Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Сухие" вернулись к нашим Барановичам


16 сентября 2011 года Иван Сафронов-мл., КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", в Белоруссии вскоре окажутся все 18 бывших индийских истребителей Су-30К, которые должны быть возвращены в Россию по условиям контракта еще 1990-х годов. В Барановичах они должны быть модернизированы, после чего их ждет новая служба. На мировом рынке их снова можно было бы довольно выгодно продать, но такой вариант, как выяснил "Ъ", не является приоритетным. После модернизации самолеты, скорее всего, окажутся в рядах военно-воздушных сил (ВВС) Белоруссии.

История с этими самолетами началась в 1996 году, когда Москва и Дели подписали самый первый контракт на поставку тяжелых многоцелевых истребителей. Однако сразу и быстро, уже в 1997-1999 годах, Россия объективно не могла обеспечить Индии поставку самолетов в специально оговоренной контрактом "продвинутой" конфигурации — Су-30МКИ. Тогда был найден компромисс: первые 18 машин пошли в упрощенном варианте Су-30К с тем условием, что позже их заменят на такое же количество новых, полноценных Су-30МКИ, после чего Су-30К вернутся в Россию. Так и произошло, за исключением одного момента. Формально "Сухие" были возвращены их производителю, корпорации "Иркут", но на территорию РФ они так и не попали. 
 
Вплоть до конца июля этого года все 18 истребителей продолжали оставаться на хранении в Индии. Однако вскоре сразу несколько источников "Ъ" в российском оборонно-промышленном комплексе сообщили, что какое-то количество машин готовится к отправке в Белоруссию — на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах. "На данный момент в Барановичах находится уже десять Су-30К, они перевозятся из Индии в разобранном состоянии самолетами транспортной авиации,— сообщил "Ъ" источник, близкий к "Рособоронэкспорту".— Оставшиеся восемь машин будут доставлены туда в течение ноября этого года, там они должны пройти ремонт и последующую модернизацию до варианта Су-30КН". 
 
Другой собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, утверждает, что на данный момент не ведется никаких конкретных переговоров о поставке этой партии "Су" в третьи страны, но не исключил таких переговоров в принципе в будущем с одной оговоркой: "Точно можно сказать, что они будут не с Сирией, она на сегодняшний день не рассматривается". Предположение же корреспондента "Ъ", что в такой поставке сейчас может быть заинтересован Судан, источник не подтвердил, но и опровергать не стал. 
 
Но и новое место дислокации истребителей — Барановичи — было выбрано неслучайно: сама Белоруссия также заинтересована в приобретении Су-30. В первый раз президент страны Александр Лукашенко заявлял об этом еще в 2005 году. В мае этого года на эту тему вновь прозвучало официальное заявление из Минска: председатель Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Сергей Гурулев заявил, что в ее планах присутствует "поставка и самолетов типа МиГ-35 или Су-30". При этом военные обеих стран Союзного государства неоднократно заявляли о намерениях усилить авиацию и ПВО на границах с Европой, но закупать новую технику для Белоруссии было бы слишком дорого. 
 
По данным "Ъ", именно бывшие индийские Су-30К и могут, скорее всего, пополнить парк ВВС союзника России, а вот в российских ВВС они точно не окажутся. "Все время, пока эти самолеты были в Индии, они эксплуатировались по полной программе, и их техническое состояние на данный момент оставляет желать лучшего,— констатирует источник "Ъ" в оборонно-промышленном комплексе.— Алжирский вариант (когда ВВС РФ приняли в 2008 году в свой состав возвращенные этой страной самолеты.— "Ъ") тут не пройдет. Для Су-30К жизненно необходим капитальный ремонт с модернизацией, и наше Минобороны просто не будет на это тратиться". 
 
По информации источников "Ъ", нынешняя остаточная стоимость каждого индийского Су-30К составляет около $10 млн, а их ремонт и последующая модернизация до уровня Су-30КН обойдутся еще в $5 млн за единицу. "Приобрести тяжелый истребитель за $15 млн — это уникальное предложение, от которого вряд ли сможет удержаться любой денежный клиент,— считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.— С этой точки зрения как раз не хотелось бы, чтобы это была поставка именно в Белоруссию. Учитывая экономическую составляющую, такой "контракт" будет осуществлен исключительно за российские деньги. В этом плане Судан выглядит гораздо интереснее". 
 
Белорусский военный бюджет действительно не потянет рыночной стоимости такой партии Су-30КН (от $270 млн и более). А весь предыдущий опыт поставок военной техники в эту страну показывает: они возможны только на некоммерческой основе — безвозмездно, по взаимозачету, по ценам российского гособоронзаказа или по остаточной стоимости. Например, в 2006 году 115-я зенитная ракетная бригада, развернутая на границе с Польшей, получила из России четыре дивизиона системы ПВО С-300ПС (также бывших до этого в употреблении). Так вот, по данным комитета Госдумы РФ по делам СНГ, Минску все они обошлись всего в $13 млн, что в сравнении с рыночной экспортной стоимостью одного дивизиона С-300 (порядка $180 млн) выглядит просто ничтожной суммой. 
 
В этих случаях, как отмечает один из источников "Ъ", теряет и "Рособоронэкспорт" — он лишается своих посреднических процентов. В "Рособоронэкспорте" и корпорации "Иркут" от официальных комментариев по ситуации с Су-30К отказались. А все белорусские собеседники, к которым "Ъ" обратился за комментариями, практически слово в слово ответили, что у них в стране обсуждать реальные поставки вооружений позволено только самым высоким чиновникам.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer