Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Время перемен в отечественном авиастроении


21.12.12 13:42 Виктор Кузнецов, Журнал "АвиаСоюз" № 5/6(декабрь) 2012г.


2012 год был насыщен важными событиями, связанными с деятельностью предприятий и интегрированных структур авиационной промышленности России. Они, практически, определяют развитие всей отрасли на многие годы вперед.

Основными из них являются:

1. постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. «Об утверждении федеральной целевой программы по развитию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до 2020 года»;
2. утвержденные Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года»;
3. одобрение Правительством Российской Федерации 23 ноября 2012 г. Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 год».
 
Концептуальное, системное значение для развития отечественного авиастроения имеют Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, четко определяющие государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики нашей страны в этой сфере.

ОАО «Авиапром», выражая интересы своих акционеров – научных и производственных предприятий отрасли, активно участвовал в подготовке и обсуждении проекта данного документа. Центр научно-исследовательских разработок и программ Общества совместно с государственными научными центрами, руководителями ведущих предприятий отрасли сформулировал базовые положения Основ, активно участвовал в подготовке окончательной редакции этого документа для рассмотрения на Совете безопасности. Столь ответственная работа выполнялась на основе глубокого комплексного анализа тенденций развития авиационной деятельности в мире, а также задач государства в области безопасности, развития экономики и социальной сферы.

Подготовка и обсуждение проекта этого документа проходили не кулуарно, а при активном участии авиационной общественности и политиков. Соответствующие аналитические материалы и предложения ОАО «Авиапром» также были опубликованы в отраслевой прессе, в Интернете, и даже изданы ведущей парламентской партией. Считаю, что основополагающий документ, определяющий госполитику России в области авиационной деятельности на долгосрочную перспективу, тщательно выверен, соответствует выдвинутому руководством нашей страны курсу на масштабную индустриализацию за счет развития высокотехнологичных наукоемких производств, на технологическую независимость и конкурентоспособность в ключевых сферах, к которым относятся авиастроение и смежные отрасли.

Особенно важным является то, что в отличие от предыдущих документов, определяющих государственную политику в области авиационной деятельности, сейчас четко определен механизм контроля за ее практической реализацией на высшем уровне – Президентом Российской Федерации, которому Правительство обязано ежегодно представлять доклад о выполнении соответствующего комплексного плана мероприятий.

Рабочая группа ведущих специалистов ОАО «Авиапром» под руководством Департамента авиационной промышленности Минпромторга России, в тесном взаимодействии с отраслевыми корпорациями и государственными научными центрами, внесла большой вклад в оперативную и качественную подготовку проекта «Комплексного плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Россий-ской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года». В нем общие положения Основ переведены на язык практических действий с указанием сроков их выполнения. Этот документ должен стать хорошим инструментом для объективного анализа и оценки того, насколько точно и полно реализуются утвержденные на высшем уровне стратегические государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики в практической деятельности федеральных органов исполнительной власти, корпораций и государственных научных центров авиационной промышленности, отечественных авиакомпаний и других структур, обеспечивающих авиационную деятельность в стране.

В новом столетии Правительство Российской Федерации приняло беспрецедентные меры по возрождению авиационной промышленности, проведя структурные преобразования в отрасли и более чем в десять раз увеличив бюджетное финансирование работ по модернизации научно-технической и производственной базы предприятий, разработке и организации выпуска новой гражданской и военной авиационной техники и авиационного вооружения.
 
Руководители и специалисты ОАО «Авиапром», используя свой большой практический опыт и профессиональные знания, активно участвовали в разработке и реализации этих мер. Совместно с ведущими центрами авиационной науки и крупнейшими авиастроительными предприятиями наши структурные подразделения на конкурсной основе выполняли госконтракты по разработке практически всех системных проектов по созданию интегрированных структур отрасли, вели мониторинг состояния научно-технической и производственно-технологической базы, обеспечивали подготовку планов и проектов по капитальному строительству и переоснащению предприятий, а также участвовали в непосредственном выполнении этих масштабных работ.

Техническая и технологическая база выполнения НИОКР, проектирования и производства авиационной техники на ведущих предприятиях отрасли изменилась радикально. Вместе с тем объем предстоящих работ в этом направлении еще очень велик.
 
В перечне приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности первым пунктом указано повышение эффективности реализации мер государственного регулирования в области развития авиации. К сожалению, это бесспорное, казалось бы, положение многими руководителями и экспертами в отрасли все больше оспаривается или просто игнорируется. И причины этого не в злом умысле, а в объективных корпоративных и личных интересах. Как однозначно показывают и вековая история отечественной авиационной промышленности, и опыт развития авиастроения в США, разрозненные отраслевые и межотраслевые объединения, какими бы мощными и развитыми они ни были, в принципе не могут решить ни одну из стратегических национальных задач в авиационной деятельности: как в обеспечении обороноспособности и транспортной доступности всей территории страны, так и в освоении мировых рынков авиационной техники. Связано это с тем, что корпоративные интересы по определению ориентированы на быстрое получение максимальной прибыли частными акционерами, а не на решение долгосрочных общегосударственных задач, и, во-вторых, – это связано с очень развитой и мощной системой государственной защиты, поддержки и одновременно жесткого контроля отечественных производителей авиатехники во всех крупных странах, которые можно сейчас отнести к авиационным державам первого и второго уровней. На мировом рынке авиатехники и авиационных услуг уже давно конкурируют не отдельные корпорации, а государства. Это не исключает международное сотрудничество в авиастроении, но придает ему особую специфику.
 
Заявленный в Основах госполитики приоритет по исключению критической зависимости России в области авиационной деятельности, в том числе технологической, требует освоения продуманных целеустремленных государственных мер с учетом норм ВТО по защите, комплексному развитию и продвижению продукции всех подотраслей, обеспечивающих отечественное авиастроение.
 
Руководством страны правильно поставлена задача наладить тщательный государственный и общественный контроль за тем, на какие проекты и цели корпорации расходуют государственные ресурсы. Иначе выделяемые огромные бюджетные средства в значительной части будут уходить на развитие конкурирующих зарубежных производителей авиационных двигателей, приборов, агрегатов.., а российские предприятия авиационной промышленности деградируют до отверточной сборки, потеряют сотни тысяч высокотехнологичных рабочих мест и не смогут обеспечить разработку и выпуск конкурентоспособной гражданской и военной авиационной техники в необходимом количестве.
 
Для эффективного решения неотложных государственных задач в авиационной деятельности необходимо завершить интеграционные процессы в авиапромышленном комплексе страны. Возможный вариант – создание госкорпорации «Авиационная промышленность», включающей все интегрированные структуры отрасли и ответственной за их сбалансированное устойчивое развитие. Также необходима организационная и технологическая интеграция государственного сектора авиационной науки с сохранением юридического статуса существующих ГНЦ. Целесообразно одновременное усиление, расширение функций и ответственности Департамента авиационной промышленности Минпромторга России.
 
Функции обеспечения четкой координации деятельности разобщенных федеральных органов исполнительной власти, участвующих в управлении авиационной деятельностью при нечетких рамках их ответственности и полномочий в настоящее время (Минтранс, Минпромторг, Минобороны, МЧС, государственные службы, агентства), необходимо предусмотреть в положении о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации и задачах ее аппарата.
 
 Практическая реализация промышленной политики в стране осуществляется через государственные и федеральные целевые программы. К сожалению, в государственной программе РФ «Развитие авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 год» предложения ОАО «Авиапром» и других предприятий отрасли не были учтены. Несмотря на то, что эта госпрограмма уже одобрена 23 ноября 2012 г. Правительством РФ, необходима ее корректировка с участием государственных научных центров, всех отраслевых корпораций и общественных организаций.
 
Уходящий 2012 год для всех структурных подразделений и дочерних предприятий ОАО «Авиапром» был периодом напряженной и плодотворной работы. В интересах решения общеотраслевых задач мы активно взаимодействовали с органами исполнительной и законодательной власти, научными и производственными предприятиями – акционерами, интегрированными структурами, отраслевым профсоюзом и другими общественными организациями. Как и в предыдущие годы, по поручению Департамента авиационной промышленности Минпромторга России ОАО «Авиапром» обеспечивал подготовку ежеквартальных отчетов о ходе реализации ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». В соответствии с утвержденными индикаторами анализировалось выполнение НИР и ОКР, производство и продажа авиатехники, работы по модернизации научно-технической и производственно-технологической базы отрасли.
 
Был выполнен большой объем научно-исследовательских работ по государственным контрактам и договорам с предприятиями. В частности, в рамках одной из НИР ОАО «Авиапром» вместе с большой группой соисполнителей соответствующего профиля разработал проект создания системы управления безопасностью полетов воздушных судов, подготовил более 10 проектов нормативных документов и предложения по организации этой важной работы в 2013 г.

Управление летной службы ОАО «Авиапром» выполнило весь запланированный комплекс работ по регулированию летной деятельности в экспериментальной авиации. В апреле 2012 года Управление вместе с ЛИИ им. М.М. Громова и Школой летчиков-испытателей им. А.В. Федотова на высоком уровне провели учебный сбор руководителей летно-испытательных подразделений и их заместителей из 45 организаций и предприятий России и Украины.

Инвестиционные подразделения ОАО «Авиапром» и его специализированное дочернее предприятие ЗАО «Авиапромстрой» наращивают свое участие в модернизации предприятий отрасли. В 2012 году они своевременно и качественно выполнили все договорные работы по капитальному строительству и технологическому переоснащению на предприятиях ГК «Ростехнологии», ОАО «ОАК», ОАО «Корпорация «ТРВ» и других объектах. Например, за счет четкой высокопрофессиональной организации и контроля работ субподрядчиков и поставщиков на всех этапах от проектирования до сдачи под ключ на два года раньше, чем предусмотрено федеральной целевой программой, выполнены строительные работы и проведено техническое перевооружение ОКБ и других объектов ОАО «НПП «Мотор» в Уфе.

Подводя общий итог деятельности ОАО «Авиапром» в 2012 году, можно с уверенностью сказать, что основные задачи, поставленные перед исполнительной дирекцией общим собранием акционеров, успешно выполнены.
 
От имени коллектива ОАО «Авиапром» поздравляю всех акционеров и партнеров, а также читателей журнала «АвиаСоюз», с наступающим Новым годом! Уверен, что общими усилиями нам удастся преодолеть все накопившиеся проблемы и реализовать сверхзадачу по возвращению России статуса великой авиационной державы, способной создавать лучшую в мире авиационную технику, обеспечить все внутренние потребности в оборонной сфере и авиационных услугах и достойно конкурировать на мировом рынке.


комментарии (3):

ANTUIAKIL      22/12/2012 [20:02:35]#1
пустозвонство

air-squirrel      24/12/2012 [09:31:05]#2
согласен!))
пустозвонство!бла бла бла..пили пила пили...

Сашочек      24/12/2012 [14:09:12]#3
Остановлены доведенные до освооения в серийном производстве проекты А-140, Ил-114, Ту-334, Ту-324, Ту-330. Внутренний рынок авиационной техники на 90 с лишним процентов передан зарубежным производителям, за 5 с небольшим лет в страну завезено свыше 500 самолетов по импорту.

Господин, похоже, с Луны свалился.













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer