Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Смертельные показы: теперь «Суперджет»


12 мая 2012 года Юрий Караш, Русская служба "Голос Америки"


«Надежда российского авиапрома» должна теперь вновь подтвердить свою надежность.

Произошедшая трагедия пока укладывается в несколько стандартных строк информационных сообщений, освещающих такого рода события: «при выполнении демонстрационного полета», «пропала связь», «на борту находились», «ведутся поиски», обнаружены обломки», «никто из находившихся на борту (на «Суперджете» их было 45) не выжил». Ни слова о том, что происходило в момент катастрофы в кабине пилотов, или о техническом состоянии машины. Впрочем, это неудивительно: фактов, которые помогли бы ответить на главный вопрос – что случилось? – пока просто нет.
 
И, тем не менее, уже сейчас можно сделать определенные выводы о том, что создало предпосылки для аварии. И первая из этих предпосылок…
 
Вырывание из привычной среды
 
Данный подзаголовок, наверняка, вызовет у читателей недоумение: «А где тут непривычная среда?  Разве небо и полеты не являются самой естественной средой для самолета?»  Являются, конечно, но есть полеты и… есть полеты.  «Суперджет-100» – типичный гражданский самолет, разработанный для регулярных рейсов по «накатанным» маршрутам.  По своей природе, это не машина для авиашоу.
 
Всякие демонстрационные полеты на нем – дополнительный стресс, как для экипажа, так и для самолета.  А с возрастанием стресса автоматически возрастает вероятность катастрофы.
 
Данный стресс вызывается двумя главными факторами.  Первый – режимы полета машины, близкие к критическим. Экипаж выходит на них, чтоб продемонстрировать технические возможности самолета потенциальным покупателям и клиентам. Второй – полеты над незнакомой или плохо изученной местностью, а также в сложных метеоусловиях (СМУ). Зачастую эти полеты выполняются экипажами, недостаточно подготовленными для пилотирования за пределами испытательных аэродромов. 
 
Рискованность демонстраций гражданской авиатехники подтверждается их печальным опытом.  В 1973 году во французском Ле Бурже разбился Ту-144, экипаж которого решил показать «околопредельные» возможности самолета. В 2002 г. в Иране погиб украинский Ан-140.  Машина, направлявшаяся на празднества, связанные с началом серийного производства в Иране самолетов этого типа, врезалась в гору в сложных метеоусловиях. Самолет пилотировал экипаж, состоявший из летчиков-испытателей. 

В 2011 г. во время испытательно-показательного полета под Воронежом погиб Ан-148, экипаж которого (также летчики-испытатели) по всей видимости демонстрировали возможности самолета пилотам из Мьянмы – страны, заказавшей несколько машин этого типа. «Ан» вышел на нерасчетную скорость, что и привело к катастрофе.  Теперь настала очередь «Суперджета». 
 
Две стороны человеческого фактора в авиации
 
Версию о том, что причиной гибели «Суперджета» стал, по всей видимости, человеческий фактор, уже озвучил и.о. вице-премьера российского правительства Дмитрий Рогозин. Если отбросить предположение о том, что Рогозин спешит спасти «лицо» российского авиапрома (раз виноваты пилоты, а не техника, значит «Суперджет» по-прежнему хороший, надежный и конкурентоспособный самолет), то действительно остается ошибка экипажа.
 
Что же это могла быть за ошибка?
 
Машину пилотировал экипаж летчиков-испытателей. Командир – Александр Яблонцев, как никто другой знал «Суперджет-100».  Ведь именно он в 2008 г. первый раз поднял этот самолет в небо, а после этого провел основную часть программы его испытаний.  Второй пилот – Александр Кочетков.  Вряд ли на свете есть летчики, лучше владеющие «Суперджетом», чем они. Однако в этом предположении (вполне, кстати, обоснованном) и кроется ловушка.
 
Подавляющее большинство полетов на новых машинах совершаются летчиками-испытателями над знакомой местностью и в простых метеоусловиях. При этом взлеты и посадки также производятся с аэродромов и на аэродромы, которые очень хорошо известны испытателям.  Почему – понятно.  Ведь в задачу экипажа входит проверка в первую очередь пилотажно-эксплуатационных качеств машины. Это и так очень непростая работа, в которой в любую минуту может возникнуть нештатная ситуация.  Зачем же усложнять ее еще больше неблагоприятными метеоусловиями и неизвестным маршрутом?
 
Но обратной стороной этой медали является то, что «асы из асов» практически не имеют опыта полетов за пределами испытательных аэродромов. Ветераны «Аэрофлота», которых вводили в строй на самолетах Ил-86 и Ил-96 летчики-испытатели КБ имени Ильюшина, рассказывали, что эти испытатели, способные посадить машину весом в несколько сотен тонн на спичечный коробок, порой оказывались совершенно беспомощными, когда нужно было совершить штатный заход в СМУ на обычный аэродром.
 
«Лечу с одним таким в Берлин, – рассказывал бывший капитан Ил-96. – Пилотирует он.  При подходе к аэродрому попадаем в облачность.  Делаем один заход по АРК (авиационному радиокомпасу) – мимо, второй – мимо.  Я, понятно, молчу.  Не хочу гордость испытателя задевать.
 
Третий и четвертый – тоже мимо.  Тут уже штурман с бортинженером не выдержали: "Возьми управление, а то так и не сядем". "Давай-ка я",– говорю ему.  Тот возражать не стал.  Взял управление – сели с первого захода.  А ведь он меня в строй на «девяносто шестом» вводил».
 
Уже известно, что столкновение «Суперджета» с горой так раз и произошло в СМУ. 
 
Умение летать по приборам в сложных метеоусловиях и великолепное владение самолетом – не всегда одно и то же.  Очевидно, что при планировании показа авиатехники в других странах нужно учитывать не только пилотажное мастерство пилотов, но и то, как они летают «по стрелкам». Устойчивые навыки полетов в СМУ не менее важны, чем способность посадить машину «на пятачок», и при этом второе никогда не сможет компенсировать первое.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer