← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Власти пришли на летное поле


18 апреля 2012 года Татьяна Дрогаева, КоммерсантЪ - Екатеринбург


В УрФО активизировались работы по реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры аэропортов. В основном они идут за счет федерального и региональных бюджетов и пока остаются малопривлекательными для инвесторов. Ожидается, что в ближайшие три года из разных источников на развитие уральских аэропортов будет направлено около 40 млрд рублей. По мнению аналитиков, господдержка способна оживить этот сегмент экономики регионов и повысить его рентабельность. Эксперты полагают, что большинству уральских аэропортов не стоит стремиться за международным статусом, а следует сосредоточиться на внутренних рейсах.

Что хочет государство

В УрФО 28 аэропортов, из них семь международных, 19 региональных и два местных. В ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010–2015» включены 15 аэропортов. До 2015 года государство намерено вложить в их реконструкцию более 23 млрд рублей, еще 17 млрд рублей будет привлечено за счет местных бюджетов и средств инвесторов. Начало большинства проектов запланировано на 2014–2015 годы. Согласно программе на территории ХМАО будет модернизировано больше всего аэропортов — в Когалыме, Нефтеюганске, Нижневартовске, Сургуте, Ханты-Мансийске и Урае. В ЯНАО поддержку получат аэропорты Надыма, Нового Уренгоя, Ноябрьска, Салехарда и Ямбурга. Помимо этого будут реконструироваться аэропорты Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Магнитогорска. В Росавиации признают необходимость господдержки региональных объектов для развития региональных и местных перевозок. «В последние годы мы отмечаем значительный рост объемов перевозок. Мы перевезли более 60 млн человек в 2011 году, но на долю региональных и местных перевозок приходится менее 5%. Это заставляет нас всех задуматься, что пора работать над тем, чтобы столицы субъектов России были связаны не только с Москвой, но также и между собой», — заявил глава Росавиации Александр Нерадько на профильном совещании в конце прошлого года в уральском полпредстве. Практически на всех 15 объектах, включенных в федеральную программу, государство берет на себя обязательство по проектированию и реконструкции взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием, устройству водосточно-дренажной системы, реконструкции перронов и рулежных дорожек, ограждений аэродрома, замены светосигнального оборудования. Реконструкция объектов комплекса аэропортов будет осуществляться за счет «прочих источников финансирования». Пока же около 1 млрд рублей в этом году будет направлено на субсидирование региональных перевозок. Но при условии, что половину издержек на субсидии возьмут на себя регионы.

Что делают регионы

Реконструкции аэровокзальных комплексов в столицах регионов в большинстве случаев уже начались. Так, в рамках программы «Сотрудничество» власти Ямала и Тюменской области в этом году начнут глобальную реконструкцию международного аэропорта «Рощино» (г. Тюмень). После реконструкции площадь авиаузла увеличится в четыре раза, пропускная способность в три — аэропорт сможет принимать до 800 пассажиров в час. По проекту аэропорт станет шире на 18 м в сторону взлетных полос, вырастет вправо и влево. Появятся пять телетрапов для тяжелых самолетов, комфортные залы ожидания, кафе, дьюти-фри, увеличится число стоек регистрации, VIP-зал, а также площадь паркинга перед вокзалом. «Пассажиропоток превышает в четыре раза пропускную способность вокзала. Без налаженной работы транспортного авиаузла говорить о развитии региона и привлечении инвесторов в область не приходится. Современный аэропорт станет лицом областного центра», — прокомментировал проект глава Тюменской области Владимир Якушев. Кроме того, по мнению губернатора, на базе аэропорта необходимо создать транспортно-логистический узел. «Не следует ограничиваться ремонтом, необходимо стимулировать возникновение на базе „Рощино“ целого блока инфраструктурных проектов — отеля, торгового центра, каргосклада, встроенных в общий план развития Тюмени как крупного, мультимодального транспортно-логистического узла», — считает он. На сегодняшний день на реконструкцию аэропорта из областного бюджета выделено 2,5 млрд рублей. Ожидается, что его реконструкция завершится в 2014 году.

Основные работы в аэропорту «Челябинск» начались еще в прошлом году. В марте этого года после ремонта и переоснащения был открыт зал международного вылета. В результате модернизации полезная площадь накопителя увеличена с 455 до 670 кв. м, число посадочных мест возросло с 150 до 320. Для удобства пассажиров увеличена площадь магазина беспошлинной торговли дьюти-фри, открыты бизнес-зал и кафе. Кроме того, упрощена процедура предполетного контроля: организован «зеленый» коридор, увеличилось количество кабин паспортного контроля. По словам директора аэропорта «Челябинск» Владимира Реунова, это только первый этап реконструкции — к осени планируется завершить пристрой к международному сектору, чтобы увеличить его площадь до 1,1 тыс. кв. м. После модернизации залы смогут принимать одновременно пассажиров трех рейсов вместимостью по 150 человек или одного авиалайнера, рассчитанного на 300–360 человек. К концу лета в порядок будет приведен фасад здания. «У нас стоит задача привести за 2012 год существующую инфраструктуру в порядок и начать поиск инвесторов для строительства нового здания», — пояснил господин Реунов. «Первое впечатление от Челябинска иностранцы получают именно в аэропорту, — рассказал губернатор региона Михаил Юревич. — Сейчас все сделано, как в лучших аэропортах мира. Были очереди на паспортный контроль, теперь меня заверили, что их не будет. В текущем году планируется, что наш аэропорт обслужит 1 млн пассажиров. Цифра приличная, но нужно стремиться к 3 млн». В прошлом году масштабным проектом для челябинского аэропорта стало и строительство альтернативного топливозаправочного комплекса. Инвестиции в него составили 150 млн рублей, а его вместимость оценивается в 1,6 тыс. тонн авиакеросина. Введение объекта позволит уйти от монопольного положения единственного на сегодняшний момент ТЗК — аэропорт «Челябинск» обслуживает ТЗК «Лукойл-Аэро». «Снижение стоимости заправки топливом создаст необходимые условия для привлечения в аэропорт новых авиакомпаний и расширения присутствия уже имеющихся», — считает Владимир Реунов.

Развивать международные перевозки намерен и аэропорт «Курган». На сегодняшний день речь идет о Турции и Египте. Ожидается, что первый международный рейс может быть запущен через полтора года. Впрочем, в аэропорту об этом говорят осторожно и в настоящее время сосредоточились на выполнении ранее заявленных планов по наращиванию пассажиропотока. В 2011 году аэропорт перевез около 30 тыс. пассажиров (за 2010 год было перевезено всего 16,7 тыс. пассажиров). В 2012 году пассажиропоток планировалось увеличить почти в два раза — до 40–43 тыс. человек. Однако эти планы аэропорту пришлось растянуть по срокам из-за ухода с рынка в прошлом году «Авиановы», которая в среднем ежемесячно перевозила около 65–70% от общего числа пассажиропотока. До декабря на московском направлении из Кургана летал только «Руслайн», после чего аналогичные рейсы стала выполнять компания UTair. Однако в начале этого года «Руслайн» прекратил полеты из-за низкой рентабельности. Ожидается, что на московском направлении в этом году начнет работать «Трансаэро», а с начала летнего сезона еженедельные рейсы в Сочи и Анапу будет выполнять компания «Оренбургские авиалинии». В правительстве Курганской области заявляют о необходимости рейса Курган—Екатеринбург, но признаются, что не готовы субсидировать этот рейс. При этом аэропорт находится в стадии банкротства, в апреле 2009 года была начата процедура, а с целью восстановления платежеспособности предприятия в ноябре того же года введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев. Кредиторская задолженность ОАО «Аэропорт Курган» составляет 124,7 млн рублей, в реестр требований включены требования 16 кредиторов. Покрыть задолженность аэропорт планировал за счет допэмисии. Совет директоров рассмотрит этот вопрос 27 апреля.

Самым успешным инвестиционным проектом в УрФО на сегодняшний день остается международный аэропорт «Кольцово» (входит в ГК «Ренова»). К его масштабной реконструкции в рамках частно-государственного партнерства «Ренова» приступила в 2003 году. На данный момент компания вложила в «Кольцово» 8 млрд рублей, государство — 4 млрд рублей. Только с 2007 по 2009 годы запущены новые международный и внутренний терминалы, гостиница «Анжело», железнодорожная станция для аэроэкспресса, аэронавигационный комплекс, реконструирована одна из двух ВПП — из федерального бюджета на это потрачено более 3,5 млрд рублей. В этом году федеральный бюджет на развитие аэропорта направил чуть больше 3 млрд рублей. В частности на эти средства будет расширен перрон, усовершенствована водосточно-дренажная система, оборудованы площадки для обработки самолетов жидкостями против обледенения, увеличено количество стоянок. Строительные работы начнутся в мае этого года, а завершатся в 2014 году.

Куда приведет поддержка

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, рентабельность аэропортового бизнеса в среднем по стране, по данным Росстата, составляет 8–14%, в региональных аэропортах она находится в пределах 5–9%. Аналитики отмечают, что оживления в данном секторе экономики стоит ожидать только после глобального обновления основных фондов или же при активной поддержке государства. «Основной драйвер развития регионального аэропортового бизнеса, как и региональных авиаперевозок, — поддержка государства. В большинстве своем региональные перевозки и аэропортовое обслуживание низкорентабельны и не представляют большого интереса для частных инвестиций. Один из ключевых факторов, который отталкивает инвесторов, — изношенность инфраструктуры и ее несоответствие запросам рынка. Пока что частным инвесторам интересны лишь крупные аэропортовые комплексы, с внушительным пассажиропотоком», — считает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. Эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев подчеркнул, что первоочередной задачей федеральных властей в финансировании аэропортов УрФО является повышение их безопасности и модернизация. «Региональные порты УрФО не в полной мере соответствуют требованиям безопасности полетов. Это является сдерживающим фактором развития авиасообщения в округе, и в целом тормозит развитие его экономики. Решение этих проблем повысит привлекательность аэропортов для авиакомпаний», — отметил господин Клюев. Дополнительный стимул для развития региональных авиаперевозок, по его словам, будет получен за счет госсубсидий по перевозкам пассажиров. Субсидии привлекут в аэропорты клиентов, что в свою очередь станет сигналом для авиакомпаний. Постепенно рост конкуренции должен будет сделать региональные перевозки рентабельными, и необходимость в господдержке отпадет, считает эксперт.

При этом, по мнению аналитиков, наиболее перспективным для большей части небольших региональных аэропортов на ближайшее будущее является развитие внутренних рейсов в регионе. «Здесь есть приличный потенциал. За 2011 год межрегиональный авиатрафик в России вырос почти на 12% по сравнению с показателями 2010 года», — рассказал эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков. Второе важное направление, по его мнению, развитие так называемых неавиационных услуг и получение с этого прибыли (магазины, кафе, парковки), при ограниченном трафике — это важнейший сегмент для генерации прибыли. «С международным статусом аэропортам с небольшим пассажиропотоком, в частности аэропорту Кургана, я бы не советовал спешить, ведь траты на содержание аэропорта тем больше, чем выше его статус, то есть сначала должен быть накоплен некий запас мощности — финансовой, инфраструктурной, имиджевой», — считает Богдан Зыков. Вместе с тем, по его словам, ставка на международный сегмент в аэропорту Челябинска оправдывает себя. С начала года пассажиропоток из челябинского аэропорта на внутрироссийских маршрутах вырос на 13% по сравнению с прошлым годом, а на международных рейсах — на 30%. «На мой взгляд, наряду с екатеринбургским „Кольцово“ аэропорт „Челябинск“ является одним наиболее успешных и перспективных авиаузлов в уральском регионе, что объясняется не только хорошим трафиком и численностью населения в этих регионах, но и грамотной политикой развития, а также поддержкой со стороны властей», — подытожил эксперт.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2012/4/18/21071/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.