← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Шереметьево защищается от кредиторов


14 мая 2012 года Мария Черкасова, КоммерсантЪ


Реорганизация ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) грозит ему внеплановыми финансовыми потерями. Как стало известно "Ъ", процедуру присоединения к МАШ ОАО "Терминал" (управляет терминалом D) не согласовал кредитор аэропорта немецкий Nordbank AG. В Шереметьево опасаются, что агент по кредиту потребует досрочного погашения долга, и просят правительство отказаться от дивидендов за 2011 год. Против этого выступает Минэкономики, требующее от аэропорта дивидендов в размере 25% чистой прибыли.

В правительстве, которое через Росимущество владеет 83% акций Шереметьево, разгорелись дебаты относительно дивидендов аэропорта за 2011 год.

Это выяснилось из переписки профильных министерств, в ходе которой разрабатывается директива по голосованию на годовом собрании акционеров аэропорта. Росимущество предлагает направить на дивиденды за 2011 год 25% чистой прибыли компании, или 580,6 млн руб. Чистая прибыль МАШ по итогам 2011 года составила 2,3 млрд руб., что в 4,8 раза больше, чем в 2010 году. Но само Шереметьево просит оставить чистую прибыль в компании, и его поддерживает Минтранс.

Как сообщил министр транспорта Игорь Левитин в письме главе Минэкономики Эльвире Набиуллиной от 25 апреля, причин для этого несколько. Первая связана с ростом затрат МАШ на строительство аэровокзального комплекса в аэропорту Владивостока. Его запуск запланирован на июнь под саммит АТЭС-2012. Изначальный план капвложений на строительство комплекса, который строит МАШ через дочернее ЗАО "Терминал Владивосток", составлял $190,7 млн. Но в 2011 году возникла необходимость пересмотра капвложений, в результате чего они увеличились на 22%, до $244,9 млн.

Дефицит составляет 622,4 млн руб. и должен финансироваться за счет собственных средств МАШ, которые аэропорт оформит в виде дополнительного займа дочерней структуре.

Еще 690,3 млн руб. требуется МАШ для развития аэропортовой инфраструктуры. В том числе 600 млн руб. на перроны для нужд "Аэрофлота" в рамках концессии (сейчас варианты концессии обсуждаются в правительстве).

Кроме того, состоявшееся в апреле присоединение к МАШ ОАО "Терминал" грозит обернуться серьезными проблемами с кредиторами аэропорта. Как говорится в письме, после присоединения терминала совокупная долговая нагрузка МАШ увеличилась вчетверо, до 33 млрд руб. Против такого увеличения долга выступил один из кредиторов аэропорта — немецкий банк HSH Nordbank AG, который вместе со Сбербанком синдицировал в 2007 году кредит МАШ на $222 млн со сроком погашения в феврале 2020 года. Более того, как рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией, именно по этой причине банк, который в данном синдикате является агентом по кредиту, выступал против реорганизации ОАО МАШ.

Теперь в соответствии с условиями договора у кредиторов возникают основания требовать досрочного погашения кредита. По данным "Ъ", остаток долга Шереметьево перед банками составляет около $205 млн. Требования о досрочном погашении кредита они еще не предъявили. "МАШ, Nordbank и Сбербанк ведут переговоры по разрешению ситуации",— говорит собеседник "Ъ".

Однако МАШ уже готовится к досрочному погашению и рефинансированию кредитной линии, предоставленной Nordbank. Аэропорт планирует завершить сделку рефинансирования во втором-третьем квартале. "Объем издержек, связанных с возмещением расходов кредитора в связи с досрочным погашением долга Nordbank, составляет около 480 млн руб. ($16 млн)",— говорится в письме Игоря Левитина. В МАШ от комментариев отказались, сославшись на конфиденциальность переговоров с кредиторами. Не захотели обсуждать ситуацию и в Сбербанке.

Елена Ананькина из Standard & Poor's говорит, что в кредитный договор часто включается оговорка о досрочном погашении кредита в случае сделок M&A заемщика, которые могут увеличить его долговую нагрузку. По словам эксперта, это "не очень хорошо для репутации заемщика". Он сможет и дальше привлекать кредиты, весь вопрос "в стоимости последующего займа и в том, как относится к рискам конкретный инвестор".

Но в Минэкономики позицию МАШ и Минтранса не разделяют. В письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову от 27 апреля министр Эльвира Набиуллина сообщает, что, несмотря на просьбу Минтранса, Минэкономики считает "необходимым рекомендовать общему собранию акционеров обеспечить выплату дивидендов". Источники "Ъ" в правительстве говорят, что на данный момент конечной директивы по голосованию на годовом собрании пока нет, вопрос находится в стадии обсуждения.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2012/5/14/21170/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.