Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ледяной дождь разбил лайнер


3 апреля 2012 года Николай Сергеев, Игорь Лесовских, КоммерсантЪ


Вчера через пару минут после взлета возле тюменского аэропорта Рощино разбился ATR-72, принадлежавший авиакомпании UTair. Из 43 человек, находившихся на борту, выжили только 12. По предварительным данным, к катастрофе могло привести обледенение воздушного судна и ошибки, допущенные пилотами. Во всяком случае из всех самолетов, вылетавших в понедельник из Тюмени, соответствующую обработку не прошел только один.

Падение на взлете
 
Катастрофа самолета ATR-72 с бортовым номером VP-BYZ произошла в 5:33 по московскому времени — через две минуты после его отрыва от земли. Он, вылетев из аэропорта Рощино по маршруту Тюмень—Сургут, начал набор высоты, однако вскоре пропал с экрана радаров. По свидетельствам очевидцев, поднявшись на высоту около 500 м, самолет начал крениться, а затем рухнул на заснеженное поле в 2 км от взлетно-посадочной полосы. От удара судно развалилось на три части. Средняя из них загорелась.
 
Про катастрофу службам аэропорта сообщил экипаж следующего самолета ATR, который вылетал с трехминутной задержкой и при наборе высоты заметил пожар вокруг упавшего судна. Экипаж разбившегося ATR-72 сигналов бедствия не подавал и на связь с землей после взлета вообще не выходил.
 
С помощью вертолетов и наземной техники в больницы Тюмени были доставлены 12 выживших в катастрофе пассажиров ATR. Многие из них получили тяжелые травмы и ожоги. Быстро опознать тела всех погибших, а среди них был экипаж самолета в полном составе, а также два известных нефтяника — исполняющий обязанности замгендиректора "Юганскнефтегаза" ("дочка" "Роснефти") Сергей Крутько и экс-заместитель гендиректора по вопросам геологических изысканий "Сургутнефтегаза", член совета директоров Николай Медведев, сразу не удалось. Как минимум шесть погибших получили сильнейшие термические ожоги, сгорев вместе с салоном. В Тюменской области объявили траур.
 
Сотрудники местного управления СКР возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта), которое по приказу главы СКР Александра Бастрыкина, прибывшего вчера в Тюмень, было передано в Москву в производство главного следственного управления ведомства. Свое расследование, техническое, начала и спецкомиссия Межгосударственного авиакомитета (МАК).
 
В первые часы после ЧП была отброшена версия о возможном теракте: следов взрывчатки на месте катастрофы не нашли. Образцы топлива, которым заправлялся ATR, отправили на экспертизу, скорее чтобы соблюсти формальности. В понедельник из тех же цистерн заправлялись еще с десяток самолетов, которые благополучно вылетели по расписанию. Сорвал его только экипаж Boeing 737 той же UTair, который находился на старте в момент катастрофы ATR. При разгоне воздушного судна в его кабине сработал датчик, свидетельствующий о невзлетной конфигурации. Самолет заменили на Ту-154, и через 2,5 часа он вылетел с пассажирами в Москву.
 
Самолет мог замерзнуть на старте
 
Разбившийся ATR был выпущен в 1991 году во Франции, введен в эксплуатацию через год. С января 1993 года самолет эксплуатировался тайваньским авиаперевозчиком Transasia Airways, в 1999 году был перепродан финской авиакомпании Finnair. В ноябре 2003 года самолет был приобретен эстонской компанией Aero Airlines. В июле 2008 года он стал первым из 32 самолетов ATR, который для своего парка закупил UTair.
 
Данный ATR-72 налетал 35 тыс. часов. Последний ремонт самолет проходил в Германии в 2010 году, а последнее плановое техобслуживание — в Тюмени два месяца назад. Накануне поздно вечером ATR-72 вернулся в Тюмень из Сургута (между городами 1 час 45 минут лета). Ночь провел на стоянке, а ранним утром осмотрен экипажем и техниками, у которых состояние воздушного судна не вызвало никаких подозрений. Освидетельствовался врачами и сам экипаж, правда, осмотр был скорее формальным: им померили давление и допустили к выполнению рейса.
 
Погода в Тюмени вчера была неустойчивой: температура около нуля, а порывы ветра временами приносили тучи, из которых шел ледяной дождь, поэтому наземные службы предложили командиру экипажа ATR-72 Сергею Анцину очистить воздушное судно и обработать его антиобледенительной жидкостью типа "Арктика", однако тот от услуги, стоившей чуть больше 30 тыс. руб., отказался.
 
"Данный борт действительно не обрабатывался. В момент вылета не было осадков, и командир судна принял решение не обрабатывать судно",— пояснил "Ъ" гендиректор аэропорта Рощино Владимир Поляков. По его словам, все остальные воздушные суда, вылетавшие в тот день из Рощино, прошли соответствующую обработку.
 
Командир Анцин, отказавшись от "Арктики", возможно, понадеялся на пневматическую антиобледенительную систему, штатно установленную на ATR-72. С помощью нее сбивается наледь с наиболее ответственных поверхностей самолета. Однако воспользовался он этой системой или нет, до сих пор неизвестно.
 
Между тем не исключено, что обледенение самолета началось уже во время его рулежки и разгона по полосе, которые заняли около десяти минут. Именно в это время погода стала стремительно ухудшаться. Когда же лайнер, поднявшись в небо, попал в зону влажных облаков, обледенение плоскостей самолета могло приобрести лавинообразный характер. Вызванные обледенением потеря скорости и подъемной силы, в свою очередь, привели к сваливанию самолета. Не очень опытный экипаж (командиру Анцину сегодня должно было исполниться 28 лет, он налетал 2,5 тыс. часов, а второй пилот Никита Чехлов и вовсе только закончил училище), возможно, не успел вовремя среагировать на опасное явление. Во всяком случае, самолет упал точно по курсу своего движения. Его двигатели работали до самого столкновения с землей, что еще раз свидетельствует о заправке качественным топливом. Кстати, пилоты отмечают предрасположенность крыльев самолетов ATR к обледенению при посадке-взлете в облаках при отрицательных температурах.
 
При этом в UTair вчера утверждали, что экипаж до самого последнего момента боролся за спасение воздушного судна и его пассажиров и даже попытался совершить аварийную посадку. Однако откуда в авиакомпании появилась эта информация, неизвестно. Экипаж, напомним, на связь после взлета так и не вышел.
 
Вчера вечером глава Росавиации Александр Нерадько подтвердил, что ATR-72 в условиях резко ухудшившейся погоды действительно не был обработан противообледенительной жидкостью, однако явилось ли именно это обстоятельство причиной катастрофы, еще предстоит установить специалистам МАК. Отметим, что так же осторожно специалисты первоначально высказывались о причинах катастрофы Як-40, произошедшей при похожих погодных условиях в марте 2000 года в аэропорту Шереметьево, в результате которой погибли президент холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик, глава группы "Альянс" Зия Бажаев и еще семь человек. Однако в МАК в итоге установили, что к трагедии привела совокупность двух факторов: ошибка пилота, который, вопреки инструкции, взлетал с недовыпущенными закрылками, и халатность технических служб, которые не настояли на том, чтобы смыть специальной жидкостью корку льда, образовавшуюся на крыльях самолета. Возможно, что и в случае с ATR-72 причиной ЧП будут названы не только обледенение, но и ошибки, допущенные летчиками в сложной ситуации.


комментарии (1):

avia_fly      06/04/2012 [07:11:52]#1
Действительно халатность тех.служб. Инженерно-технический состав имел полное право заставить КВС применить противообледенительную обработку. Самостоятельно, путем отказа подписать карту-наряд на вылет ВС, или с помощью инспекции по безопасности полетов. Если любая из сторон, будь то экипаж или тех.состав, настаивает на применении ПОЖ, самолет должен быть обработан.













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer