Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающие корабли и плавающие самолеты


13.11.12 14:17 Журнал "Авиапанорама", №5-2012


Ровно два года назад «Авиапанорамой» было приведено сравнение двух легких летательных аппаратов: самолета-амфибии Бе-103 и экраноплана «Иволга».

Сегодня мы вынуждены вернуться к этой теме, поскольку на очередном гидроавиасалоне, прошедшем в этом году в Геленджике, демонстрировалось целое семейство моделей перспективных экранопланов, разрабатываемых в нижегородском ОАО «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева».
 
Обращает на себя внимание появление новой тенденции аппаратов этого типа с дополнительным крылом большого удлинения, что фактически превращает экраноплан в гидросамолет-биплан. Можно понять создателей этого, пока еще экзотического транспортного средства, если эти машины предназначены для военных. Крыло малого удлинения позволит двигаться вблизи поверхности раздела двух сред, причем с приличным значением аэродинамического качества и обеспечит не только скрытность перемещения от противника, но и, вкупе с колесным шасси, позволит выходить на необорудованный берег. В свою очередь, крыло большого удлинения обеспечит возможность без проблем и тоже с приемлемым значением аэродинамического качества летать на большой высоте. Но тогда встает вопрос: зачем «огород городить» для транспортно-пассажирского аппарата, предназначенного для эксплуатации судовладельцами (экранопланы в настоящее время сертифицируются по морскому регистру), если на большой высоте они гораздо экономичнее, а вблизи водной поверхности будут мешать движению водоизмещающих судов?

Единственным транспортным экранопланом до недавнего времени был «Орленок». Но полезен он был в нынешних условиях только военным из-за низких экономических характеристик. Хотя, пытаясь расширить его функциональные возможности, конструкторы предложили пассажирский вариант машины, пристыковав к крылу дополнительные консоли большого удлинения.

В 2011 г. в Геленджике продемонстрировали модель пассажирского экраноплана «Чайка-2» с бипланной коробкой крыльев. В связи с этим любопытно сравнить с проектом «Чайка-2» пассажирские варианты самых тяжелых современных реактивных самолетов-амфибий А-40 (предложен в 1994 г.) и Бе-200, которым аналогов в мире нет.

Вопросами экономической эффективности подобных судов начали заниматься в разгар экранопланного бума на рубеже 1950–1960-х гг. В частности, было установлено, что экранопланы могут нормально эксплуатироваться при волнении моря до пяти баллов, если высота полета, измеренная от средней линии волнового профиля до нижней кромки аппарата, превышает высоту волн на полметра. Тогда же выяснилось, что с повышением скорости экранопланов значение весовой отдачи по коммерческой нагрузке несколько уменьшается при одновременном возрастании мощности силовой установки, отнесенной к его весу. Правда, при этом наблюдалось значительное повышение экономической эффективности, обусловленное, видимо, резким возрастанием по мере увеличения скорости провозной способности экранопланов. Считалось, что скорость 300–400 узлов (около 700 км/ч) для транспортного экраноплана будет оптимальной. Нижний предел скорости в полтора раза выше, чем у «Орленка», а верхний – близок к амфибии А-40.

Исходя из этого и вследствие низкой весовой отдачи по полезной нагрузке, в очередной раз напрашивается вывод, что экономическая эффективность гражданского варианта «Орленка» будет довольно низкой по сравнению с самолетом-амфибией. Правда, исследователи уверяют, экранопланы будут выгодны по сравнению с сухопутными самолетами. Возможно, это и так, поскольку отпадает необходимость в огромных аэродромах, да и фюзеляж получается легче и проще из-за отсутствия необходимости его герметизации. А если сравнить их с самолетом-амфибией?
 
ЭКРАНОПЛАНЫ

Ранним и наиболее реальным пассажирским экранопланом мог стать вариант «Орленка». Согласно одному из проспектов, пассажирский супергидроплан мог перевозить до 20 т коммерческих грузов или, по заявлениям разработчика, от 150 до 200 пассажиров на расстояние 1500 км. В то же время, расчет показывает, что в салоне длиной 28 м и шириной 3,4 м в экономическом классе свыше 170 пассажирских кресел (по пять в ряду с проходом шириной 400 мм) не разместишь. Предельная дальность полета «Орленка», опять же судя по рекламным данным, не превышает 3000 км, а мореходность достигает пяти баллов при высоте волны от 2,5 м до 3 м. В отличие от военной машины, пассажирский экраноплан предлагалось комплектовать двухконтурными двигателями поддува НК-87 тягой по 13 000 кгс. Экипаж пассажирского экраноплана – восемь человек.

Другим интересным проектом стал экраноплан «Чайка-2». Судя по информации, почерпнутой на ГИДРОАВИАСАЛОНЕ-2012, «Чайка-2» является пассажирским вариантом военного аппарата А-050. При этом разработчики предлагают два варианта машины: с двумя ТРДД Д-436ТП, установленными также на Бе-200 и комбинированной силовой установкой, включающей маршевые ТВД ТВ-7-117СМ и стартовые ТРД Р-195.

Сразу стоит отметить, что использование нижнего толстого крыла очень малого удлинения, даже вкупе с удлиненными консолями приведет к значительному увеличению индуктивной составляющей лобового сопротивления и, как следствие, не повысит существенно аэродинамическое качество – один из важнейших показателей любого летательного аппарата.

Таковы реалии сегодняшнего дня. Автор прекрасно сознает, что Россия пока удерживает первенство в создании тяжелых экранопланов, но приспособление уже созданных машин под решение гражданских задач может привести, помимо выгод (сокращения сроков и стоимости создания машины), к отсутствию спроса на них из-за низкой экономической эффективности. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить советский авиалайнер Ту-104, созданный на базе бомбардировщика. Низкие эксплуатационные характеристики машины и недостаточный комфорт из-за высокого уровня шума привели к преждевременному снятию с авиалиний воздушных судов, не выработавших свой ресурс.
 
Если и говорить о коммерческом экраноплане, то это должна быть не переделка старых военных машин, а разработка принципиально нового аппарата, все помыслы создателей которого должны быть направлены на всемерное повышение экономической эффективности и безопасности полета. Только в этом случае можно будет говорить о возрождении экранопланостроения в стране.
 
САМОЛЕТЫ-АМФИБИИ

Размеры лодки и грузоподъемность амфибии А-40 в существующем виде позволяют перевозить в пассажирском варианте до 105 человек на расстояние около 3600 км. При этом экипаж (без обслуживающего персонала – стюардесс) – четыре человека.

Говоря об А-40, следует отметить его высочайшее аэродинамическое качество – 16 (в перспективе – до 17), мало отличающееся от аналогичного параметра «Орленка». При этом гидросамолет может эксплуатироваться при волнении моря до 5–6 баллов (высота волны 2,2 м). Крейсерская скорость – 710–800 км/ч, что почти в два раза выше, чем у экраноплана. Получается, что провозная способность экраноплана, как минимум, в два раза ниже, чем у самолета-амфибии. Выше у А-40 и весовая отдача по полезной нагрузке (коммерческий груз и топливо), поскольку его делали авиационные специалисты, использовавшие самые передовые технологии и конструкционные материалы. У «Орленка» тяжелее и силовая установка. Относительная масса сухих двигателей у «Орленка» – 7,34%, а у А-40 – 6,15%. Разница в 1% – это свыше тонны.
 
Выходит, преимуществ у пассажирского «Орленка», по сравнению с самолетом-амфибией, нет. А ведь ещё не заходила речь о безопасности полета на сверхмалой высоте вдоль традиционных маршрутов водоизмещающих судов, вопросу которой, судя по всему, особого внимания пока не уделялось.

Впрочем, одно преимущество у пассажирского «Орленка» есть – это малая высота полета над мелководными акваториями, практически свободными от прочих летательных аппаратов и водоизмещающих судов.
 
С другой стороны, возрождение гидроавиации и экранопланостроения может привести к значительному сокращению эксплуатационных расходов и, как следствие, к снижению стоимости авиаперевозок, особенно в регионах, где сухопутные аэродромы находятся вблизи с подходящими акваториями. Этому будет способствовать исключение из статьи расходов стоимости взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стоянок авиалайнеров. Что касается регулярности эксплуатации летательных аппаратов, то она будет выше, благодаря их амфибийности.


комментарии (2):

герра      19/11/2012 [19:17:10]#1
Когда сравнивают отработанную концепцию "гидросамолёт" и неопределённую "экраноплан", то автор занимает проверенную позицию-так выгоднее. Ну, а если сравнить тот же гидросамолёт "Ш-2"с его крейсерской скоростью 85-100км\час и дальностью в 1300км на старом-престаром М-11, то чем сейчас могут заместить его гидросамолётчики?

Cергейфишкрым      20/11/2012 [14:20:27]#2
Ну если сравнивать, то нужно сравнивать именно ту модель, описание которой приводит автор -бипланную схему 24-местного " Буревестника-24", который кстати является основой пилотного проекта всесезонной системы речных перевоз в Республике Саха (Якутии). Напомню он перевозит 24 пассажиров со скоростью до 250 км/час, расходуя 50-70 литров бензина на 100 км пути. Единственный аналог -самолет Як-40 перевозит те же 24 пассажира, расходуя 150-200 литров на 100 км пути. Расходы на строительство и эксплуатацию просто непоставимы.Учтите наличие зоны G с уведомительным характером совершения полетов, то есть для полета экранолетов на высоте до 100-150 метров ничего не нужно.













Материалы рубрики

Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtoa5
YouDo: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/, подробнее тут.
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer