История с этими самолетами началась в 1996 году, когда Москва и Дели подписали самый первый контракт на поставку тяжелых многоцелевых истребителей. Однако сразу и быстро, уже в 1997-1999 годах, Россия объективно не могла обеспечить Индии поставку самолетов в специально оговоренной контрактом "продвинутой" конфигурации — Су-30МКИ. Тогда был найден компромисс: первые 18 машин пошли в упрощенном варианте Су-30К с тем условием, что позже их заменят на такое же количество новых, полноценных Су-30МКИ, после чего Су-30К вернутся в Россию. Так и произошло, за исключением одного момента. Формально "Сухие" были возвращены их производителю, корпорации "Иркут", но на территорию РФ они так и не попали.
Вплоть до конца июля этого года все 18 истребителей продолжали оставаться на хранении в Индии. Однако вскоре сразу несколько источников "Ъ" в российском оборонно-промышленном комплексе сообщили, что какое-то количество машин готовится к отправке в Белоруссию — на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах. "На данный момент в Барановичах находится уже десять Су-30К, они перевозятся из Индии в разобранном состоянии самолетами транспортной авиации,— сообщил "Ъ" источник, близкий к "Рособоронэкспорту".— Оставшиеся восемь машин будут доставлены туда в течение ноября этого года, там они должны пройти ремонт и последующую модернизацию до варианта Су-30КН".
Другой собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, утверждает, что на данный момент не ведется никаких конкретных переговоров о поставке этой партии "Су" в третьи страны, но не исключил таких переговоров в принципе в будущем с одной оговоркой: "Точно можно сказать, что они будут не с Сирией, она на сегодняшний день не рассматривается". Предположение же корреспондента "Ъ", что в такой поставке сейчас может быть заинтересован Судан, источник не подтвердил, но и опровергать не стал.
Но и новое место дислокации истребителей — Барановичи — было выбрано неслучайно: сама Белоруссия также заинтересована в приобретении Су-30. В первый раз президент страны Александр Лукашенко заявлял об этом еще в 2005 году. В мае этого года на эту тему вновь прозвучало официальное заявление из Минска: председатель Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Сергей Гурулев заявил, что в ее планах присутствует "поставка и самолетов типа МиГ-35 или Су-30". При этом военные обеих стран Союзного государства неоднократно заявляли о намерениях усилить авиацию и ПВО на границах с Европой, но закупать новую технику для Белоруссии было бы слишком дорого.
По данным "Ъ", именно бывшие индийские Су-30К и могут, скорее всего, пополнить парк ВВС союзника России, а вот в российских ВВС они точно не окажутся. "Все время, пока эти самолеты были в Индии, они эксплуатировались по полной программе, и их техническое состояние на данный момент оставляет желать лучшего,— констатирует источник "Ъ" в оборонно-промышленном комплексе.— Алжирский вариант (когда ВВС РФ приняли в 2008 году в свой состав возвращенные этой страной самолеты.— "Ъ") тут не пройдет. Для Су-30К жизненно необходим капитальный ремонт с модернизацией, и наше Минобороны просто не будет на это тратиться".
По информации источников "Ъ", нынешняя остаточная стоимость каждого индийского Су-30К составляет около $10 млн, а их ремонт и последующая модернизация до уровня Су-30КН обойдутся еще в $5 млн за единицу. "Приобрести тяжелый истребитель за $15 млн — это уникальное предложение, от которого вряд ли сможет удержаться любой денежный клиент,— считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.— С этой точки зрения как раз не хотелось бы, чтобы это была поставка именно в Белоруссию. Учитывая экономическую составляющую, такой "контракт" будет осуществлен исключительно за российские деньги. В этом плане Судан выглядит гораздо интереснее".
Белорусский военный бюджет действительно не потянет рыночной стоимости такой партии Су-30КН (от $270 млн и более). А весь предыдущий опыт поставок военной техники в эту страну показывает: они возможны только на некоммерческой основе — безвозмездно, по взаимозачету, по ценам российского гособоронзаказа или по остаточной стоимости. Например, в 2006 году 115-я зенитная ракетная бригада, развернутая на границе с Польшей, получила из России четыре дивизиона системы ПВО С-300ПС (также бывших до этого в употреблении). Так вот, по данным комитета Госдумы РФ по делам СНГ, Минску все они обошлись всего в $13 млн, что в сравнении с рыночной экспортной стоимостью одного дивизиона С-300 (порядка $180 млн) выглядит просто ничтожной суммой.
В этих случаях, как отмечает один из источников "Ъ", теряет и "Рособоронэкспорт" — он лишается своих посреднических процентов. В "Рособоронэкспорте" и корпорации "Иркут" от официальных комментариев по ситуации с Су-30К отказались. А все белорусские собеседники, к которым "Ъ" обратился за комментариями, практически слово в слово ответили, что у них в стране обсуждать реальные поставки вооружений позволено только самым высоким чиновникам.