Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиалайнеры на ратной службе


6 сентября 2011 года Илья Крамник, ВПК


Гражданские самолеты переоборудуются и используются в интересах Вооруженных Сил уже много десятилетий и с каждым годом все более активно. В условиях финансовых ограничений и резко возросшей сложности крылатых машин создание боевых моделей коммерческих лайнеров становится жизненно необходимым шагом для всех стран – производителей авиационной техники.

Работа исходно коммерческих самолетов на ратной стезе началась практически на заре развития авиации. Переделками гражданских воздушных судов, разной степени глубины и остроумия, занимались как государства, не имевшие средств на нормальные боевые летательные аппараты, так и ведущие авиастроительные державы мира. Во второй половине XX века эта практика значительно расширилась – созданные на основе вроде бы «сугубо штатских» машин патрульные самолеты, ретрансляторы, летающие командные пункты, самолеты ДРЛО и У занимали место под солнцем тем увереннее, чем дороже и сложнее становилась специализированная боевая техника Военно-воздушных сил.
 
В разных ипостасях
 
Не обошел стороной сей удел и советские лайнеры. На основе столь популярного некогда пассажироперевозчика Ил-18 было разработано целое семейство военных машин, по сию пору остающееся в строю, – самолеты радиотехнической разведки и РЭБ Ил-20, летающие командные пункты Ил-22, противолодочные Ил-38. На базе лайнера Ту-114 (в который в свою очередь преобразили бомбардировщик Ту-95) строился самолет ДРЛО и У Ту-126. Использовались в военных целях и другие машины.
 
Немало вариантов «специального исполнения» спроектировано на основе последнего советского воздушного судна Ту-204. Известно о созданных на базе казанской версии «Туполева» Ту-214 следующих машинах: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СР (ретранслятор), Ту-214СУС (узел связи), а также Ту-214ОН («Открытое небо») с оборудованием для аэрофотосъемки, предназначенный для выполнения наблюдательных полетов в рамках Договора по открытому небу. Последний, в частности, демонстрировался на МАКСе-2011 и привлек пристальное внимание посетителей.
 
Однако серийными спецварианты Ту-204/214 не стали, прежде всего вследствие распада СССР и последовавшего обвального сокращения военных расходов. Вместе с тем потребность Вооруженных Сил России в подобных аппаратах остается весьма высокой и по мере выбывания машин советской постройки только растет. Самолеты патрульные, радиоэлектронной разведки, ДРЛО и У, летающие командные пункты, наконец, просто грузопассажирские машины для спецперевозок составляют неотъемлемую часть современных ВВС. В совокупности общая потребность в них Военно-воздушных сил и авиации ВМФ России может приблизиться к сотне единиц, а то и превысить эту цифру. Теоретически в случае принятия соответствующего решения заказ нескольких десятков военных «туполевых» способен обеспечить загрузку производственных линий КАПО, а возможно, и Авиастара до конца этого десятилетия, оказавшись изрядным подспорьем для этого самолета, не избалованного пока крупными гражданскими заказами.
 
По своим ТТХ Ту-204/214 идеально подходит в качестве платформы для военного использования. Для того чтобы убедиться в этом, можно посмотреть, как применяются на Западе близкие по возможностям машины. Начнем с меньшего по размерам B-737, на основе которого построено немало военных самолетов:
 
Т-43 служит для подготовки штурманов в ВВС США, некоторые из этих самолетов были переоборудованы в пассажирские СТ-43 для перевозки личного состава;
 
SLAMMR – многофункциональный самолет, оснащенный мощной бортовой РЛС, может применяться в качестве транспортной и морской патрульной машины. Три таких «Боинга» проданы ВВС Индонезии;
 
C-40 Clipper, разработанный для замены C-9 Skytrain II. С-40В и С-40С используются ВВС США в качестве VIP-транспорта;
 
B-737 AEW&C, созданный в рамках программы Project Wedgetai. Этот самолет ДРЛО и У построен на основе «Боинга 737-700IGW», первым его заказчиком стали австралийские Королевские ВВС, кроме того, он экспортируется для ВВС Турции и Южной Кореи, ожидаются также поставки в Италию;
 
P-8 – многофункциональный самолет для авиации ВМС, разработанный на базе 737-800ERX – одного из самых тяжелых «737-х» (более 80 тонн взлетного веса), должен заменить в составе морской авиации США и их союзников легенду холодной войны – P-3 Orion, впервые поднявшийся в воздух в 1959 году. Только на P-8 ожидается не менее 100 заказов, в первую очередь от ВМС США.
 
Используются в военных целях и более крупные пассажирские «Боинги». Оставив в стороне легендарный четырехмоторник B-707, ставший основой для множества военных самолетов разного назначения – от заправщиков и спецтранспорта до АВАКСа и самолета радиоэлектронной разведки, обратим внимание на более современные B-757 и 767.
 
B-757, очень близкий Ту-204 по основным характеристикам, в варианте C-32 применяется ВВС США в качестве спецтранспорта. Он регулярно задействуется даже в роли «борта номер 1» – президенты Билл Клинтон, Джордж Буш-младший и нынешний хозяин Белого дома Барак Обама периодически отдают ему предпочтение вместо более крупного и дорогого в эксплуатации VC-25A, построенного на базе B-747. C-32 заменил выведенные из эксплуатации устаревшие С-37 (основа – B-707). С-32 имеет оборудование, позволяющее использовать его в качестве летающего командного пункта и самолета-ретранслятора.
 
Гигант B-767 (для военных целей, как правило, переоборудуется B-767-200 взлетным весом до 180 тонн) находит более разнообразное применение. На основе этого лайнера строятся ДРЛО и У Е-767 по заказу ВВС Японии, заправщики KC-767 для ВВС Италии, а в перспективе – для ВВС США вместо устаревшего КС-135 – модифицируемый в зависимости от задачи танкер-транспорт KC-767TT. Одним из самых амбициозных проектов, который не получил реализации, стал E-10 MC2A. Он должен был заменить в составе ВВС США сразу три ветерана: самолет ДРЛО и У E-3 Sentry, E-8 Joint STARS и RC-135 SIGINT. Однако ввиду больших затрат и технической сложности проекта Пентагон отказался от его реализации.
 
При этом нужно отметить, что спрос на такие машины постоянно возрастает. Смещение акцентов применения вооруженных сил развитых стран в сторону полицейских, миротворческих, гуманитарных и прочих «постколониальных» акций увеличивает потребность ВС в многоцелевых платформах обеспечения, распространенных и дешевых в эксплуатации, и здесь коммерческие лайнеры безальтернативны.
 
Перспективы российских аналогов
 
Ту-204 не последний отечественный среднемагистральный гражданский самолет. Одним из ключевых событий юбилейного, 10-го международного авиакосмического салона «МАКС-2011» стала презентация проекта нового среднемагистрального лайнера МС-21, разработку которого в рамках ОАК ведет ОАО «НПК «Иркут». На МАКСе были представлены салон и пилотская кабина перспективного лайнера и заключены контракты на поставку 78 самолетов общей стоимостью около шести миллиардов долларов.
 
МС-21 еще не взлетел, но в проект уже вложены очень большие деньги серьезных компаний, и можно сказать, что он достиг той стадии, когда его реализация становится неизбежной: вопрос только в том, насколько будут выдержаны заявленные сроки. Это главное отличие сегодняшней ситуации от обстановки 90-х – начала 2000-х годов, когда одно за другим принимавшиеся и с помпой объявлявшиеся решения о серийном производстве того или иного пассажирского лайнера оказывались на поверку не подкрепленными никакими юридически обязывающими документами и таким образом повисали в воздухе без реального финансового обеспечения.
 
Мнение экспертов
 
Вместе с тем, несмотря на хорошие перспективы серийного производства, вероятность его военного применения пока оценивается противоречиво. Правда, с чисто технической точки зрения, эксперты полагают, что такие возможности есть.
 
Руслан Пухов, руководитель Центра анализа стратегий и технологий:
 
– МС-21 имеет хорошие перспективы в качестве патрульной машины благодаря заявленному «черному крылу» (с использованием композитных материалов). Он лучше подходит для эксплуатации над морем, чем P-8A Poseidon, на котором пришлось решать проблему ускоренной коррозии крыла, и вполне может применяться в этом качестве. Сегодня в составе морской авиации около 20 Ил-38, а потребности в самолетах этого класса еще выше, поэтому с учетом модернизации Ил-38 гипотетический МС-21П, видимо, может рассчитывать на рынок в районе 20 машин для авиации ВМФ России как минимум.
 
Также вполне годится МС-21 и на роль мини-АВАКСа, машины подобного класса используются в этом качестве довольно активно. Единственная проблема, которая может здесь возникнуть, связана с основным разработчиком комплексов ДРЛО для нужд ВС России – концерном «Вега». Это старая советская фирма, очень консервативная, привыкшая к массогабаритам Ил-76, и она наверняка будет противиться новой платформе, настаивая на использовании в этом качестве нового Ил-476, производство которого сейчас налаживается в Ульяновске.
 
Для создания комплекса, который можно было бы разместить на борту МС-21, нужно объявить открытый тендер, что позволит в случае отказа «Веги» найти альтернативного разработчика. Такая машина имеет все шансы пользоваться спросом как со стороны ВВС РФ, так и на внешнем рынке.
 
Иван Кудишин, главный редактор еженедельника ЦАГИ «Авиационная и ракетная техника»:
 
– Перспективы МС-21 в качестве военного самолета можно оценить двояко. С одной стороны, он может использоваться в качестве платформы для ДРЛО и У, так как есть возможность оснастить ее радаром с активной ФАР. Сегодняшнее электронное оборудование достаточно компактно и не требует большого числа операторов, комплекс способен выполнять значительную часть функций автономно. Этот самолет будет соответствовать по своим возможностям целому ряду современных мини-АВАКСов, построенных на базе B-737, и даже меньших по размерам машин. Кроме того, в этом случае дальность полета МС-21, а следовательно, и продолжительность патрулирования может быть увеличена за счет большего объема топливных баков.
 
С другой стороны, в качестве патрульного самолета МС-21 представляется неоптимальным: схема низкоплана не позволяет расположить под крыльями подвесное вооружение и его придется убирать в отсек внутри фюзеляжа. Конечно, лучше ему найти место в районе центра масс аппарата, но в нашем случае он занят центропланом, и отсек придется размещать либо впереди, либо позади, что не очень хорошо с точки зрения компоновки. Для использования в этой роли можно было бы рассмотреть машину типа Ан-148/158 или модернизированный Ан-72.
 
Но международная кооперация и активное использование зарубежных технологий и комплектующих скорее заставляют дать отрицательный ответ на вопрос о перспективах военного применения МС-21 как минимум в текущих условиях.
 
При возможности закупок более крупного и целиком отечественного Ту-204/214 Минобороны неизбежно отдаст приоритет этой машине, которая сегодня значительно усовершенствовалась по сравнению с первоначальными вариантами. Вместе с тем судьба «Туполева» окажется под угрозой при отсутствии гражданских заказов, что как минимум грозит ростом цен на малосерийный продукт. Да, как указано выше, военный заказ может поддержать производство Ту-204/214, но он не должен быть единственным средством спасения этой программы. Для полноценного развития машины, имеющей возможность оставаться в производстве еще многие годы, нужны крупные заказы от гражданских авиакомпаний, причем не остающиеся в стадии «соглашения о намерениях», а превращающиеся в твердые реализуемые контракты.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer