Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Азербайджан наносит ответный радар


29 февраля 2012 года Владимир Соловьев, Иван Сафронов-мл., Александр Габуев, КоммерсантЪ


Переговоры России и Азербайджана о продлении соглашения "О статусе, принципах и условиях использования Габалинской РЛС", едва начавшись, зашли в тупик. Как стало известно "Ъ", Баку требует повысить арендную плату с нынешних $7 млн до $300 млн и не желает идти на уступки. В Минобороны РФ эту цену "Ъ" назвали неадекватной и, если Баку не умерит аппетиты, пригрозили уйти из Габалы.

О сложностях в российско-азербайджанских переговорах по продлению аренды Россией радиолокационной станции "Дарьял" в Габале (см. справку) "Ъ" рассказали источники в Минобороны и МИД РФ. Проблемы, по их словам, начались уже на первой в наступившем году встрече главы Минобороны Анатолия Сердюкова с вице-премьером Азербайджана Ягубом Эйюбовым (именно они возглавляют команды переговорщиков, занимающихся РЛС в Габале), которая состоялась в Москве в середине февраля.
 
Как рассказал "Ъ" информированный чиновник в Минобороны, Баку, ранее довольствовавшийся арендной платой за РЛС в размере $7 млн в год, внезапно запросил $300 млн. Информированный о ходе переговоров чиновник в российском МИДе подтвердил наличие сложностей именно при обсуждении арендной платы, однако комментировать возросшие финансовые аппетиты азербайджанской стороны отказался.
 
Интрига вокруг начавшихся переговоров связана с тем, что в этом году истекает десятилетний срок действия соглашения между РФ и Азербайджаном "О статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции (РЛС "Дарьял")", подписанного в 2002 году. По условиям соглашения оно автоматически продлевается на последующие трехлетние периоды, если ни одна из сторон за полгода до истечения срока действия документа не уведомит другую о намерении расторгнуть договоренности. Очередные полгода истекают 9 июня. Именно к этому времени сторонам нужно успеть уладить все формальности.
 
Москва ставит задачу надолго закрыть вопрос с Габалой, продлив соглашение не на три года, а на 25. В ноябре прошлого года после встречи глав Минобороны РФ и Азербайджана Анатолия Сердюкова и Сафара Абиева российский министр заявил, что стороны сошлись по всем вопросам, кроме финансового (см. "Ъ" от 19 ноября). Тогда, по сведениям источников "Ъ" в российском военном ведомстве, Азербайджан заявил о желании удвоить плату за аренду с $7 млн до $15 млн (подача электроэнергии обходится в дополнительные $5 млн, а еще $10 млн расходуются на коммунальные платежи). Для того чтобы решить финансовый вопрос, в переговоры в начале декабря вступила специально сформированная комиссия Минобороны РФ, МИДа и Минпрома, которая попыталась урегулировать ценовые разногласия. Но эффект оказался обратным. Баку сначала поднял цену до $150 млн, а теперь и вовсе просит $300 млн.
 
"Эта сумма ничем не обоснована и крайне высока, мы будем добиваться ее снижения, причем существенно,— говорит собеседник "Ъ" в оборонном ведомстве.— У нас еще есть надежда прийти к соглашению". Другой высокопоставленный военный в разговоре с "Ъ" был более категоричен: "Если Баку не умерит свои финансовые аппетиты, мы уйдем из Габалы".
 
Впрочем, уход из Габалы может создать для России значительные проблемы. Функционально азербайджанский радар отчасти может заменить более новая РЛС в Армавире "Воронеж-ДМ", однако ее второй сегмент, который должен отслеживать ракетные пуски в зоне ответственности Габалы, еще только предстоит ввести в строй. Между тем на покинутый российскими военными азербайджанский объект сразу могут найтись претенденты из числа стран НАТО, прежде всего — США и Турция. Тогда Москва не только потеряет один из козырей на переговорах с Вашингтоном по ПРО, но и отдаст американцам станцию, которая может помочь им вести боевые действия против Ирана.
 
Новые требования Азербайджана в МИД РФ объясняют конъюнктурой. "Завершение срока действия соглашения — удобный момент, чтобы пересмотреть его условия. Ясно, что в ущерб себе никто их не меняет",— говорит информированный дипломат. Среди дипломатов в ходу и другая версия: отказываясь идти на уступки по Габале, Баку мстит Москве за ее позицию в отношении статуса Каспийского моря.
 
Едва ли не главным раздражителем в отношениях двух стран является возможное участие Азербайджана в проекте Транскаспийского газопровода в обход РФ. Труба мощностью 20-30 млрд кубов в год позволит транспортировать газ из Туркмении в газопровод Nabucco, который является конкурентом лоббируемого "Газпромом" трубопровода South Stream. Москва старается не допустить ее строительства всеми доступными способами. Ключевой российский аргумент, по словам собеседника "Ъ" в МИД РФ, заключается в том, что юридически статус Каспийского моря до сих пор не определен, его дно не разграничено, а потому без согласия всех прибрежных стран Баку и Ашхабад не имеют права прокладывать по дну моря какие-то трубы. Азербайджан же настаивает на том, что может решать эти вопросы с Туркменией на двусторонней основе, и в ответ пытается создать проблемы Москве. Одной из таких проблем и оказалась РЛС в Габале.
Другим источником противоречий является судьба газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз на Каспии (запасы — 1,2 трлн куб. м). Сейчас на этот газ рассчитывают различные проекты, которые объединяет одно: все трубы идут в обход России (см. "Ъ" от 21 февраля). Чтобы предотвратить появление конкурента на рынке ЕС, "Газпром" в 2010 году объявил о готовности выкупать весь свободный объем азербайджанского газа. Однако Баку не торопится принять это предложение.
 
В Баку газовую подоплеку конфликта отрицают. Независимый депутат азербайджанского парламента, политолог Расим Мусабеков говорит, что Транскаспийский газопровод не слишком выгоден его стране. "Зачем нам помогать туркменскому газу попасть на рынки, куда мы поставляем собственный?" — поясняет собеседник "Ъ". Неуступчивость на переговорах по Габале он объясняет тем, что эта станция больше не нужна Баку. "От нее никакой пользы для нашей безопасности,— категоричен господин Мусабеков.— Кроме того, она расположена в местности, где развивается курорт. Стали бы русские строить такую станцию у себя в Красной Поляне?"



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer