Как сообщил вчера „Ъ“ советник руководителя Росавиации Сергей Извольский, авиакомпания «Когалымавиа» прекращает регулярные рейсы с 1 октября 2011 года. «Авиакомпания выводит из эксплуатации самолеты Ту-154, уходит с регулярных рейсов и остается на чартерном рынке, где будет эксплуатировать иностранные самолеты», — рассказал он. В самой авиакомпании вчера лишь подтвердили, что уходят с регулярных перевозок, добавив, что помимо чартеров компания продолжит заниматься вертолетными перевозками. Представители компании добавили, что сейчас можно купить билеты на рейсы до 24 сентября. При этом в компании не смогли прокомментировать решение об уходе с регулярных перевозок. Гендиректор компании Юрий Ермолаев вчера был недоступен.
Авиакомпания «Когалымавиа» (Kolavia) основана 17 мая 1993 года. Осуществляет регулярные и чартерные авиаперевозки, а также выполняет вертолетные работы для обеспечения потребностей нефтегазодобывающей отрасли. Регулярные полеты перевозчик выполнял из аэропортов Сургута и Когалыма в Москву, Ростов-на-Дону, Сочи, Волгоград, Уфу, Санкт-Петербург, Краснодар, Минеральные Воды. Авиапарк состоит из двух А320, двух Bombardier CRJ-200, одного Ту-154М, шести Ту-134 и Ту-154Б. А также 13 вертолетов: два Ми-171, шесть Ми-8МТВ-1, четыре Ми-8Т, один Bell 430.
Участники рынка полагают, что действия «Когалымавиа» связаны с планами властей по разработке мер по прекращению деятельности в стране «небезопасных авиакомпаний», заявленными после катастрофы самолета Як-42 в Ярославле, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив». «Как и многие небольшие компании „Когалымавиа“ эксплуатировала „тушки“, которые сейчас нужно заменять, вряд ли финансовое состояние им это позволит. Тем более, работу компании сопровождают громкие происшествия, которые не вяжутся с недавними заявлениями властей о безопасности перевозок», — отмечают участники рынка. Одно из последних ЧП произошло 1 января этого года в аэропорту Сургута, где на взлетной полосе загорелся Ту-154, выполнявший рейс в Москву. В результате погибли три человека, 40 получили травмы. Результаты расследования происшествия до сих пор не обнародованы. С многочисленными ЧП участники рынка связали и уход гендиректора компании Николая Зольникова в июле этого года.
Гендиректор UTair Андрей Мартиросов полагает, что уход «Когалымавиа» не будет сильно заметен для рынка. «Компания занималась межрегиональными перевозками, а не внутренними», — отметил он. В целом, господин Мартиросов предположил, что из-за новых условий рынок вряд ли существенно сократится. «Он просто станет более специализированным. Больше не будет компаний-однодневок, которые арендуют несколько самолетов, а потом исчезают с рынка. А место для региональных компаний остается, просто они должны отвечать всем требованиям наравне с остальными участниками рынка», — подчеркнул он. Гендиректор авиакомпании «Ямал» Василий Крюк, напротив, считает, что сейчас на рынке «убирается конкурентная среда». «Очевидно, что поставят несколько компаний, которые будут летать в Москву и в регионы. Но между регионами сообщений не будет — это не бизнес крупных компаний. А если и будут, то по высоким тарифам», — отметил господин Крюк, добавив, что в работе «Ямала» до выхода постановления правительства никаких изменений не предвидится.
Крупные авиаперевозчики заявляют, что готовы выполнять и региональные рейсы, учитывая, что власти заявили о возможном их субсидировании. «Мы осуществляем множество рейсов между регионами, и зачастую рентабельность таких полетов минимальна. На сегодняшний день очень многие регионы лишились своих базовых перевозчиков, а федеральные компании могут предложить перелеты только через московский авиаузел. Так что, поддержка государства смогла бы сохранить рынок авиаперевозок внутри страны, сделав авиатранспорт более доступным и безопасным для населения, и в то же время разгрузить московский авиаузел», — рассказал гендиректор авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов.