Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Будущее авиации: самолеты без пилотов


4 декабря 2012 года Наталья Бокарева, BFM.ru


Беспилотники, используемые пока в военных целях, вскоре станут существенным элементом гражданской авиации. Они могут подняться в воздух еще до того, как на дорогах появятся автомобили без водителей.

В ближайшие недели двухмоторный пассажирский самолет Jetstream взлетит с аэродрома в Уортоне (Ланкашир, Англия) и возьмет курс на Шотландию. Все будет почти как обычно: инструкции диспетчеров, следование в соответствии с выбранным курсом, контроль воздушного пространства и других судов. Только выполнять этот рейс пилот будет не из кабины. Он останется на земле и будет руководить полетом из пункта управления в Уортоне.

Беспилотники уже широко применяются вооруженными силами, но они летают в ограниченном воздушном пространстве и в зоне конфликтов. Миссия Jetstream организована в рамках разработок технологий и режима полетов для больших коммерческих самолетов с расчетом, чтобы они могли в обычном порядке безопасно летать в общем воздушном пространстве вместе с пилотируемыми гражданскими рейсами.

Тестовые полеты осуществляются без пассажиров, и на борту все-таки будут пилоты на случай, если что-то пойдет не так. Подобные эксперименты «с подстраховкой» проводятся и с самоуправляемыми автомобилями в Google. И все же непилотируемые самолеты гражданского назначения, возможно, появятся раньше, чем «самоуправляемые» машины. Современные самолеты уже приспособлены для автоматического взлета, посадки и движения к пункту назначения. В рамках намеченных тестов планируется проверить, могут ли самолеты выполнять эти маневры без пилота в кабине, соблюдая правила воздушного движения.

На конференции в Лондоне на минувшей неделе говорилось о прогрессе в этой области. Организатором выступала группа ASTRAEA, занимающаяся программой разработки технологий, систем, оборудования, процедур и правил применения для полетов автономных беспилотников в воздушном пространстве Великобритании. В программе объемом 62 млн фунтов стерлингов, реализуемой при поддержке британского правительства, участвуют 7 европейских аэрокосмических компаний: AOS, BAE Systems, Cassidian, Cobham, QinetiQ, Rolls-Royce и Thales.

В перспективе это огромный рынок, уверены опрошенные журналом The Economist эксперты. В США Конгресс призвал регуляторов авиаотрасли интегрировать беспилотные самолеты в систему диспетчерского обслуживания уже в 2015 году. Некоторые небольшие беспилотники уже используются в коммерческих и гражданских целях, например, для аэрофотосъемки, но в большинстве стран они могут летать в пределах видимости наземной базы пилотирования, подобно радиоуправляемым моделям самолетов. В то же время более крупные воздушные суда могли бы летать на более дальние расстояния и решать больший спектр задач.

Беспилотники могут выполнять многие функции с меньшими издержками, по сравнению с пилотируемыми самолетами и вертолетами. В качестве примеров The Economist приводит, в частности, патрулирование границ, мониторинг дорожной ситуации, полицейское наблюдение. Такие аппараты могут быть задействованы в ситуациях, когда существует опасность для пилота, например, при тушении лесных пожаров или во время работы в зоне радиоактивного поражения. Станут возможными и более продолжительные поисково-спасательные операции, экологический мониторинг и даже организация временного покрытия Wi-Fi и мобильной связи. The Economist приводит оценки аналитиков, согласно которым объем мирового рынка гражданских беспилотников и обслуживания может к 2020 году составлять более 50 млрд долларов.

Как бы ни было, пилоты по-прежнему будут нужны в авиации, даже если они не находятся в кабине самолета. «В обозримой перспективе управление самолетом всегда будет осуществлять пилот, — говорит директор ASTRAEA Ламберт Допинг-Хепенсталь. — Ответственный за рейс может находиться на земле и вести несколько полетов одновременно».

Коммерческие рейсы с грузами и экспресс-почтой в один прекрасный день могут действительно остаться без экипажа на борту. Но сможет ли даже самый экономичный перевозчик продавать билеты на пассажирские рейсы «с пустой кабиной»? Более реально, что на таких рейсах когда-то будет всего один пилот. Новые технологии уже «разгрузили» несколько мест в экипаже, комментирует The Economist. Раньше большими самолетами управляла команда из пяти человек: два пилота, борт-инженер, штурман и радист. Первыми ушли радисты, затем штурманы, затем начали освобождаться позиции бортмехаников. На очереди может быть второй пилот, на смену которому придет автоматизированная система.

В полете над Шотландией будет проверена эффективность коммуникации через самолет между авиадиспетчерами и наземным пилотом. Как бы то ни было, инженеры должны предусматривать и возможные сбои: самолет должен быть достаточно автономным, чтобы продолжать полет, пока сообщение с наземными службами не восстановится, и выполнять посадку, используя собственные системы управления.

Непилотируемые воздушные суда должны быть оснащены системой обнаружения и предотвращения столкновений в воздухе. Для таких целей могут служить радиответчики, которые дают сигнал о появлении самолета (а в более продвинутых системах еще и о его курсе, высоте полета и скорости) другим воздушным судам и диспетчерам. Но не у всех пилотируемых машин есть такие возможности. Некоторые легкие самолеты выполняют полеты на малой высоте при ясной погоде, так что для них необязательно даже радио, не говоря уже о радарах и ответчиках.

В проекте ASTRAEA в Jetstream установлены камеры, чтобы пилот с земли мог наблюдать за окружающей внешней обстановкой. Программы распознавания образов также могут составлять часть механизма предупреждения о наличии воздушных судов. Их тестируют в разных фоновых условиях, например, в ситуации тумана или над местностью, «сложной» для системы распознавания.

Исследователи ASTRAEA в своей работе активно применяют авиасимуляторы и данные диспетчерских служб. Но в итоге они должны подтвердить, что их системы могут работать в реальных условиях, даже в случае аварийной посадки. Чтобы убедить регуляторов, инженеры работают с британским управлением гражданской авиации и намерены сертифицировать виртуальный беспилотник для использования в воздушном пространстве гражданской авиации. Это делается не ради собственно сертификации реальной машины, а для того, чтобы стороны поняли, что для этого потребуется.

Некоторые из разрабатываемых технологий найдут применение и в традиционных пилотируемых самолетах в качестве резервных систем для пилотов. Возможно, пригодятся они и для самоуправляемых автомобилей.



комментарии (1):

air-squirrel      04/12/2012 [17:49:47]#1
гражданский БПЛА - оружие в руках террористов)













Материалы рубрики

Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания



Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer