Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


За штурвал посадят гастарбайтеров


8 октября 2012 года Светлана Гомзикова, Свободная Пресса


Дефицит летных кадров в российской авиации Минтранс предлагает восполнить за счет иностранных пилотов.

 

Российским авиакомпаниям, возможно, разрешат нанимать иностранцев для работы пилотами, что настоящим законодательством пока запрещено. Об этом в интервью газете «Ведомости» рассказал глава Минтранса РФ Максим Соколов.
 
Существующий в стране дефицит летных специалистов министр оценил в тысячу человек. «Результат любого дефицита - возникновение монопольно высоких цен, в данном случае мы говорим о зарплатах летного состава», - отметил он.
 
По мнению Соколова, допуск иностранцев для работы в нашем небе не даст быстрых результатов, но, по крайней мере, приведет российское законодательство в соответствие с международным. Начать же он предложил с изменения 56-й статьи Воздушного кодекса, которая запрещает российским авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов.
 
К слову, идея покрыть кадровый голод в отечественной гражданской авиации за счет привлечения зарубежных специалистов витает в воздухе. Еще в октябре 2009 года ряд крупных российских авиакомпаний обратились в Министерство транспорта и Госдуму с просьбой позволить им нанимать иностранных летчиков. Мотивация: авиапарки укомплектованы в основном иностранными самолетами, управлять которыми могут далеко не все наши пилоты.
 
С тех пор проблема нехватки рук для штурвалов не стала менее острой. В «Трансаэро», например, рассказали, что ежегодно отрасль нуждается в притоке почти 800 новых пилотов. Только в одном из главных национальных перевозчиков – компании «Аэрофлот» - в настоящее время не хватает 150 летчиков.
 
Между тем, главный редактор портала Avia.ru, эксперт по авиации Роман Гусаров считает, что в этой ситуации виновато, прежде всего, само транспортное ведомство:
 
- Кадровый голод – это результат бездействия самого Минтранса. Отрасль давно предупреждала федеральные органы о том, что рано или поздно здесь начнутся большие проблемы. Об этом свидетельствовала статистика: ежегодно авиационные вузы готовили в десять раз меньше пилотов, чем списывалось с летной работы. И было ясно, что, в конце концов, эти два потока с грохотом пересекутся. Сегодня это и произошло. Ныне основным тормозом развития наших авиакомпаний является не нехватка самолетов, а именно отсутствие кадров – некому летать! И это, в свою очередь, порождает целый клубок других проблем.
 
«СП»: - Поясните?
 
- Во-первых, нарушается законодательство. То есть летчики летают больше положенных санитарных норм, что, понятное дело, приводит к утомляемости и, как следствие, - к ошибкам. Посмотрите: что ни катастрофа, то «человеческий фактор». Второе – падает дисциплина среди пилотов. Потому что они начинают рассуждать так: мол, куда вы денетесь, все равно больше брать на работу некого. Это еще и задирает уровень зарплат до невероятных высот – по 300-400 тысяч рублей в месяц получают пилоты. Наверное, их эта ситуация устраивает. Но не устраивает авиакомпании, не устраивает пассажиров, которые, в конечном счете, и платят эти зарплаты летчикам. Причем, зачастую незаслуженно высокие. Поэтому как-то надо решать этот вопрос.
 
«СП»: - И лишь иностранцы тут помогут?
 
- Было время, когда мы могли обеспечить наши авиакомпании собственными пилотами. Надо было просто решиться на коренное реформирование системы образования. Звучали, в общем-то, слабые голоса на этот счет. Но никто не решился систему реформировать. А у нас она сегодня крайне неэффективна. Пилотов готовим очень долго, даем им высшее образование с кучей ненужных сопутствующих предметов, которое совершенно ни к чему. Получается дорого, но на выходе мы имеем человека с высшим образованием, который не умеет летать. И которого еще авиакомпаниям приходится долгое время и за огромные деньги доучивать.
 
Однако менять такую практику не захотели, наоборот, решили еще накачать систему подготовки (такую, какая она есть) деньгами. Увеличили там раза в два набор. Но это ситуацию не спасает. Поэтому выход один: если хотим и дальше развиваться, если не хотим отдать собственное небо иностранным авиакомпаниям, то нам придется открыть (пусть даже на какое-то время) небо и дорогу в наши авиакомпании иностранцам. Другого не дано. Как говорится: «Заграница нам поможет».
 
«СП»: - Но у нас есть и военные летчики. Почему бы не переобучить их?
 
- Гражданская авиация давно пополняется за счет военных летчиков, которые переучиваются. Но и этот поток небесконечен. К тому же в военные училища сейчас набор курсантов почти не ведется. Там тоже кадры потихонечку истощаются. То есть те, кто хотел прийти в гражданскую авиацию, - пришли. Конечно, хотелось бы своих. Нужна была смелость не держаться за эту систему образования, за этот безумный бюджет подготовки пилотов, который сегодня выделяет государство. Я так понимаю, это кому-то просто выгодно – ведь деньги немалые. Чем больше учат, чем больше программа, тем больше денег даст государство. Чем же плохо? Поэтому, к сожалению, слабая мотивация сегодня у тех, кто принимает решения, чтобы что-то изменить серьезно.
 
«СП»: - Ну а какие специалисты к нам пойдут?
 
- Зарплаты у наших летчиков сегодня вполне соответствуют европейским. А санитарные нормы даже ниже. Т.е. те в год больше летают за такую же зарплату. Понятно, что в первую очередь мы привлечем бывших соотечественников – пилотов из стран СНГ, которые не имеют таких зарплат, как в России. Скорее всего, придут пилоты из Украины, Белоруссии, Молдавии, из Средней Азии. Для их авиакомпаний это окажется большой проблемой, ведь мы будем «высасывать» у них лучшие кадры. Правда, сами пилоты давно стремятся сюда и интересуются, как им тут закрепиться. Поэтому если им сейчас разрешат, то они, конечно же, немалым потоком хлынут на российский рынок.
 
«СП»: - А как это отразится на безопасности полетов?
 
- С квалификацией у них все нормально, они летают на таких же самолетах, на такой же западной технике. В конце концов, есть же система подготовки по летному делу – никто ее не отменял. Так что на безопасности, я уверен, это не отразится. Это отразится на уровне зарплат, которую платят пилотам. Ну, потому что если новички явно насытят рынок, то не будет уже такой практики, когда российские авиакомпании друг у друга перекупают, переманивают пилотов – как на аукционе. Как говорится, кто больше даст. А зарплата – это немалая составная часть в стоимости билета. Это должно снизить финансовую нагрузку на авиакомпании и несколько «взбодрить» пилотов, повысить их дисциплину. Напомнить, что они должны серьезнее относиться к профессии.
 
Заместитель начальника летно-испытательного комплекса аэродрома Киржач, пилот гражданской авиации Олег Башмаков, в свою очередь, не оценил идею Минтранса:
 
- Да, сейчас в Воздушном кодексе записано, что членами экипажей воздушных судов могут быть только граждане России. Но связано это, в первую очередь, с тем, что командир воздушного судна за рубежом представляет интересы государства. То есть я, находясь за границей, на воздушном судне, являюсь и консулом, и всем-всем – как капитан корабля. Самолет - это территория нашего государства. А гражданин, скажем, Великобритании или гражданин ЮАР (неважно какой страны) будет отвечать нашим интересам? Это же наемник!
 
Считаю предложение правительства в корне неправильным. Надо поднимать свою экономику, надо поднимать свою авиацию, а не вкладывать наш капитал, мозги, ресурсы в чужую. Конечно, проще взять за границей готового специалиста вместо того, чтобы заниматься подготовкой молодежи у себя в стране. Но это прямая дорога к полной деградации. А ведь чтобы подготовить нормального командира воздушного судна – от школьной скамьи до летчика первого класса – необходимо 8-9 лет. Так и было в советское время: он приходил сначала на Ан-2, потом садился на Ан-12, потом – на Як-40… И так шагал, шагал, шагал и доходил до первого класса. И это не просто уровень технической подготовки был – это был образ мыслей. Сейчас училище закончил, сорок часов налета, английский хорошо знаешь – бух, в кабину «Боинга». Девять часов в полете. Прилетели куда-нибудь в Таиланд - 6-8 часов поясных, восемь или девять - стоянки, и назад. Вот так их и выжимают...


комментарии (3):

rad123      08/10/2012 [07:22:22]#1
Это называется: "За что боролись, на то и напоролись"!. Сколько было в интернете выступлений по поводу невыносимых условий работы у пилотов, работы на износ, отсутствия свободного времени и личной жизни и т.д.
Вот сейчас Вас немного разгрузят, и физически и материально!

dima26512      08/10/2012 [11:35:55]#2
Не пишите глупостей.Пилотов у нас хватает.Вы не знаете сколько сидит без работы пилотов.Почему? Никто не хочет переучивать пилотов за свои деньги, всем нужны готовые.Много народу сократили и выбросили за ворота.Людям по 40 лет и они без работы, а им еще летать и летать.Наверно чего-то не хватает в голове у людей к сожалению кто хочет сюда запустить гастробайтеров.Печально, стыдно, обидно и позор для нашей авиации.

Васюганец      09/10/2012 [16:33:03]#3
Господин соколов или как его там поет под дудку руководства афл, в надежде получить откат за продвинутый закон.На самом деле он бездарь.Во Франции если пилот попал в Air France он обеспечил свою семью он защищен социально- это госкомпания!В России госкомпания афл которая плевать хотела на законы и людей которые работают в ней!Люди работают на износ потому что если работать как положено летать по 60-80 часов то ничего не заработаешь поверьте и это не баснословные деньги однозначно!Как сказал мне один из немногих уважаемых мной КВС из афл "ты зарабатываешь больше президента"!Глубоко сомневаюсь, но если предположить что это так у нас за спиной пассажиры у многих не одна сотня и если что-то случиться придется отвечать, а те кто в кремле, они за что в ответе!?Так что не надо грязь лить на летный состав!













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу



Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer