Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Если бипланы вернутся в авиацию, то только чтобы преодолеть звуковой барьер


22 марта 2012 года Александр Березин, Компьюлента


Группа исследователей из Массачусетского технологического института (МТИ) и Стэнфордского университета (оба — США) провела тщательное компьютерное моделирование крыла Буземана, предложенного в 1950-х годах, и обнаружила, что его практическая реализация не только вполне достижима, но и может привести к созданию сверхзвукового самолёта, не дающего ударной волны при преодолении звукового барьера.

«Конкорд», хотя и закончил свою карьеру в 2003 году вовсе не из-за шумности, имел не слишком широкое распространение в первую очередь из-за того, что дикие звуки, издаваемые самолётом при прохождении звукового барьера, так и не позволили ему получить разрешение на периодические рейсы над сушей. В англо-американских аэропортах его взлёт и разгон проходили над водой — а значит, трансатлантический рейс долго оставался его единственной судьбой.

Сходную концепцию разрабатывает и японская группа из Университета Тохоку. Однако профиль крыла Жуй Ху будет отличаться слегка выступающими передними кромками всех четырёх крыльев.
 
Даже если самолёты будущего будут спроектированы лучше, проблема преодоления звукового барьера по-прежнему останется значимой. И дело не только в том, что «граждане [те, что внизу] будут недовольны». При преодолении звукового барьера на передней кромке крыла летательного аппарата происходит формирование ударной волны. При этом пограничный слой воздуха у передней кромки сохраняет дозвуковую скорость, а избыточная кинетическая энергия потока (воздух-то набегает на крыло уже со сверхзвуком) переходит во внутреннюю энергию газа. В результате давление и температура пограничного слоя резко возрастают, что, как вы догадались, ведёт к скачкообразному росту сопротивления. Иными словами, звуковые спецэффекты на земле оплачиваются резким ростом расхода топлива, вторым уязвимым местом Ту-144 и «Конкорда».
 
Но не всё потеряно! Биплан, воспринимающийся сегодня исключительно в ипостаси архаичного кукурузника, может вернуться в авиацию, чтобы исправить положение. Ещё в 1950-х Адольф Буземан (известен вам по разработке дельтавидных крыльев в конце Второй мировой) предложил для решения проблемы преодоления звукового барьера двойное крыло, в котором ударные волны от верхнего и нижнего крыла накладываются друг на друга и взаимно гасятся. Пограничный слой при этом характеризуется меньшим давлением и температурой, что повышает экономичность ЛА.
 
Однако тогда, в 50-х, проблемой стала необходимость изготовления крыла очень тонкого профиля: в противном случае сопротивление от крыльев было бы слишком большим, чтобы самолёт мог летать с умеренным расходом топлива. Кроме того, при работе на том числе Маха, которое было заложено в такое крыло при проектировании, всё получается идеально, но при чуть изменившейся скорости крыло начинает сбоить, а ведь до крейсерского полёта ЛА должен ещё как-то взлететь и разогнаться. Самым трудным моментом оказалось то, что зазор между двумя парами крыльев был мал, и проходящий через него большой объём воздуха в момент преодоления звукового барьера падал до уровня, не обеспечивающего сохранение достаточной подъёмной силы. Крыло «задыхалось»!
 
После появления в 2009 году диссертационной работы Жуй Ху, одного из сотрудников Стэнфордского университета, стало ясно, что вопрос решается оптимизацией аэродинамического профиля биплана Буземана. Но лишь недавняя серия работ по компьютерному моделированию таких профилей, проведённая Жуй Ху вместе с другим американским исследователем Ци Ци Ваном (из МТИ), показала, какой конкретно должна быть форма крыльев, чтобы это стало практически осуществимо.
 
Учёные выявили следующее: чтобы крылья Буземана создавали достаточную подъёмную силу на дозвуке и трансзвуке, необходимо выполнить их внутренние поверхности предельно гладкими и, что особенно важно, сделать переднюю кромку слегка выступающей вверх для верхней пары и вниз — для нижней. Это позволяет крыльям засасывать больший поток воздуха на несущие поверхности и обеспечивает им подъёмную силу и сопротивление как у обычных крыльев на некрейсерских скоростях. При этом на крейсерской (в расчётах от 1,1 до 1,7 Маха) сопротивление упало вдвое.
 
Прямо скажем: это больше, чем революция. Уменьшение сопротивления вдвое в сравнении с «Конкордом» означает, что при прежней дальности самолёт сможет брать меньше топлива (а значит, больше полезной нагрузки) либо тратить меньше горючего. В любом случае топливная эффективность сверхзвуковых лайнеров может вырасти даже более чем вдвое. В одночасье морально устарели конструкции так называемых истребителей пятого поколения: и F-22, и даже более скоростной ПАК ФА проектировались по традиционным рецептам, и эффективность их сверхзвукового крейсерского полёта радикально ниже, чем у крыла Буземана — Вана — Ху.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов




РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSErT
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/doors/install-locks/electronic/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer