Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В глубоком штопоре


5 апреля 2012 года Игорь Сулим, Российская газета


Информагентство "Нева24" со ссылкой на блогера Рустема Адагамова сообщает, что самолеты в России падают из-за экономии и разгильдяйства. Со специалистом в области авиации Адагамовым согласен и некий "эксперт" Сергей Галкин.


Об авторе

Игорь Сулим. 25 лет. В прошлом летчик-инструктор бомбардировочной авиации ВВС. В 2008 году с отличием окончил Краснодарское ВВАУЛ, после чего проходил службу в 4-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава, г. Липецк. В 2011 году при поддержке депутатов Госдумы и представителей Общественной палаты инициировал массовые проверки в ВВС на предмет коррупции среди старших офицеров.

Выступает за развитие малой авиации, изменение системы организации деятельности по обеспечению безопасности полетов. Спортсмен-парашютист, парапланерист.

Авторитетные знатоки, таким образом, формируют общественное мнение. Вопрос лишь в том, что ни один специалист никогда не будет делать преждевременных выводов и брать на себя непомерную ношу экспертной оценки, оперируя фактом "одна бабка сказала".
 
Любая авария и катастрофа имеют системный характер, они - итог событий, которые отдельно друг от друга не могут обернуться трагедией, но все вместе уносят человеческие жизни. Однако в авиации всегда есть главная причина происшествия - самолет тяжелее воздуха. Падать с неба крылатые машины будут всегда, отличие лишь в статистической вероятности инцидента. Есть такое понятие "налет на происшествие", которым оперируют профессионалы, именно оно имеет первостепенную важность при оценке уровня безопасности полетов.
 
Исходя из статистики Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и National transportation safety board (NTSB), приведу сравнительную характеристику данных о безопасности полетов в РФ и США за последние 10 лет (см. графики).
 
Данные, безусловно, не обнадеживают, но причины столь разных показателей лежат даже глубже, чем предполагается многими. Не буду заниматься пересказом причин и формированием выводов, они изложены в докладе МАК, с которым на сайте комитета может познакомиться любой желающий. Я же затрону темы, которые были подняты СМИ в информационном угаре после катастрофы ATR-72.
 
Безусловно, каждый гражданин формирует свою позицию, оценивая то или иное событие. Одни просто предполагают, размышляют, другие делают преждевременные выводы. К примеру, "эксперт" информагентства "Нева24" Сергей Галкин рассказывает людям о практике наложения на летчиков штрафов за перерасход керосина. Скажу прямо: так называемый "специалист" занимается не чем иным, как популизмом, так как, во-первых, не имеет представления о РПП (Руководство по производству полетов) авиакомпаний, а, во-вторых, оперирует собственными домыслами, которые не имеют под собой оснований. Запас топлива на полет рассчитывается, исходя из учета многих параметров, таких как дальность, высота полета, остаток на повторный заход, навигационный запас топлива и т. д. Процесс этот стандартный именно потому, что в нем учитывается право летчика уйти на второй круг, запасной аэродром, ошибки и непредвиденные ситуации в навигации. Насколько мне известно, со времен катастрофы Ту-154 под Донецком вопрос наказания летчика за топливо, не сэкономленное в полете, не поднимался ни разу.
 
Другой специалист, Рустем Адагамов, решил оперировать статистикой, которую, видимо, взял из сборника "Одна бабка сказала-2012". С легкой руки блогера были оглашены шокирующие цифры статистики катастроф, которые даже с данными Wikipedia, и то не бились. Как я понимаю, главное было - высказать свое "фи" "кровавому режиму".
 
Апофеозом пиара стал "сбор специалистов" на одном из ТВ-каналов, где гости и журналисты смогли порассуждать о катастрофе, да и вообще о том, как самолеты летают. Виктор Набутов, к примеру, рассказал всей стране "информацию из первых рук". Хорошо поговорили. Мол, пилоты молодые. Хотелось бы "специалистам" сказать кратко: если у человека нет мозгов, со временем они и не появятся. В авиации первостепенное значение имеют знания и базовые навыки, но никак не "седина".
 
Так в чем же дело? Почему количество авиапроисшествий в РФ и США примерно одинаково, а число катастроф так разнится?
 
По-моему, все дело в том, что у нас разные системы подготовки специалистов. Что мы имеем в России? Едва вставшие на ноги аэроклубы, институты гражданской и военной авиации, которые сокращены до минимума. Где брать специалистов?
 
В США эту проблему решили давно, сделав авиацию доступной для всех желающих. Территория Северной Америки покрыта множеством аэродромов, воздушное пространство открыто для всех, кто хочет прикоснуться к небу. Любой имеет возможность пройти курсы PPL (пилота-любителя), налетать необходимое количество часов и стать кандидатом в пилоты гражданской авиации. В США есть условия конкуренции, выбора наиболее подготовленного пилота из большого числа тех, кто хочет им стать. Соответственно, к работе допускаются лишь те, кто достоин и обладает соответствующими качествами.
 
Что же мы наблюдаем в России. Несмотря на то, что в последнее время воздушное законодательство претерпело значительные изменения, это не изменило ситуацию кардинально. Малая авиация по-прежнему довольно дорогостоящее удовольствие как для любителей полетов, так и для производителей авиатехники. Прикоснуться к небу могут лишь единицы. Откуда брать пилотов? Конечно, из летных училищ. Как в них поступить? Сложно.
 
Известно, что в летном училище дают налет на Ан-2, Як-52, Як-18Т и лишь в последнее время туда начала поступать современная техника. Думаю, понятно, что человек, имеющий 150 часов налета на спортивном самолете, не обладает в полной мере навыками для выполнения полета на современном воздушном судне. Кроме того, часто пилоты испытывают трудности в технике пилотирования на предельных режимах, при заходе на посадку в СМУ.
 
Но главная проблема в том, что авиационное образование - довольно дорогостоящее дело на сегодня. Если оно не доступно широкому спектру населения, то отсутствует прежде всего здоровая конкуренция. Пилотами становятся зачастую не те, кто обладает лучшими качествами, а те, кто располагает финансовыми средствами. Каков путь к росту числа кандидатов в летчики? Доступность. Ее, к сожалению, нет. Соответственно, это сказывается на общем уровне подготовки пилотов.
 
Мое личное мнение таково, что катастрофы в российской авиации связаны прежде всего с тем, что налицо системные ошибки. В стране огромное количество людей, которые больны авиацией, но дорога для них закрыта. Пока в небо будут идти за деньгами, а не за мечтой, мы не получим достаточного количества специалистов, тех, кто влюблен не только в небо, но и в технику, в свою профессию. Летчика нельзя "назначить", его надо найти, вырастить и беречь. Это достижимо лишь тогда, когда человек сам хочет и желает летать, но не ради финансовых благ, а ради любви к полету.
 
Чтобы развитие получало производство, система образования, надо дать людям возможность учиться, созидать. Когда возможности ограничены и определяются лишь финансами, когда отсутствует внутренний стержень, система перестает функционировать, ее не подпитывают "мозги". Летчик - это не только здоровье и большая зарплата, это тяжелый умственный труд.
 
Оцените результаты расследований крайних катастроф. Практически в каждой преобладает человеческий фактор. Задайте сами себе вопрос: почему? Потому что институты не могут набрать качественных студентов, что результат низкого уровня образования, потому что они не могут дать налет, что результат низкого финансирования, потому что люди, желающие летать, не имеют возможности это делать, что результат несовершенства законодательства и игнорирования необходимости развития малой авиации.
 
Нельзя создать "что-то" из "ничего", тем более летчика. Дорога в небо - долгий путь, требующий знаний, навыков, наличия возможностей. Знания получают сами люди, навыки они приобретают в процессе летной деятельности, а возможности создает государство. Человек управляет техникой, не она им. Именно потому в России катастроф больше.


комментарии (4):

avia_fly      06/04/2012 [07:05:48]#1
нету летчиков...есть операторы и любители Microsoft Flight Simulator

air-squirrel      06/04/2012 [09:50:34]#2
проблема системная....тоже самое можно сказать и про врачей, юристов, экономистов. Реформа образования одним словом работает во вред стране. А летчиков прошу не жалеть, зарплаты у них отличные так что давайте без соплей!

kholodov      10/04/2012 [15:04:43]#3
все как по команде ухватились за версию обледенения а что усталость метала скрытые дефекты рассматриваться не будут? легки мы на расправу!легко бить лежачего особенно если он под землей !

Работник ЮТэйр      11/04/2012 [20:16:11]#4
Ну так в России всегда было, бей пока не встал. Насчет системных согласен на все 100. Насчет соплей, скажу одно, зарплаты зарплатами, но и цена ошибки другая нежели у врачей и учителей. Далеко ходить не надо...













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer