Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


НК-93 – новый раунд


13 декабря 2012 года Владимир Леонов, Аргументы недели


Лидер коммунистов Геннадий Зюганов 30 ноября на встрече с Владимиром Путиным в подмосковном Ново-Огарёве вновь поднял тему инновационного самарского авиадвигателя НК-93, очень близкую редакции «Аргументов недели». И даже невольно прорекламировал президенту снятый нами фильм об этом шедевре генерального конструктора Н.Д. Кузнецова: – Мы в прошлый раз смотрели вместе с премьером (Дм. Медведевым), и вы его видели – фильм по нашему двигателю НК-93. Это шикарный двигатель для нашей авиации. Он очень перспективен, Владимир Владимирович. Есть фильм, могу вам переслать. Дали поручение – всё замотали. Кстати, французы сейчас делают подобный. Он исключительно эффективный. За этим будущее большой авиации. Давайте вернёмся к этому проекту. Мы в состоянии его освоить.

В бюрократическом кольце
 
Рвать и метать бесполезно. Обращения к президенту страны и премьеру проходят классический бюрократический круг и возвращаются для подготовки решений к тем самым «ответственным» персонажам, которые, скорее всего, смеются, подписывая ответы и заключения. Их в распоряжении «АН» предостаточно. Мы для этих людей – Христенко, Мантуровых, Погосянов, Реусов – умалишённые. Мы же говорим о государственных интересах, о которых эти люди вспоминают, лишь стоя на трибунах.
 
Сейчас предпринята очередная попытка обойти бездушный, алчный и вороватый альянс, плотно прописавшийся в Минпромторге, Объединённой авиастроительной и двигателестроительной корпорациях (ОАК и ОДК). Не пишу слово «чиновников» специально – далеко не все работники министерств и ведомств являются носителями вируса стяжательства и безразличия. Кто-то не боец, кого-то просто нагнули – надо же на что-то жить.
 
И всё же немногие имеют возможность напрямую обратиться к президенту страны, передать ему лично в руки предложения, компактно изложенные на двух листках убористого текста. У лидера парламентской фракции КПРФ такая привилегия есть. «АН» считают своим долгом полностью опубликовать документ.
 
Кто в доме хозяин?
 
Остаётся ждать и гадать, какова будет реакция национального лидера на это предложение. Или опять придёт ответ с пустыми словами от безвестных исполнителей Минпромторга? В. Путин уже несколько раз ставил свои резолюции с требованием «Поддержать» на документы, связанные с испытаниями и финансированием работ по НК-93. И каждый раз дело подменяли ворохом отписок. В новой госпрограмме развития авиапрома до 2025 года намекают: «Вам нужен НК-93 – забирайте!» Прекрасно понимая, что и двигатель, и предприятие, где его создали, находятся в госсобственности. И никто, кроме государства, финансировать разработку не будет, да и права не имеет. Как раньше, вредительски, иначе не назвать, выделяли средства на завершение программы лётных испытаний, рассчитанной на год… за несколько дней до наступления новогодних торжеств. Деньги выделили? Да. Не придерёшься.
 
Тут требуется пояснение – совершить 25 полётов на десятках различных режимов, высот, за считаные дни и часы до окончания финансового года нереально, «эффективные менеджеры» это прекрасно знали. Максимум – один в неделю. Каждый лётный эксперимент включает в себя подготовку, собственно полёт, а затем серь­ёзный анализ полученных данных.
 
Создатели и испытатели НК-93
 
А пока контора пишет, в августе на 61‑м году жизни скончался от тяжёлой болезни ведущий лётчик-испытатель по теме НК-93 Александр Иванович Костюк.Именно он в 2008 году был в левом командирском кресле летающей лаборатории Ил-76. Два последних полёта этого самолёта с НК-93 под крылом и его заслуга. Среди известных работ Александра Ивановича – сертификационные испытания самолётов-амфибий Бе-200 и Бе-200ЧС. Не стало Евгения Александровича Гриценко, пришедшего на смену Н.Д Кузнецову. Генеральный конструктор, человек, благодаря которому в 90-е годы работа над доводкой двигателя не заглохла. Ведущий конструктор НК-93 Анатолий Лоцман, один из немногих, кто знает и держал в руках каждый винтик и деталь этого чуда техники, сидит дома и решает математические задачи, создаёт собственные теории – хобби у него такое. Работа над «машиной» остановилась, и тут же подкрались болезни. Но ещё пару лет назад он был готов дневать и ночевать в ангаре, лишь бы опять поднять НК-93 в небо.
 
Понятно, вредители из Минпромторга приняли решение окончательно убить отечественное авиационное двигателестроение. Уверены, что свидетели и авторы первых полётов и триумфа НК‑93 угомонятся – кто на кладбище, кто по-пенсионерски, на печке. Не дождутся. «Аргументы недели» обязательно будут отслеживать дальнейшую судьбу этой прорывной отечественной разработки. Из всей истории НК-93 непонятно одно – почему свита так любит подставлять своего президента. Или он так увлёкся борьбой с «болотными», что не замечает настоящих врагов народа в собственном предбаннике?
 
Президенту Российской Федерации B.B. ПУТИНУ
 
Уважаемый Владимир Владимирович!
 
В контексте модернизации России хотели бы вновь привлечь Ваше внимание к судьбе уникального авиадвигателя НК‑93, созданного на Самарском научно-техническом комплексе им. Н.Д.Кузнецова (ныне ОАО «Кузнецов»). Мы убеждены, что авиапром – это то звено, за которое можно вытащить всю цепь высокотехнологических отраслей промышленности, ибо современный самолет воплощает последние достижения науки и техники.
 
Между тем основным препятствием в развитии российского самолетостроения для его выхода на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией является отсутствие у нас экономичного и экологичного авиамотора. Вместе с тем уже много лет тормозится завершение работ над НК-93.
 
Это выдающееся достижение советского/российского научно-инженерного творчества скрывается от нашей и мировой общественности. Если на авиа­выставке МАКС-2007 в экспозиции была представлена летающая лаборатория Ил‑76 с действующим двигателем на крыле, то на МАКС-2009 был представлен лишь макет этого авиамотора. А на МАКС-2011 обогнавшего время авиа­двигателя не было и в помине.
В марте 2009 года Вы дали поручения о срочном и полноценном финансировании летных испытаний НК-93. Однако Ваши указания не просто остались неисполненными. Через несколько недель уже «летавший» и подтвердивший высокие эксплуатационные характеристики двигатель был снят с крыла Ил-76 и поврежден в процессе демонтажа.
 
По нашим оценкам, основные возражения против продолжения работ по НК-93
 
выдвигает Минпромторг РФ. Однако на совещании в Центральном институте авиамоторостроения с участием ведущих российских специалистов 15 июля 2011 года была подчеркнута высокая актуальность этого авиадвигателя. Разумеется, НК-93 требует доработки. Но это, по оценкам специалистов, может быть сделано в течение 2–3 лет и при капиталовложениях, не превышающих 2 миллиардов рублей.
Такой двигатель крайне необходим для нашей дальнемагистральной пассажирской и военно-транспортной авиации.
 
По нашим данным, серьезный интерес к НК-93 давно проявляют иностранные самолетостроители, которые ввиду его особой экономичности готовы будут приобретать этот авиадвигатель. Между тем во Франции сейчас ударными темпами создается двигатель LEAR, который поразительно напоминает НК-93. Через несколько лет французы доведут (в том числе и с активным использованием наших инженеров и испытательной базы) свой двигатель до кондиции, и мы будем обречены на безнадежное отставание от западного авиапрома.
 
В мае этого года тендер, объявленный корпорацией «Иркут» для отечественного перспективного самолета МС-21, выиграл авиадвигатель компании «Пратт энд Уитни».
 
В свое время на заводах «Самары» (ОАО «Моторостроитель») и Казани (ОАО «КМПО») была проведена подготовка производства для выпуска НК‑93. ОАО «КМПО» производит конвертированный промышленный двигатель НК‑38СТ, созданный на базе НК-93. Для доводки двигателя целесообразно использовать промышленную площадку, летающую лабораторию Ил-76ЛЛ и стенды бывшего ОАО СНТК им. Н.Д. Кузнецова.
 
Разумеется, мы понимаем необходимость продолжения работ по перспективному двигателю ПД-14, находящемуся сейчас в стадии создания научно-технического задела (на его разработку ассигновано 80 миллиардов рублей). Вместе с тем полагаем, что можно было бы изыскать средства для завершения летных испытаний НК-93, что способствовало бы возвращению России на мировой авиарынок с высоко конкурентной продукцией.


комментарии (4):

air-squirrel      14/12/2012 [11:31:22]#1
"бездушный, алчный и вороватый альянс, плотно прописавшийся в Минпромторге, Объединённой авиастроительной и двигателестроительной корпорациях (ОАК и ОДК)"- лучших слов не подберешь!!! Надеюсь на здравомослие и ответственность у руководителей страны. которое бы позволило довести проект НК-93 до рынка!

кряж      14/12/2012 [15:22:05]#2
Остается надежда на Шойгу С.К. Разгребет оборонку, назначать его в Минтранс и т.д.

rad123      17/12/2012 [10:10:46]#3
Кто бы ещё рассказал куда кроме Ил-76 это чудо с диаметром вентилятора 2, 9 метра можно поставить. Ил-96 серийно не строят, остаётся Ту-204/214. Но там ПС-90 с диаметром 1, 9 метра с перрона всё подряд засасывает, куда уж НК-93.
Тем более, что с такими внешними габаритами тяга у него должна быть не 18-20 тон, а хотя бы 30-35 (http://www.pressarchive.ru/avi ...

кеша бобров      17/12/2012 [18:18:40]#4
96-е надо продолжать строить. именно 96-е, а не 300-ки, да и 76 не мало будет. был бы двигатель, а консервную банку склепают, с этим у нас проще.
самое отвратное в этом-обгонят нас опять. может и вредители на запад работают?
вот здесь бы СК посмотреть.













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник



Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBYzJy
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/sizran/: подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer