Авиакомпании должны допускаться к полетам в зависимости от соблюдения требований безопасности, а не наличия большого парка судов, заявил премьер-министр Владимир Путин на совещании по вопросам авиационной безопасности в Москве. «Уже не важно, большая компания или маленькая, но она должна иметь возможность и, безусловно, исполнять требования безопасности. Если исполняют эти требования, то могут летать, а не исполняют — значит, такие авиакомпании нужно закрыть», — сказал Владимир Путин. По его словам, никакие соображения коммерческого характера или развития рынка не должны быть выше соображений безопасности граждан.
Еще в июле Росавиация приняла решение о постепенном увеличении минимального количества воздушных судов у авиакомпаний, выполняющих регулярные авиаперевозки. С 1 января 2012 года летать на регулярных маршрутах более чем в три пункта смогут перевозчики, имеющие не менее десяти однотипных лайнеров. Еще через год им потребуется оперировать парком не менее чем из 20 самолетов.
Столь жесткие ограничения заставят уйти с рынка большое количество авиакомпаний. В частности, новые правила угрожают существованию малобюджетного перевозчика «Авианова», у которого сейчас только шесть самолетов. Как отмечает источник в авиакомпании, в ближайшее время парк перевозчика пополнится двумя А321, которые будут летать на международных чартерных направлениях. Другой дискаунтер, SkyExpress, с восемью самолетами просто будет закрыт, а его сотрудники и маршруты уже передаются «Авиалиниям Кубани». «Уровень безопасности полетов и так является частью соблюдения авиакомпанией сертификационных требований. Если она их не соблюдает, то у нее отзывают сертификат. И это никак не связано с количеством самолетов в парке», — уверен главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.
Владимир Путин также поручил профильным ведомствам подготовить меры по поддержке сектора авиаперевозок. «Прошу дать предложения по развитию лизинга с применением лизинговых схем и имеющихся лизинговых институтов, в том числе Внешэкономбанка», — заявил Путин. Несмотря на достаточно большой портфель лизинговых сделок, дочерняя структура банка — «ВЭБ-Лизинг» — практически не присутствовала на рынке авиализинговых услуг. В 2009 году компания подписала документы по лизингу десяти Sukhoi Superjet-100 для авиакомпании «Аэрофлот». Компания также является владельцем 21% акций другой профильной лизинговой компании — «Ильюшин Финанс и Ко.» (ИФК). Источники РБК daily полагают, что ВЭБ может заинтересоваться покупкой контрольного пакета ИФК. Официальный представитель ИФК отказался от комментариев.