месяцев, с февраля по конец апреля, каждому из них следователь по особо важным делам ГСУ СКР Владимир Смирнов избирал десятидневные подписки о невыезде, пока после вмешательства Генпрокуратуры руководство следственного ведомства не признало данные меры пресечения незаконными и необоснованными и отменило их. О том, что вслед за подписками были сняты и подозрения, фигуранты дела узнали случайно. 
 
После того как 29 июля зампред СКР Василий Пискарев передал уголовное дело из ГСУ в нижестоящее управление по Центральному федеральному округу (ЦФО) в производство майора юстиции Александра Князева, подозреваемые и их защитники заявили ходатайства об ознакомлении с новым составом оперативно-следственной группы. Следователь Князев и его руководители им по формальным причинам в удовлетворении ходатайства отказали, после чего один из фигурантов дела, Анатолий Моисеев, обжаловал действия СКР в Басманном райсуде. 7 сентября судья Наталия Дударь жалобу заявителя отклонила, решив, что следователь поступил по закону. Однако в ходе разбирательства прозвучала информация о том, что жаловаться господину Моисееву вообще не на что, поскольку он больше не является подозреваемым. 
 
Подтверждение этого начальник службы авиационной безопасности получил и из управления Генпрокуратуры по ЦФО, надзирающего за окружным следствием. "В качестве основания отказа (в удовлетворении ходатайства.— "Ъ") следователем справедливо указано, что в связи с отменой меры пресечения Моисеев утратил статус подозреваемого и не вправе знакомиться с процессуальными документами",— сказано в документе, поступившем из прокуратуры. И хотя в СКР об изменении процессуального статуса господина Моисеева и других подозреваемых официально не оповестили, их адвокаты считают, что теперь в деле, возбужденном по ст. 263-1 УК РФ, есть только свидетели. 
 
В СКР "Ъ" эту информацию подтвердили. По данным ведомства, майор Князев, ранее работавший в ГСУ, входил в следственную бригаду по домодедовскому делу, однако в ходе реорганизации ведомства его перевели в следственное подразделение по ЦФО, в которое он с этим делом и перешел. Что касается подозреваемых, то, как отметили в СКР, этот статус с фигурантов дела действительно был снят после отмены подписок о невыезде. При этом, как подчеркнули в СКР, следственные действия по делу продолжаются, назначен целый ряд экспертиз, по результатам которых и будут приняты новые процессуальные решения. Пока же, по сведениям защиты, следственная бригада сократилась с 20 до 10 человек. 
 
Преюдиция породила проверку
 
Более того, как стало известно "Ъ", в СКР не собираются ограничиваться только этим делом. Ведомство проводит доследственную проверку "по сообщению о противоправных действиях" по передаче части имущественного комплекса аэропорта Домодедово в качестве вклада в уставные капиталы компаний, входящих в состав аэропортового комплекса. В рамках проверки управление СКР по ЦФО запросило в Росимуществе различные документы. Среди них — документы о работе ведомственной комиссии, которая в 2008-2009 годах проводила проверку порядка использования и сохранности недвижимости, закрепленной за ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово". По результатам работы комиссии были составлены два акта, один из которых в территориальном управлении Росимущества по Московской области, как выяснили в СКР, "отсутствует по неустановленным причинам". 
 
Представители Домодедово обратили, в свою очередь, внимание "Ъ" на то, что история, которую решили проверить в СКР, давно была разрешена арбитражем. В 2008 году президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ признал незаконными решения нижестоящих судов об истребовании в собственность государства аэровокзального комплекса аэропорта Домодедово, оставив его в собственности компании "Ист Лайн". С надзорной жалобой в ВАС тогда обратилась кипрская компания Hacienda Investments Ltd (структура группы "Ист Лайн"), которой принадлежит имущество аэровокзала Домодедово. 
 
Спор между Росимуществом и группой "Ист Лайн" до этого длится более трех лет. В первом иске Росимущество требовало признать недействительным договор от 1997 года, по которому госпредприятие "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации" передавало старый аэровокзал во владение совместному с "Ист Лайном" акционерному обществу. Договор был признан арбитражем недействительным, но решение о возврате имущества государству было отменено кассацией. Точку в этом деле поставил летом 2007 года ВАС, который прекратил производство по делу в связи с ликвидацией госпредприятия. Вокзал остался в собственности структуры "Ист Лайна". Второй иск о признании права собственности РФ на аэровокзал, объекты инфраструктуры, ряд других помещений аэропорта Домодедово и возвращении их государству был удовлетворен в январе 2008 года арбитражным судом Московской области. Как и в первом иске, Росимущество настаивало, что госпредприятие было не вправе отчуждать имущество, находящееся в федеральной собственности без согласия собственника. Арбитраж Московской области вынес решение в пользу Росимущества, однако ВАС его отменил, приняв окончательное решение в пользу "Ист Лайна". 
 
По словам юристов, к каким бы выводам ни пришла проверка, ведущаяся СКР, следствие не может не учитывать принцип преюдиции (ст. 90 УПК), по которому факты, содержащиеся во вступивших в силу судебных решениях, в том числе арбитражных, считаются установленными и не требующими доказательства в других делах и процессах.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer