← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Россияне против небесных гастарбайтеров


11 октября 2012 года Леонид Полозов, BFM.ru


Почти две трети россиян не поддерживают идею Минтранса разрешить российским авиакомпаниям принимать на работу пилотов из-за рубежа, таковы данные опроса SuperJob.ru, проведенного специально для BFM.ru. Эксперты говорят о несоответствии стандартов.

Инициатива Минтранса разрешить отечественным авиакомпаниям принимать на работу граждан, не имеющих российского гражданства, вызвала неоднозначную реакцию, как в экспертном сообществе, так и среди россиян.

Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru провел для BFM.ru опрос для того, чтобы выяснить, как россияне относятся к перспективе принятия на работу иностранных пилотов. В исследовании о «летающих гастарбайтерах» приняли участие 1600 респондентов из 208 населенных пунктов.

Почти треть опрошенных (59%) не одобрили идею ведомства, прокомментировав это следующим образом: «У нас в стране высшие учебные заведения выпускают пилотов — люди учатся по 5 лет! Что добавляем армию безработных и этими кадрами?»; «Мало нам гастарбайтеров во дворах, так пусть еще и над головами летают?»; «Это достаточно высокооплачиваемая работа, поэтому доставаться она должна гражданам нашей страны. Пусть лучше учат наших пилотов, открывают для этого необходимые учебные заведения».

Лишь 18% опрошенных к идее Минтранса отнеслись положительно: «Лишь бы это были профессионалы своего дела»; «Хочется предположить, что данный законопроект позволит привлекать только высококвалифицированных специалистов, при одном условии, что данное решение не повлияет на процесс дискриминации при устройстве на работу граждан России»; «Только, если это будут пилоты из Европы, а не из стран СНГ».

Около 23% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.

Приглашенные крылья России

Напомним, на прошлой неделе глава Министерства транспорта Максим Соколов заявил о намерении предложить правительству решение проблемы с дефицитом пилотов в российских авиакомпаниях за счет приглашенных иностранцев. По данным ведомства, отечественным перевозчикам не хватает около 1000 пилотов.

Нововведения планируется начать с изменения 56-й статьи Воздушного кодекса, которая запрещает российским авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов.

Накануне в кулуарах форума «Крылья России» замглавы Минтранса Валерий Окулов заявил, что законопроект, разрешающий пилотам из-за рубежа работать в российских авиакомпаниях, скорее всего, на следующей неделе будет размещен на сайте ведомства для общественного обсуждения. Он отметил, что в Минтрансе рассчитывают, что все этапы обсуждения и согласования документа пройдут достаточно быстро, и Госдума одобрит законопроект до конца года. Тогда в российских авиакомпаниях смогут работать как граждане СНГ, так и других государств.

В крупнейших авиакомпаниях — «Аэрофлоте», «Трансаэро», «Ютэйр» — идею Минтранса всячески поддерживают, говоря о том, что это позволит перевозчикам развиваться.

Вице-президент партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков в беседе с BFM.ru выразил мнение, что Россия пока не готова принимать на работу пилотов без российского гражданства из-за несоответствия отечественных и международных стандартов.

«Для того чтобы открыть наш рынок для иностранных пилотов, нам нужно сначала перейти на существующие стандарты и правила, принятые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Об этом уже давно ведутся разговоры, но пока результатов нет. Сейчас у нас разные стандарты — в России высоты и протяженность меряются в метрах и километрах, а в мире — в футах и милях. У нас для измерения высоты принимается уровень аэродрома, а в мире — уровень моря», — рассказал Рафаил Аптуков.

Есть и другая сложность — языковой барьер. Учитывая, что общепринятым международным авиационным языком считается английский, возникает вопрос: либо переходить на него всей нашей авиации, либо заставлять иностранных пилотов в обязательном порядке уметь изъяснятся на русском, отметил собеседник BFM.ru.

По его словам, примеры решения проблем несоответствия международным стандартам в других странах есть. Прежде всего — это Китай, который с помощью международного сообщества переработал свои авиационные правила.

«Есть и другие примеры, например, в Украине и Молдавии, — отмечает Аптуков. — Страны, которые являются членами европейского авиационного сообщества или стремятся стать ими, приводят свои авиационные правила к такому виду, что если в них и есть отличия от европейских и международных норм, то небольшие. В России тоже необходимо принять политическое решение о создание нового свода авиационных правил, причем не только собственными силами, а с помощью международного сообщества, как поступили другие страны».

Возвращаясь к вопросу нехватки пилотов, эксперт отметил, что такая проблема стоит и перед другими странами: «Не хватает пилотов во всем мире, даже в США, не говоря уж, например, об Африке. При этом многие наши пилоты летают во всем мире, даже в Саудовской Аравии. Это те, кто перебрался за границу в 90-е годы, когда для наших пилотов не было работы. Да, для того, чтобы вырастить новое поколение пилотов нам потребуется от 5 до 15 лет, но, на мой взгляд, инициированием обсуждения этого законопроекта власти хотят отвлечь внимание от других важных проблем в отрасли».

Антигосударственное предложение

По словам президента Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игоря Дельдюжева, предложение Минтранса — «антигосударственное». По его словам, необходимо заниматься подготовкой своих кадров. К тому же можно переучивать и военных летчиков. А наплыв иностранцев, по мнению Дельдюжева, приведет к потере контроля за качеством персонала и закрытию существующих летных училищ.

Помощник президента Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Ободков в беседе с BFM.ru напомнил, что подобный опыт уже был в Казахстане, и он привел к плачевным последствиям. Авиакомпании страны, которые летают в Европу, попали в «черный список».

«К тому же, на мой взгляд, если кто-то и сможет работать у нас, так это пилоты из стран СНГ. Профессионалы с Запада к нам просто не поедут — они требуют для себя особые условия. Да и к тому же они будут обязаны знать русский язык, по крайней мере, наш профсоюз выступает за это», — сообщил Игорь Ободков.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2012/10/11/21765/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.