Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Челябинцы хотят, чтобы над городом летали только птицы


2 ноября 2012 года Владислава Романова, Анна Рыбакова, Светлана Шлыкова, Полит74


Столицу Южного Урала всколыхнула уже вторая за этот год авария бомбардировщика Су-24, базирующегося на авиабазе Шагол. Падение самолета произошло на фоне непрекращающегося конфликта горожан, над головами которых военные самолеты пролетали каждый день, и Минобороны, разместившим авиабазу на территории Курчатовского района Челябинска. У горожан теперь только один вопрос: сколько еще должно разбиться «сушек», чтобы полеты этого старья над мегаполисом прекратились? Даже специалистам понятно, что советские машины Су-24 уже устарели и требуют списания.

Суд да дело
 
Беспокойство челябинцев по поводу летающих над городом бомбардировщиков началось еще два года назад, когда авиационная база была передислоцирована из Бурятии на Южный Урал, и Су-24 загремели в мирном небе над густонаселенными районами мегаполиса. Население стал тревожить постоянный грохот, и в администрацию города посыпались жалобы от горожан, недовольных столь шумными соседями.
Тогда военные увеличили высоту полетов с 500 метров до полутора километров и ушли дальше от жилых районов, но траектория глиссады по-прежнему секла город. По словам военных, это связано с тем, что аэродром построен в соответствии с розой ветров, которую невозможно изменить просто физически.
Напряжение горожан от сотрясающих небо военных машин нарастало, кроме того, челябинцы переживали: а вдруг случится авария, и самолет рухнет прямо на жилые и промышленные кварталы города? И в конце концов в феврале этого года несколько активных горожан вместе с региональным благотворительным фондом «За природу» обратились в суд. При этом Андрей Тавелин, руководитель фонда «За природу», сразу же опроверг разлетевшиеся слухи о подрыве обороноспособности страны.
— Главная цель нашего иска — обезопасить горожан, обеспечить им спокойную жизнь в городе, а к военной безопасности наше заявление не имеет никакого отношения, — сообщил он общественности.
К искам граждан присоединился главный прокурор Челябинской области Александр Войтович. Он выступил в защиту неопределенного круга лиц и потребовал признать незаконными действия Минобороны РФ по размещению на Шагольском аэродроме авиабазы. Кроме этого, областная прокуратура потребовала обязать военных провести переосвидетельствование аэродрома в соответствии с требованиями законодательства и приостановить полеты трех расквартированных в Челябинске эскадрилий с момента вступления в силу решения суда до устранения нарушений.
 
Кстати, как раз во время начала судебных тяжб и произошла первая авария бомбардировщика Су-24 под Курганом, что послужило неудачным совпадением для ВВС РФ. По этой причине военные, которым нужно было уточнять обстоятельства гибели самолета, даже не смогли присутствовать на предварительном судебном заседании.
 
Сначала дело рассматривалось в Курчатовском районном суде, но затем иски передали в областную инстанцию, с целью не раскрывать военных тайн, которые содержались в некоторых аргументах сторон. Юрист от населения Анна Ильина пояснила, что под грифом «секретно» проходят такие нужные суду документы, как инструкция для военлетов, директивы Минобороны и другие материалы, регламентирующие работу воинской части и не предназначенные для широкого ознакомления.
 
 Право на благоприятную среду обитания
 
На целое лето в начавшейся борьбе наступило затишье (в отличие от неба, там по-прежнему грохотало) — понадобилось проведение независимой экспертизы, которая бы определила реальность причиняемого горожанам вреда от военных полетов. Результаты санитарно-гигиенической экспертизы, которую проводили специалисты управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области», никого не удивили: уровень шума в зоне жилых застроек значительно превышен.
 
Между тем правительство Челябинской области обращалось к министру обороны РФ с конкретными предложениями, как понизить уровень шума от полетов военной авиации.
 
Вице-губернатор Челябинской области Игорь Мурог рассказал, что в том числе было предложено перевооружить авиапарк путем замены самолетов Су-24 на Су-34, которые считаются малошумными, и изменить график полетов.
 
— Правительство Челябинской области полностью в курсе проблемы, связанной с полетами военных самолетов над густонаселенными районами Челябинска. Мы понимаем необходимость учебно-тренировочных полетов военной авиации, но прежде всего мы за то, чтобы жители областного центра чувствовали себя комфортно и безопасно, — подчеркнул Игорь Мурог.
 
Буквально месяц назад областной суд вынес вердикт, благодаря которому граждане вздохнули спокойно: прекратить полеты военных самолетов над жилыми домами в пяти густонаселенных районах города и признать их незаконными. Впрочем, иск был удовлетворен частично: в передислокации воинской части из Челябинска суд отказал.
 
В свою очередь Алексей Севастьянов заявил, что правозащитники уже готовят заключение для Министерства обороны РФ, в котором намерены обосновать, что военные ведомства должны согласовывать с населением размещение своих предприятий в городской черте, ведь люди имеют право на благоприятную среду обитания. Если этого не делать, то конфликтность между горожанами и военными будет расти.
 
Требование Александра Войтовича об обязательном переосвидетельствовании аэродрома Шагол (прокурор настаивает, что срок действия свидетельства продлен с нарушением установленных правил) суд вынес на отдельное рассмотрение, поскольку для этого требуется привлечь к делу главное командование ВВС.

Теорию вероятности никто не отменял
 
До вступления решения в законную силу оставался месяц, горожане с нетерпением считали дни. Между тем стало известно, что Минобороны подало апелляцию в суд на запрет военных полетов. Поскольку решение суда было обжаловано, формально командование могло продолжать отдавать приказы о полетах. И вот на фоне этих событий второй за восемь месяцев бомбардировщик Су-24 потерпел крушение в 70 километрах от Челябинска, буквально между двумя населенными пунктами.
 
К счастью, как и в первом случае, сейчас никто не пострадал: самолеты упали один в озеро, второй в поле, пилоты катапультировались. Минобороне, конечно, нанесен ущерб в размере стоимости военных самолетов, но жителей Челябинска, да и вообще всех южноуральцев тревожит совсем не это, а неотвратимость повторных аналогичных инцидентов. Если в этом году произошло уже две авиакатастрофы, то по теории вероятности они продолжатся и далее. Если не принять меры.
 
40 тонн опасности
 
Две аварии за столь короткий срок в одном регионе заставляют задуматься: не несут ли угрозу падения на жилые кварталы мегаполиса пролетающие в небе бомбардировщики, техническое состояние которых, по всей видимости, оставляет желать лучшего?
 
Средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составляет 25 — 27 лет. Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин официально заявил, что к 2020 году самолеты Су-24 всех модификаций будут заменены на новейшие Су-34, разработанные, кстати, с учетом экологических стандартов Евросоюза. Первоначально планировалось заменить 60 — 70 процентов самолетного парка, однако после ряда катастроф было принято решение списать все Су-24.
 
Су-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях, в любое время суток. Бомбардировщик оснащен аппаратурой, позволяющей летать на малых высотах (до 200 метров) со скоростью 1320 километров в час. Максимальная скорость на высоте около 10 километров составляет 1550 километров в час. Максимальная взлетная масса — 39,7 тонны, максимальная боевая нагрузка — 7,5 тонны. Экипаж Су-24 состоит из двух человек. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.
Не дожил до ремонта?
 
30 октября Су-24 рухнул в 70 километрах от Челябинска, между селами Лебедевка и Николаевка Еткульского района, во время планового полета. Члены экипажа, летчики первого класса Андрей Зеленцов и Владимир Федиков, увели самолет от жилых территорий, а потом катапультировались сами. Вскоре их забрал спасательный вертолет. Жертв и разрушений на земле не было: бомбардировщик упал в поле, никто не пострадал.
 
По предварительной версии Минобороны, советский Су-24 начал разваливаться буквально в воздухе: сорвался радиопрозрачный обтекатель, который находится в передней части самолета и необходим для размещения в нем радиолокационного оборудования. В военном ведомстве утверждают, что самолет потерпел крушение при выполнении облета перед плановой отправкой на ремонтный завод.
 
Специальная комиссия должна выяснить причины крушения бомбардировщика Су-24 под Челябинском. Для этого на место аварии прибыл самолет Ан-72 с сотрудниками главкомата ВВС РФ, представителями промышленной сферы и другими экспертами. Автоматически по факту аварии возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним». Из воинской части изъята служебная документация, связанная с полетами разбившегося самолета, а также допрашиваются офицеры, руководившие полетом с земли. Между тем приостановлены все полеты Су-24 с авиабазы «Шагол» до выяснения обстоятельств крушения.
 
«Не верьте, что самолет уводили от населенных пунктов!»
 
Наши корреспонденты нашли бывшего военного штурмана, который откровенно ответил на некоторые неудобные для летчиков вопросы. По понятным причинам не указываем его фамилию, но можем сообщить, что в ЧВВАКУШе он учился с 1984 по 1988 год.
 
— Это четвертая за последние двенадцать месяцев авария Су-24 в стране. Почему падают «сушки»?
 
— Потому что Су-24 — это старье. Если сравнивать с автомобилями, то это как наш разваливающийся «Москвич», на котором ездят только от безысходности. Никакую проверку на безопасность такой транспорт никогда не пройдет.
 
— Говорят, что летчики совершили подвиг — отвели «сушку» от населенных пунктов. Неужели можно было рассчитать, где она упадет — на поле или на дом в деревне?
 
— Су-24 мог упасть в любом месте, в том числе и в Челябинске. Во время полета произошел срыв носового обтекателя самолета, а это ведет к мгновенному нарушению всей аэродинамики. В таком случае направить самолет в нужное место — это что-то невероятное! Представьте, что вы едете на машине и у вас вдруг на скорости отвалились два колеса. Что произойдет? Неужели вы сможете направлять и управлять авто? Нет. В данном случае в небе произошло то же самое.
 
— Значит, челябинцам стоит бояться не столько шума от военных самолетов, сколько ЧП...
 
— А вы знаете, почему Су-24 такие шумные? Они взлетают и садятся на высоких оборотах двигателя, так как это фронтовые бомбардировщики и об экономии топлива во время их создания и речи не было...
 
— …То есть «сушки», что летают над нашим городом, доверху заполнены керосином?
 
— Да, топлива им требуется больше, чем современным Су. Последние, к слову, и не такие шумные. И вообще, если для гражданских самолетов есть ограничения по шуму — вспомните, как наши борты перестали пускать за границу, — то для военных никаких ограничений нет. Сомневаюсь, чтобы в Европе разрешили грохотать над городами самолетам, типа наших Су-24.
 
— Что чаще приводит к трагедиям — отказ техники или человеческий фактор?
 
— Отказ техники. Сейчас очень много «левых», то есть поддельных деталей устанавливают на самолеты. А раньше каждая деталь была номерной, под бирочкой. Теперь старые детали не списываются и не уничтожаются, а могут быть модернизированы и поставлены обратно. Это и приводит к авиакатастрофам. Еще одна проблема — топливо для самолетов. Его могут разбавить, могут условия хранения не соблюсти.
 
— А в профессионализм сегодняшних летчиков верите?
 
— Верю. Хотя старая советская школа авиации разрушена. К примеру, мы на тренажерах только бомбы сбрасывали, а сейчас на тренажерах все учатся летать…


комментарии (1):

Skydelta      03/11/2012 [10:27:24]#1
заказная статейка. Гнобят военных опять













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBkiij
Здесь http://remont.youdo.com/doors/interior-doors/arch/, подробности по ссылке.
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/building/outbuilding/verandy/ - посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer