← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Цена взлетела на авиатопливе


23 апреля 2012 года Елена Синицына, Олег Гавриш, КоммерсантЪ


Украине угрожает дефицит авиакеросина. Таможня изменила классификацию этого топлива и требует импортировать его как "бензин специальный", в результате чего акциз увеличится более чем в 6,5 раза, до 198 евро/т. В авиакомпаниях заявляют, что это решение способно буквально парализовать отрасль — топливо в Украине гораздо дороже, чем в Европе, а мощностей единственного производителя — Кременчугского НПЗ — недостаточно для насыщения рынка.

О том, что таможня изменила классификацию авиатоплива, импортируемого в Украину, в пятницу сообщил крупнейший поставщик авиакеросина "ТНК-ВР Коммерс". Компания ссылается на решения Восточной таможни Государственной таможенной службы от 3 апреля, согласно которым авиакеросин, до сих пор классифицировавшийся как "Топливо для реактивных двигателей ТС-1 и РТ (коды — 2710117000 и 2710192100)", теперь должен оформляться как "Легкий дистиллят — бензин специальный: Топливо для реактивных двигателей ТС-1 (2710112500)". Это решение увеличивает ставку акциза на импортное топливо с 30 до 198 евро за тонну.

Начальник управления администрирования таможенных платежей Гостаможни Виталий Зварыч уточнил, что решение было принято после специального исследования топлива, проведенного в лаборатории Восточной таможни. "Анализ топлива показал, что по своим характеристикам оно ближе к специальному бензину",— отметил он. В ТНК-ВР утверждают, что лаборатория таможни при вынесении решения учитывала всего один показатель — температуру кипения топлива, и приводят выводы Украинского НИИ нефтеперерабатывающей промышленности МАСМА, согласно которым этот авиакеросин отличается от "бензина специального" по ряду физико-химических показателей.

Однако по закону Гостаможня имеет право принимать такое решение, напоминает господин Зварыч. "То, что до сих пор мы относили это топливо к другому виду,— было нашей недоработкой",— добавил он. Партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко называет решение таможни неоднозначным и считает, что компании могут попытаться оспорить его в суде. "На это уйдет время, а пока будут длиться судебные процессы, нефтяники должны будут либо растаможить товар по высокой ставке либо оставить его на хранение в таможне. В обоих случаях они потерпят убытки",— говорит господин Марченко. Руководитель направления "Авиа" в "ТНК-ВР Коммерс" Кирилл Молоденков говорит, что его компания будет вынуждена вернуть груз производителю. "Из-за неопределенности на таможне поставки топлива нашей компании также могут быть приостановлены",— отметили в пятницу в пресс-службе компании "Лукойл".

В результате решения таможни на рынке возникнет дефицит топлива, заявил "Ъ" президент авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) Юрий Мирошников. Сейчас авиатопливо в страну ввозят два основных поставщика — "ТНК-ВР-Авиа" (топливо "Рязанской нефтеперерабатывающей компании" и "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез") и "ЛукАвиа Ойл" (топливо Волгоградского НПЗ). Единственным производителем авиакеросина в стране является Кременчугский НПЗ (контролируется структурами группы "Приват"). "Мы работаем и с этим НПЗ, но его объемов производства не хватало для того, чтобы покрыть спрос даже зимой (низкий сезон в авиации.— "Ъ"), а в летние месяцы — тем более",— говорит господин Мирошников.

Авиакеросин на украинском рынке и так стоит приблизительно на $200 дороже, чем в среднем по Европе, напоминает Юрий Мирошников. В компании "Интерим-сервис" (заправляет самолеты в аэропорту "Одесса") подсчитали, что из-за повышения акциза авиатопливо подорожает еще на $250-270/т, и компания не готова покупать его по столь высокой цене. Генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук отмечает, что компенсировать повышение акциза ростом тарифов на авиабилеты также будет сложно, так как "они и так уже на пределе". Кроме того, как отмечают в МАСМА, использовать для заправки самолетов "бензины специальные" запрещено правилами международной организации IATA, в которую входит большинство международных авиакомпаний. "Если это решение не отменить, то украинская авиация остановится,— уверен господин Мирошников.— В преддверии чемпионата Европы по футболу это решение выглядит как сценарий абсурда".

Это уже не первый случай в этом году, когда таможня пытается увеличить плату за импортные нефтепродукты, говорит директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. "Нефтетрейдеры утверждают, что сами таможенники объясняют это указанием сверху наполнить государственный бюджет всеми способами",— отмечает он. А господин Марченко добавляет, что в последнее время в судах увеличилось количество претензий к таможне от всех сфер бизнеса относительно изменений классификаций товаров.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2012/4/23/21085/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.