Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


НК-93 – новый раунд


13 декабря 2012 года Владимир Леонов, Аргументы недели


Лидер коммунистов Геннадий Зюганов 30 ноября на встрече с Владимиром Путиным в подмосковном Ново-Огарёве вновь поднял тему инновационного самарского авиадвигателя НК-93, очень близкую редакции «Аргументов недели». И даже невольно прорекламировал президенту снятый нами фильм об этом шедевре генерального конструктора Н.Д. Кузнецова: – Мы в прошлый раз смотрели вместе с премьером (Дм. Медведевым), и вы его видели – фильм по нашему двигателю НК-93. Это шикарный двигатель для нашей авиации. Он очень перспективен, Владимир Владимирович. Есть фильм, могу вам переслать. Дали поручение – всё замотали. Кстати, французы сейчас делают подобный. Он исключительно эффективный. За этим будущее большой авиации. Давайте вернёмся к этому проекту. Мы в состоянии его освоить.

В бюрократическом кольце
 
Рвать и метать бесполезно. Обращения к президенту страны и премьеру проходят классический бюрократический круг и возвращаются для подготовки решений к тем самым «ответственным» персонажам, которые, скорее всего, смеются, подписывая ответы и заключения. Их в распоряжении «АН» предостаточно. Мы для этих людей – Христенко, Мантуровых, Погосянов, Реусов – умалишённые. Мы же говорим о государственных интересах, о которых эти люди вспоминают, лишь стоя на трибунах.
 
Сейчас предпринята очередная попытка обойти бездушный, алчный и вороватый альянс, плотно прописавшийся в Минпромторге, Объединённой авиастроительной и двигателестроительной корпорациях (ОАК и ОДК). Не пишу слово «чиновников» специально – далеко не все работники министерств и ведомств являются носителями вируса стяжательства и безразличия. Кто-то не боец, кого-то просто нагнули – надо же на что-то жить.
 
И всё же немногие имеют возможность напрямую обратиться к президенту страны, передать ему лично в руки предложения, компактно изложенные на двух листках убористого текста. У лидера парламентской фракции КПРФ такая привилегия есть. «АН» считают своим долгом полностью опубликовать документ.
 
Кто в доме хозяин?
 
Остаётся ждать и гадать, какова будет реакция национального лидера на это предложение. Или опять придёт ответ с пустыми словами от безвестных исполнителей Минпромторга? В. Путин уже несколько раз ставил свои резолюции с требованием «Поддержать» на документы, связанные с испытаниями и финансированием работ по НК-93. И каждый раз дело подменяли ворохом отписок. В новой госпрограмме развития авиапрома до 2025 года намекают: «Вам нужен НК-93 – забирайте!» Прекрасно понимая, что и двигатель, и предприятие, где его создали, находятся в госсобственности. И никто, кроме государства, финансировать разработку не будет, да и права не имеет. Как раньше, вредительски, иначе не назвать, выделяли средства на завершение программы лётных испытаний, рассчитанной на год… за несколько дней до наступления новогодних торжеств. Деньги выделили? Да. Не придерёшься.
 
Тут требуется пояснение – совершить 25 полётов на десятках различных режимов, высот, за считаные дни и часы до окончания финансового года нереально, «эффективные менеджеры» это прекрасно знали. Максимум – один в неделю. Каждый лётный эксперимент включает в себя подготовку, собственно полёт, а затем серь­ёзный анализ полученных данных.
 
Создатели и испытатели НК-93
 
А пока контора пишет, в августе на 61‑м году жизни скончался от тяжёлой болезни ведущий лётчик-испытатель по теме НК-93 Александр Иванович Костюк.Именно он в 2008 году был в левом командирском кресле летающей лаборатории Ил-76. Два последних полёта этого самолёта с НК-93 под крылом и его заслуга. Среди известных работ Александра Ивановича – сертификационные испытания самолётов-амфибий Бе-200 и Бе-200ЧС. Не стало Евгения Александровича Гриценко, пришедшего на смену Н.Д Кузнецову. Генеральный конструктор, человек, благодаря которому в 90-е годы работа над доводкой двигателя не заглохла. Ведущий конструктор НК-93 Анатолий Лоцман, один из немногих, кто знает и держал в руках каждый винтик и деталь этого чуда техники, сидит дома и решает математические задачи, создаёт собственные теории – хобби у него такое. Работа над «машиной» остановилась, и тут же подкрались болезни. Но ещё пару лет назад он был готов дневать и ночевать в ангаре, лишь бы опять поднять НК-93 в небо.
 
Понятно, вредители из Минпромторга приняли решение окончательно убить отечественное авиационное двигателестроение. Уверены, что свидетели и авторы первых полётов и триумфа НК‑93 угомонятся – кто на кладбище, кто по-пенсионерски, на печке. Не дождутся. «Аргументы недели» обязательно будут отслеживать дальнейшую судьбу этой прорывной отечественной разработки. Из всей истории НК-93 непонятно одно – почему свита так любит подставлять своего президента. Или он так увлёкся борьбой с «болотными», что не замечает настоящих врагов народа в собственном предбаннике?
 
Президенту Российской Федерации B.B. ПУТИНУ
 
Уважаемый Владимир Владимирович!
 
В контексте модернизации России хотели бы вновь привлечь Ваше внимание к судьбе уникального авиадвигателя НК‑93, созданного на Самарском научно-техническом комплексе им. Н.Д.Кузнецова (ныне ОАО «Кузнецов»). Мы убеждены, что авиапром – это то звено, за которое можно вытащить всю цепь высокотехнологических отраслей промышленности, ибо современный самолет воплощает последние достижения науки и техники.
 
Между тем основным препятствием в развитии российского самолетостроения для его выхода на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией является отсутствие у нас экономичного и экологичного авиамотора. Вместе с тем уже много лет тормозится завершение работ над НК-93.
 
Это выдающееся достижение советского/российского научно-инженерного творчества скрывается от нашей и мировой общественности. Если на авиа­выставке МАКС-2007 в экспозиции была представлена летающая лаборатория Ил‑76 с действующим двигателем на крыле, то на МАКС-2009 был представлен лишь макет этого авиамотора. А на МАКС-2011 обогнавшего время авиа­двигателя не было и в помине.
В марте 2009 года Вы дали поручения о срочном и полноценном финансировании летных испытаний НК-93. Однако Ваши указания не просто остались неисполненными. Через несколько недель уже «летавший» и подтвердивший высокие эксплуатационные характеристики двигатель был снят с крыла Ил-76 и поврежден в процессе демонтажа.
 
По нашим оценкам, основные возражения против продолжения работ по НК-93
 
выдвигает Минпромторг РФ. Однако на совещании в Центральном институте авиамоторостроения с участием ведущих российских специалистов 15 июля 2011 года была подчеркнута высокая актуальность этого авиадвигателя. Разумеется, НК-93 требует доработки. Но это, по оценкам специалистов, может быть сделано в течение 2–3 лет и при капиталовложениях, не превышающих 2 миллиардов рублей.
Такой двигатель крайне необходим для нашей дальнемагистральной пассажирской и военно-транспортной авиации.
 
По нашим данным, серьезный интерес к НК-93 давно проявляют иностранные самолетостроители, которые ввиду его особой экономичности готовы будут приобретать этот авиадвигатель. Между тем во Франции сейчас ударными темпами создается двигатель LEAR, который поразительно напоминает НК-93. Через несколько лет французы доведут (в том числе и с активным использованием наших инженеров и испытательной базы) свой двигатель до кондиции, и мы будем обречены на безнадежное отставание от западного авиапрома.
 
В мае этого года тендер, объявленный корпорацией «Иркут» для отечественного перспективного самолета МС-21, выиграл авиадвигатель компании «Пратт энд Уитни».
 
В свое время на заводах «Самары» (ОАО «Моторостроитель») и Казани (ОАО «КМПО») была проведена подготовка производства для выпуска НК‑93. ОАО «КМПО» производит конвертированный промышленный двигатель НК‑38СТ, созданный на базе НК-93. Для доводки двигателя целесообразно использовать промышленную площадку, летающую лабораторию Ил-76ЛЛ и стенды бывшего ОАО СНТК им. Н.Д. Кузнецова.
 
Разумеется, мы понимаем необходимость продолжения работ по перспективному двигателю ПД-14, находящемуся сейчас в стадии создания научно-технического задела (на его разработку ассигновано 80 миллиардов рублей). Вместе с тем полагаем, что можно было бы изыскать средства для завершения летных испытаний НК-93, что способствовало бы возвращению России на мировой авиарынок с высоко конкурентной продукцией.


комментарии (4):

air-squirrel      14/12/2012 [11:31:22]#1
"бездушный, алчный и вороватый альянс, плотно прописавшийся в Минпромторге, Объединённой авиастроительной и двигателестроительной корпорациях (ОАК и ОДК)"- лучших слов не подберешь!!! Надеюсь на здравомослие и ответственность у руководителей страны. которое бы позволило довести проект НК-93 до рынка!

кряж      14/12/2012 [15:22:05]#2
Остается надежда на Шойгу С.К. Разгребет оборонку, назначать его в Минтранс и т.д.

rad123      17/12/2012 [10:10:46]#3
Кто бы ещё рассказал куда кроме Ил-76 это чудо с диаметром вентилятора 2, 9 метра можно поставить. Ил-96 серийно не строят, остаётся Ту-204/214. Но там ПС-90 с диаметром 1, 9 метра с перрона всё подряд засасывает, куда уж НК-93.
Тем более, что с такими внешними габаритами тяга у него должна быть не 18-20 тон, а хотя бы 30-35 (http://www.pressarchive.ru/avi ...

кеша бобров      17/12/2012 [18:18:40]#4
96-е надо продолжать строить. именно 96-е, а не 300-ки, да и 76 не мало будет. был бы двигатель, а консервную банку склепают, с этим у нас проще.
самое отвратное в этом-обгонят нас опять. может и вредители на запад работают?
вот здесь бы СК посмотреть.













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBYzJy
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/sizran/: подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer