Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Капкан» для европейцев и Роскосмоса


13 марта 2012 года Алексей Михайлов, ВПК


На сайте Государственного ракетного центра имени В. П. Макеева – ведущего в России разработчика и производителя жидкостных межконтинентальных баллистических ракет морского базирования – были опубликованы выдержки из выступления генерального директора – генерального конструктора ГРЦ Владимира Дегтяря на отчетно-выборной профсоюзной конференции об итогах работы предприятия в 2011 году и перспективах этого холдинга. Причем ряд позиций доклада вызвал по меньшей мере недоумение.

Цитата: «Мы участвуем в 7-й рамочной программе Евросоюза по космосу (проект QB50). По астероидной опасности выполнили концептуальный проект по созданию двух космических аппаратов «Каисса» и «Капкан». «Каисса» – это разведывательный космический аппарат, «Капкан» – ударный. Сейчас мы готовим предложения по объемам финансирования аванпроекта по космическому аппарату «Капкан». Что касается темы «Эксперт»: весь объем работ нами практически завершен, осталось получить разрешение Министерства обороны на проведение запуска этого космического аппарата с помощью нашей ракеты-носителя «Волна». («Волна» – конверсионный вариант МБР РСМ-50. – А. М.)

Для людей непосвященных перечисленные названия и проекты мало что говорят, поэтому несколько слов о них в соответствии с хронологией появления, а также комментарии специалистов.

«Волна» не подошла
Самый «старый» из них – проект европейского космического агентства (ЕКА) «Эксперт». Одноименный экспериментальный космический аппарат (КА) должен быть запущен по настильной суборбитальной траектории с помощью ракеты-носителя «Волна» с борта атомной ракетной подводной лодки из акватории Тихого океана в сторону полигона Кура на полуострове Камчатка. Заявленной целью эксперимента является проверка поведения прототипа спускаемого аппарата при входе в плотные слои атмосферы.

“ Из четырех пусков «Волны» два были признаны аварийными. А о двух прочих сказать что-либо определенное нельзя, поскольку на полигоне не удалось обнаружить выводившиеся экспериментальные КА ” КА «Эксперт» имеет форму усеченного конуса с округлой вершиной. Оснащен различными датчиками и приборами. Они обеспечат получение данных об аэродинамических и термических явлениях, с которыми сталкиваются летательные аппараты, когда со скоростью пять километров в секунду входят в атмосферу, возвращаясь на Землю. Эти данные предполагается использовать при проектировании перспективного европейского транспортного корабля ARV. В настоящее время ЕКА располагает грузовыми кораблями типа ATV, с помощью которых осуществляется доставка грузов на Международную космическую станцию (МКС). Эти корабли для возвращения на Землю не предназначены.

Без каких-либо задних мыслей: некоторые российские эксперты не раз отмечали удивительную схожесть очертаний «Эксперта» с головной частью МБР…

Проект родился достаточно давно, еще в 2001 году, но его реализация уже неоднократно переносилась. Дело в том, что по роковой для «Эксперта» случайности планы запуска КА совпали с неудачами «Булавы» и прежнее руководство Минобороны РФ (С. Б. Иванов, Ю. Н. Балуевский), как черт от ладана, отбрыкивалось от пуска «Волны». Ибо в случае неудачи был бы нанесен непоправимый ущерб имиджу надежности морской составляющей наших стратегических ядерных сил. Ситуация не изменилась и с приходом в военное ведомство нынешних руководителей. И это притом что согласно размещенному на официальном сайте ГРЦ отчету о деятельности предприятия за 2010 год (аналогичного документа за 2011-й пока нет) министр обороны Анатолий Сердюков значился на должности председателя совета директоров предприятия, а в числе его членов находился начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров!

Видимо, у военных имелись весомые причины, по которым они раз за разом отказывали ГРЦ. И их действительно можно понять – из четырех пусков «Волны», выполненных в период с 2001 по 2005 год, два были признаны аварийными из-за ракеты. А о двух прочих сказать что-либо определенное нельзя, поскольку на полигоне Кура так и не удалось обнаружить выводившиеся экспериментальные космические аппараты (кстати, сделанные с участием опять-таки европейских средств). Как заявил после четвертого пуска тогдашний глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов, «мы попросили коллег из ЕКА не делать ставку на старые ракеты типа «Волна», которые давным-давно сняты с производства и много лет лежат на хранении».

Самое удивительное во всей истории с «Волной» и «Экспертом» – европейцы в конце концов вняли доводам Роскосмоса, а господин Дегтярь, как следует из его выступления, об этом не знает. Ведь еще 21 декабря 2011 года на Байконуре руководитель ЕКА Жан-Жак Дорден отметил, что агентство отказалось от планов запуска «Эксперта» с помощью «Волны». «Аппарат готов к запуску, контракт подписан, но нам сообщили, что такой запуск на данный момент невозможен, – подчеркнул Дорден. – Мы рассчитываем другие варианты запуска «Эксперта», поскольку этот аппарат очень важен для нас и так как с помощью «Волны» это невозможно. Мы рассматриваем различные варианты. Возможно, это будет или российский носитель, или наша «Вега», или американская ракета».

В свою очередь глава Владимир Поповкин там же заметил, что его ведомство не имело контрактных обязательств перед ЕКА по запуску «Эксперта».

По имеющимся у «ВПК» данным, в случае с «Экспертом» злую шутку с ГРЦ сыграло его же стремление действовать самостийно от Роскосмоса на внешнем рынке – макеевцы обладают лицензией на осуществление космической деятельности. Кстати, срок ее действия истекает 2 декабря 2014 года. Именно ГРЦ подписывал контракт с ЕКА на запуск «Эксперта». Когда дело пошло к невыполнению контракта, он попытался перевести стрелки на Роскосмос, но не вышло.

Выручил «Союз»
Проект ЕКА QB50 предусматривает разовый запуск 50 научных наноспутников типа Cubesat (масса каждого – два килограмма) с задачей одновременного исследования верхних слоев атмосферы Земли на высотах от 90 до 320 километров. Выведение аппаратов рачительные европейцы предполагают предпринять в 2014 году с помощью ракеты-носителя «Штиль» (конверсионный вариант МБР РСМ-54) разработки ГРЦ. Она может отправиться в полет либо с борта атомной подлодки проекта 667БДРМ (субмарины этого типа есть в составе Северного флота), либо с наземного стартового комплекса, находящегося на севере России. Поскольку ранее никто не выводил на орбиту разом такое большое количество наноспутников, целевому запуску должен предшествовать испытательный, запланированный на 2013 год.

У проекта QB50 имеется много противников, считающих нецелесообразным «засорять» околоземное пространство десятками неуправляемых КА. Да и военные вместе с Роскосмосом вряд ли захотят в очередной раз испытывать судьбу. Тем более что крайний космический пуск «Штиля» состоялся свыше пяти лет назад, а предыдущий потенциальный «пассажир» – южноафриканский ИСЗ «Сумбандила» после трех лет проволочек и клятвенных обещаний запустить «в следующем месяце» был доставлен в космос «Союзом»…

Чужая идея
Упоминания об аппаратах «Каисса» и «Капкан» в выступлении господина Дегтяря прозвучали впервые и немедленно вызвали вопрос: а зачем сапожник берется делать работу портного (при всем уважении к обеим профессиям)? Ведь не секрет, что специализация ГРЦ – межконтинентальные баллистические ракеты морского базирования, а его собственный опыт, равно как и других непрофильных фирм, пытавшихся в погоне за коммерческой выгодой делать КА, показывает, что ничего хорошего из этого не вышло и вряд ли выйдет. Например, единственный запущенный в космос в мае 2006 года аппарат разработки и производства макеевцев – «Компас-2» хоть и достаточно долго числился в отечественной спутниковой группировке, но по целевому назначению не проработал и суток. Сюда же надо добавить, что сама мысль создать космический сегмент системы противоастероидной обороны на базе спутника-разведчика и спутника-перехватчика родилась давно и достаточно далеко от Миасса, где расположен ГРЦ.

В беседе с корреспондентом «ВПК» директор Центра планетарной защиты Анатолий Зайцев напомнил: «Идея использования для защиты Земли от астероидно-кометной опасности (АКО) двух типов космических аппаратов – КА-разведчиков и КА-перехватчиков была предложена сотрудниками НПО имени Лавочкина еще в середине 90-х годов. Эта идея базируется на апробированной в НПО в середине 80-х экспедиции к комете Галлея. Тогда разработанные в НПО станции «Вега-1» и «Вега-2» сыграли роль КА-разведчиков, которые пролетели на относительно большом расстоянии от ядра кометы и уточнили ее физические и траекторные характеристики».

«На основании полученных данных была скорректирована траектория европейского космического аппарата «Джиотто», что позволило ему успешно пролететь на заданном расстоянии от ядра и получить ценную информацию о комете Галлея, – отметил Зайцев. – В дальнейшем предложенная схема защиты легла в основу концепции построения системы планетарной защиты (СПЗ) «Цитадель», разработанной Центром планетарной защиты. В последние годы исследования по определению проектного облика КА-разведчиков и КА-перехватчиков, а также других компонентов СПЗ проведены Центром планетарной защиты в рамках научно-исследовательских работ, проводившихся Российской академией космонавтики имени Циолковского под руководством академика Анатолия Сазоновича Коротеева».

Поэтому получается, что в случае с «Каиссой» и «Капканом» ГРЦ в буквальном смысле в очередной раз изобретает колесо и к тому же хочет на это денег. Интересно, знают ли в Роскосмосе о заготовленном для него «Капкане»? Что касается других «историй», то удивляет наивность европейцев, раз за разом клюющих на «выгодные» предложения ГРЦ, хотя Роскосмос предложил им альтернативные варианты выведения.

И вновь про «Русь-М»
Зато в чем можно полностью согласиться с господином Дегтярем, так это с его оценкой состояния дел с созданием перспективной ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности «Русь-М» для космодрома Восточный в Амурской области. Эту работу вместе с ГРЦ вели «ЦСКБ-Прогресс» и ракетно-космическая корпорация «Энергия». Как ранее сообщал «ВПК», решение о приостановке разработки «Руси-М» объявил 7 октября 2011 года на Правительственном часе в Государственной думе глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Одновременно он проинформировал, что с Восточного будут стартовать ракеты-носители «Союз-2» и «Ангара».

Слово господину Дегтярю: «Хотя мы занимались только эскизным проектом первой ступени ракеты, эта тема стала для нас первым шагом в серьезной работе в области ракетно-космической техники. Мы успешно выполнили все требования, предъявленные нам головной организацией – «ЦСКБ-Прогресс». И конечно, очень жаль, что эта тема приостановлена. Хотелось бы, чтобы наше пожелание – сохранить создание этого ракетного комплекса, сдвинув сроки сдачи с 2018 года хотя бы на 2022-й, было услышано и поддержано. Сегодня есть прекрасные проектно-конструкторские подразделения предприятий ракетно-космической промышленности, которые могут и должны создавать ракеты-носители. Без новой тематики они фактически остаются без работы и в конечном итоге эти подразделения могут просто изжить себя».

К сожалению, прогноз руководителя ГРЦ начал сбываться: «ЦСКБ-Прогресс» уже объявил о планах сокращения 500 работников и это притом что самарское предприятие достаточно загружено заказами на ракеты-носители «Союз» всех модификаций. В случае с «Русью-М», как представляется, решающую роль могли сыграть не финансовые проблемы Роскосмоса, а лоббисты еще ни разу не летавшей, но уже морально устаревшей «Ангары». Причем специалисты очень высоко отзывались о «Руси-М», называя этот проект «самым высокотехнологичным».



комментарии (1):

Yan      13/03/2012 [15:59:05]#1
Ни чему не удивлюсь. Исторически, ещё со времён Туполева руководители в ВПК всегда были очень циничны и пойдут на всё ради того, чтобы отхватить денег и ленинской премии.













Материалы рубрики


РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?



Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer