Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лучший во всем


5 апреля 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


Истребитель Су-35С совершил 500 полетов в рамках программы испытаний, начавшейся в 2008 году. В компании "Сухой" объявили, что этот истребитель по многим своим характеристикам превосходит или способен превзойти все основные зарубежные аналоги "и противодействовать самолету F-22A". Сравнение характеристик для этого заявления, очевидно, производилось по открытым данным, которые с реальностью могут иметь мало общего. Впрочем, ранее потенциал Су-35С оценили австралийское агентство Air Power Australia и компания RepSim.

В настоящее время в программе летных испытаний Су-35С принимают участие четыре самолета. Последний из них был передан Государственному летно-испытательному центру Министерства обороны России имени Чкалова в марте 2012 года. Пятисотый полет истребитель совершил под управлением летчика-испытателя полковника Сергея Богдана. По данным "Сухого", Су-35С готов к прохождению испытаний на боевое применение, по завершении которых самолет будет принят на вооружение ВВС России.

В середине марта 2012 года сообщалось, что ВВС России до конца года получат первые шесть серийных истребителей Су-35С. В соответствии с подписанным в 2009 году контрактом, военные до 2015 года должны получить 48 истребителей Су-35. Как ожидается, после 2015 года может быть подписан контракт на поставку еще такого же числа самолетов. "Су-35 это продолжение глубокой модернизации самолета Су-27СМ3", - заявил в марте 2012 года представитель ВВС России полковник Владимир Дрик.

В ходе испытаний "Сухой" подтвердил характеристики Су-35С, включая сверхманевренность, устойчивость, управляемость, работу навигационной системы, бортового оборудования и двигателей. Максимальная достигнутая скорость у земли составила 1,4 тысячи километров в час, на высоте - 2,4 тысячи километров в час, а предельная высота - 18 тысяч метров. Радар самолета в режиме "воздух-воздух" может обнаруживать цели на дальности до 400 километров, а оптико-локационная станция - на дальности до 80 километров.

"Заложенные в самолете потенциальные характеристики позволят превосходить все тактические истребители поколения '4' и '4+' типа Rafale и EF 2000 (Eurofighter Typhoon - примечание "Ленты.ру"), модернизированные истребители типа F-15, F-16, F-18, F-35 и противодействовать самолету F-22A", - говорится в пресс-релизе "Сухого", посвященном пятисотому полету Су-35С. При этом возможности нового российского истребителя намного превосходят возможности уже стоящих на вооружении ВВС России боевых самолетов.

С одной стороны, можно порадоваться за российскую авиационную промышленность, способную выпускать "самые-самые" самолеты. С другой же заявление "Сухого" вызывает множество вопросов. Во-первых, не понятно, почему американский перспективный истребитель F-35 Lightning II, разработка которого завершится в 2016-2018 годах, отнесен к модернизированным самолетам? Ведь он создается не на базе существующего уже истребителя, а фактически с нуля, но с учетом опыта, полученного при разработке малозаметных самолетов и истребителя пятого поколения F-22 Raptor.

Во-вторых, российская компания не уточнила, какие данные по иностранным самолетам были использованы для сравнения характеристик. Если по F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18 Hornet и Super Hornet основные характеристики открыты и известны уже давно, то F-35 и F-22 пока остаются темными лошадками. Многие данные по этим самолетам засекречены, особенно по F-22, который даже запрещено поставлять на экспорт из-за опасений утечки секретных технологий.

В-третьих, в пресс-релизе "Сухой" не уточнил, что означает формулировка "заложенные в самолете потенциальные характеристики". То есть в настоящее время Су-35С не превосходит зарубежные аналоги и сможет их превзойти только после модернизации? Или это означает, что испытания самолета пока не завершены и разработчики еще не совсем представляют на что способна эта машина? И, наконец, не понятно, как можно сравнивать боевые самолеты разных классов: тяжелый Су-35С и легкие F-15, F-16 и F/A-18.

Согласно классификации боевых самолетов к легким истребителям относятся машины со взлетной массой от десяти до 17 тонн, к средним - от 17 до 25 тонн и к тяжелым - более 25 тонн. В последнее время многие эксперты объединяют средний и тяжелый классы истребителей, они практически не различаются ни технически, ни типами выполняемых задач.

Впрочем, потенциал российского истребителя высоко оценили и за рубежом. В частности, в начале февраля 2012 года в Австралии состоялось заседание Объединенного комитета по иностранным делам, вооружению и торговле (JSCFADT), целью которого была оценка необходимости закупки истребителей F-35 для австралийских ВВС. На заседании выступили представители аналитического агентства Air Power Australia и компании RepSim, занимающейся производством симуляторов. Обе организации заявили, что F-35 является "неправильным самолетом", который покупать не следует.

Свои слова участники заседания подтвердили результатами симулированного воздушного боя, подготовленными RepSim. В воздушном бою, "произошедшем у побережья Тайваня в 2018 году", приняли участие 240 истребителей F-35 и такое же количество Су-35С. По данным RepSim, российские самолеты были уничтожены полностью, но из 240 F-35 при этом "выжили" только 30 самолетов. Были также проведены симуляции боя между 240 F-22 и Су-35С и между F/A-18E/F и Су-35С. В первой уцелели 139 F-22 и 33 Су-35С, а во второй все Super Hornet были уничтожены.

В 2009 году Air Power Australia обнародовала таблицу соответствия современных истребителей критериям боевых самолетов пятого поколения. Согласно этой таблице наивысший балл (+5) получил истребитель Т-50 (ПАК ФА), на три балла превзойдя американский F-22. Су-35С получил +2 балла; столько же, сколько и F-22. Наименьший балл (-8) получил перспективный истребитель F-35.

Сравнение производилось по соответствию 14 требованиям к истребителям пятого поколения, включая крейсерский сверхзвук, малозаметность, сверхманевренность, управляемый вектор тяги и возможность использования вооружения на сверхзвуке. За несоответствие требованию самолет получал -1 балл, за соответствие - 0 баллов, а за превосходство - +1 балл. На обывательский вкус, было бы нагляднее и понятнее, если бы "Сухой" составил подобную же таблицу.

Тем более, что в 2010 году ее составил европейский консорциум Eurofighter, пытаясь доказать превосходство Typhoon над истребителем F-35. За основу для сопоставления характеристик Eurofighter взял основные требования к истребителям пятого поколения, озвученные в начале 2000-х годов американской компанией Lockheed Martin (производит F-22 и разрабатывает F-35).

Речь идет о малозаметности, крейсерском сверхзвуке, сверхманевренности, сетецентричности и еще пяти параметрах. F-22, по данным Eurofighter, соответствует восьми из девяти требований, F-35 - только трем, а Typhoon - восьми. То есть, говоря языком "Сухого", Typhoon превосходит многие зарубежные аналоги и способен "противодействовать самолету F-22A". Похожие отчеты ранее публиковали французская Dassault и американская Boeing. В них, что не удивительно, говорилось о превосходстве Rafale и F/A-18 друг на другом и над другими "зарубежными аналогами".

Путаница поколений
Термин "истребитель пятого поколения" сегодня используется чаще для обозначения нового самолета, обладающего качествами, не присущими другим. При этом понимание боевого самолета пятого поколения во всех странах разное. Например, в России одним из качеств такого истребителя является сверхманевренность, а в США от нее решили отказаться, сделав упор на дальнобойность вооружения. Китай относит F-22, F-35 и Т-50, а также свой J-20 к истребителям четвертого поколения. Тем не менее, основными свойствами самолетов пятого поколения принято считать: малозаметность, сверхманевренность, крейсерский сверхзвук, наличие круговой информационной системы, возможность всеракурсного обстрела целей, наличие радара с активной фазированной антенной решеткой, интелектуализацию борта, многофункциональность, а также возможность всепогодного и круглосуточного применения.


Все подобные заявления следует рассматривать исключительно как ловкие и не очень коммерческие ходы, которые в будущем должны позволить успешнее продавать авиационную технику. И заявление "Сухого" исключением не является. Так, 28 марта 2012 года заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин заявил, что Су-35С может вернуться в бразильский тендер FX-2 на поставку 36 боевых самолетов и передачу лицензии на сборку еще 84 машин.

Бразилия объявила тендер FX-2 на закупку новых истребителей в 2008 году. Российский Су-35 выбыл из него еще на начальном этапе, а в настоящее время участниками конкурса остаются американский F/A-18, шведский Saab Gripen NG и французский Rafale. Ранее интерес к покупке Су-35 проявляли Ливия и Венесуэла, а в настоящее время ведутся переговоры с Китаем о поставке 48 истребителей. Кроме того, заявление "Сухого" о превосходстве Су-35С говорит и о намерении подготовить почву к старту мировых продаж нового самолета, призванного заменить устаревшие истребители семейства Су-27.

Наконец, не следует забывать, что любая военная техника всегда разрабатывается строго в соответствии с требованиями основного заказчика - военных. Они, в свою очередь, разрабатывают требования к технике в соответствии с задачами, которые та должна будет выполнять, и общей военной стратегией. Так, F-22, являющийся по сути эхом холодной войны, был лучшей в своем классе машиной - малозаметной, быстрой, сверхманевренной с передовым набором вооружений и оборудования.

Прошли годы, поменялась военная концепция США и оказалось, что Raptor - не лучший: связываться с другими самолетами не умеет, его применение по наземным целям очень ограничено, а номенклатура вооружений до безобразия мала. Теперь Пентагон тратит миллиарды долларов на модернизацию самолета, который ни разу участия в боевых действиях не принимал и за пределы США практически никогда не вылетает.

С учетом современной концепции Министерства обороны России Су-35С действительно является одним из лучших самолетов для ВВС. Одним из, потому что его не следует рассматривать как отдельную единицу - он встанет в строй вместе с другими боевыми самолетами: модернизированными Су-27, новыми Су-30 и Т-50. И решать поставленные задачи Су-35С будут в том числе и при кооперации с другими истребителями ВВС России.



комментарии (1):

vilkm      05/04/2012 [22:42:52]#1
F-15 м взл масса -30 т -это по вашему легкий ?













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer