← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Авиакомпании просят заплатить за музыку в полете


29 февраля 2012 года Екатерина Севрюкова, Сергей Стариков, RBC Daily


Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), собирающая отчисления в пользу исполнителей и изготовителей фоно­грамм, намерена взимать вознаграждения и с авиакомпаний за использование музыки на бортах самолетов.

В 2011 году ВОИС направила уведомления ряду перевозчиков, в том числе «Аэрофлоту» и «Трансаэро», с требованием заключить соответ­ствующие договоры с ней. Авиакомпании считают, что ответственность за музыку на борту несут контент-провайдеры.

«С прошлого года мы направили уведомления о необходимости заключения договоров с ВОИС авиакомпаниям «Аэрофлот», «Трансаэро», ЮТэйр, «S7 — Авиакомпания «Сибирь» и другим, — сообщил замгендиректора ВОИС Алексей Карелов. — К примеру, у нас уже заключены договоры с пассажирскими транспортными компаниями, которые выплачивают вознаграждения за использование музыки в поездах. Что касается авиаперевозчиков, пока этот рынок мало изучен: мы не знаем, какое количество самолетов у авиакомпаний, звучит ли музыка в принадлежащих им залах ожидания и т.д.». По его словам, представители ВОИС зафиксировали случаи использования музыки на бортах «Аэрофлота» и «Трансаэро». «Если нам не удастся разрешить сложившуюся ситуацию путем переговоров, придется обращаться в суд», — говорит г-н Карелов.

ВОИС создана в апреле 2008 года, а 4 августа 2009 года получила аккредитацию Росохранкультуры на осуществление прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Организация заключает договоры с вещательными организациями, развлекательными центрами, гостиницами, ресторанами и магазинами. По итогам 2011 года сборы ВОИС остались примерно на уровне 2010 года — около 420 млн руб.

«Поскольку с формальной точки зрения проигрывание музыки в самолетах — это публичное исполнение фонограммы, требование ВОИС можно считать законным. Причем ВОИС может претендовать на определенный процент с валовой выручки авиаперевозчиков, которая представляет собой немалые суммы», — говорит управляющий партнер коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. Однако у обладателей смежных прав, которых представляет ВОИС, правовых возможностей существенно меньше, чем, например, у авторов произведений, которых представляет Российское авторское общество (РАО), добавляет г-н Кравченко. Вероятнее всего, считает юрист, наиболее безболезненным для обеих сторон выходом станет соглашение о небольших ставках вознаграждения.

Это, в частности, позволило бы ВОИС не бояться того, что авиаперевозчики начнут искать способы не использовать в полете музыку совсем или использовать только те фонограммы, права на управление которыми изъяты из репертуара ВОИС, — аудиовизуальные произведения — видеоклипы, которые фонограммами не являются.

Юристы «Аэрофлота» проанализируют обращение ВОИС. «Если их претензии являются обоснованными, то договор будет заключен», — говорит официальный представитель компании. Все будет сделано в рамках закона, уточняет он.

Получить официальные комментарии «Транс­аэро» и других авиакомпаний не удалось.

Источник в одной из авиакомпаний отмечает, что ВОИС уже три года пытается взыскать с перевозчиков деньги, хотя музыку в салонах (чаще всего это классические композиции) предоставляют контент-провайдеры, а не сами авиакомпании.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2012/2/29/20859/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.