Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Смертельные показы: теперь «Суперджет»


12 мая 2012 года Юрий Караш, Русская служба "Голос Америки"


«Надежда российского авиапрома» должна теперь вновь подтвердить свою надежность.

Произошедшая трагедия пока укладывается в несколько стандартных строк информационных сообщений, освещающих такого рода события: «при выполнении демонстрационного полета», «пропала связь», «на борту находились», «ведутся поиски», обнаружены обломки», «никто из находившихся на борту (на «Суперджете» их было 45) не выжил». Ни слова о том, что происходило в момент катастрофы в кабине пилотов, или о техническом состоянии машины. Впрочем, это неудивительно: фактов, которые помогли бы ответить на главный вопрос – что случилось? – пока просто нет.
 
И, тем не менее, уже сейчас можно сделать определенные выводы о том, что создало предпосылки для аварии. И первая из этих предпосылок…
 
Вырывание из привычной среды
 
Данный подзаголовок, наверняка, вызовет у читателей недоумение: «А где тут непривычная среда?  Разве небо и полеты не являются самой естественной средой для самолета?»  Являются, конечно, но есть полеты и… есть полеты.  «Суперджет-100» – типичный гражданский самолет, разработанный для регулярных рейсов по «накатанным» маршрутам.  По своей природе, это не машина для авиашоу.
 
Всякие демонстрационные полеты на нем – дополнительный стресс, как для экипажа, так и для самолета.  А с возрастанием стресса автоматически возрастает вероятность катастрофы.
 
Данный стресс вызывается двумя главными факторами.  Первый – режимы полета машины, близкие к критическим. Экипаж выходит на них, чтоб продемонстрировать технические возможности самолета потенциальным покупателям и клиентам. Второй – полеты над незнакомой или плохо изученной местностью, а также в сложных метеоусловиях (СМУ). Зачастую эти полеты выполняются экипажами, недостаточно подготовленными для пилотирования за пределами испытательных аэродромов. 
 
Рискованность демонстраций гражданской авиатехники подтверждается их печальным опытом.  В 1973 году во французском Ле Бурже разбился Ту-144, экипаж которого решил показать «околопредельные» возможности самолета. В 2002 г. в Иране погиб украинский Ан-140.  Машина, направлявшаяся на празднества, связанные с началом серийного производства в Иране самолетов этого типа, врезалась в гору в сложных метеоусловиях. Самолет пилотировал экипаж, состоявший из летчиков-испытателей. 

В 2011 г. во время испытательно-показательного полета под Воронежом погиб Ан-148, экипаж которого (также летчики-испытатели) по всей видимости демонстрировали возможности самолета пилотам из Мьянмы – страны, заказавшей несколько машин этого типа. «Ан» вышел на нерасчетную скорость, что и привело к катастрофе.  Теперь настала очередь «Суперджета». 
 
Две стороны человеческого фактора в авиации
 
Версию о том, что причиной гибели «Суперджета» стал, по всей видимости, человеческий фактор, уже озвучил и.о. вице-премьера российского правительства Дмитрий Рогозин. Если отбросить предположение о том, что Рогозин спешит спасти «лицо» российского авиапрома (раз виноваты пилоты, а не техника, значит «Суперджет» по-прежнему хороший, надежный и конкурентоспособный самолет), то действительно остается ошибка экипажа.
 
Что же это могла быть за ошибка?
 
Машину пилотировал экипаж летчиков-испытателей. Командир – Александр Яблонцев, как никто другой знал «Суперджет-100».  Ведь именно он в 2008 г. первый раз поднял этот самолет в небо, а после этого провел основную часть программы его испытаний.  Второй пилот – Александр Кочетков.  Вряд ли на свете есть летчики, лучше владеющие «Суперджетом», чем они. Однако в этом предположении (вполне, кстати, обоснованном) и кроется ловушка.
 
Подавляющее большинство полетов на новых машинах совершаются летчиками-испытателями над знакомой местностью и в простых метеоусловиях. При этом взлеты и посадки также производятся с аэродромов и на аэродромы, которые очень хорошо известны испытателям.  Почему – понятно.  Ведь в задачу экипажа входит проверка в первую очередь пилотажно-эксплуатационных качеств машины. Это и так очень непростая работа, в которой в любую минуту может возникнуть нештатная ситуация.  Зачем же усложнять ее еще больше неблагоприятными метеоусловиями и неизвестным маршрутом?
 
Но обратной стороной этой медали является то, что «асы из асов» практически не имеют опыта полетов за пределами испытательных аэродромов. Ветераны «Аэрофлота», которых вводили в строй на самолетах Ил-86 и Ил-96 летчики-испытатели КБ имени Ильюшина, рассказывали, что эти испытатели, способные посадить машину весом в несколько сотен тонн на спичечный коробок, порой оказывались совершенно беспомощными, когда нужно было совершить штатный заход в СМУ на обычный аэродром.
 
«Лечу с одним таким в Берлин, – рассказывал бывший капитан Ил-96. – Пилотирует он.  При подходе к аэродрому попадаем в облачность.  Делаем один заход по АРК (авиационному радиокомпасу) – мимо, второй – мимо.  Я, понятно, молчу.  Не хочу гордость испытателя задевать.
 
Третий и четвертый – тоже мимо.  Тут уже штурман с бортинженером не выдержали: "Возьми управление, а то так и не сядем". "Давай-ка я",– говорю ему.  Тот возражать не стал.  Взял управление – сели с первого захода.  А ведь он меня в строй на «девяносто шестом» вводил».
 
Уже известно, что столкновение «Суперджета» с горой так раз и произошло в СМУ. 
 
Умение летать по приборам в сложных метеоусловиях и великолепное владение самолетом – не всегда одно и то же.  Очевидно, что при планировании показа авиатехники в других странах нужно учитывать не только пилотажное мастерство пилотов, но и то, как они летают «по стрелкам». Устойчивые навыки полетов в СМУ не менее важны, чем способность посадить машину «на пятачок», и при этом второе никогда не сможет компенсировать первое.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer