Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полетный лист


10 июля 2012 года Игорь Черняк, Российская газета


На крупнейшей в мире выставке авиатехники, где раз в 2 года демонстрируются последние достижения авиапрома развитых стран, начались "дни специалистов". Именно в Фарнборо в 1982 г. СССР впервые выставил за рубежом свои новые гражданские самолеты, а в 1988 г. и боевой МИГ-29, за секретами которого много лет охотились западные спецслужбы. Здесь в разные годы впервые были представлены миру Боинги-757 и 767, Эрбасы А-310 и А-380. Здесь в 2008 г. был установлен до сих пор не превзойденный мировой рекорд - объем заключенных контрактов превысил 89 млрд (!) долларов. А в 2010 г. опять же впервые на авиашоу в Фарнборо поднялись в воздух беспилотные летательные аппараты.

 
 
Для России Фарнборо-2012 началось весьма нервно. За несколько дней до салона вдруг выяснилось, что десятки членов нашей делегации (всего в Британию намеревалось выехать несколько сотен человек, так или иначе связанных с авиацией) не получили виз. Наибольшие страсти бушевали вокруг "Русских витязей", которыми гордится страна. Разгорелся жуткий скандал, газеты припомнили англичанам все, что было и не было, зазвучали угрозы бойкотировать Фарнборо-2014, вмешался МИД РФ, потом Совет безопасности РФ…
 
И за 2 дня до открытия ситуация благополучно разрешилась. В пятницу, 6 июля,  английское консульство, обычно закрывающееся в 16.00, работало до вечера и проштамповало паспорта всем желающим. Отчаявшиеся было оборонщики, глотая валидол, понеслись за чемоданами и в аэропорт, самым невезучим пришлось менять билеты. А про "Витязей" выяснилось, что их держали не англичане, а чиновники из нашего Минобороны, виновных нашли и "взбодрили", но два Су-27 в Лондон так и не улетели.  
 
Крылья России
 
Погода в Фарнборо, в отличие от жаркой южной Европы и душной Москвы, в этом году не радует: пасмурно и мрачно, время от времени начинается занудный дождь, и этому безобразию, по прогнозам синоптиков, не видно конца. Все это немного портит впечатление от полетов, обычно радующих глаз.
 
В целом же в этом году авиасалон не хуже, но и не лучше предыдущих. На нем показано 1,5 тысячи образцов авиационной и космической техники из 30 с лишним стран мира. Ожидается до 250 тысяч посетителей и 2 тысяч журналистов. По прогнозам, сумма контрактов может превзойти результат предыдущего салона (47 млрд долларов), но рекорд 2008 года в 89 млрд побит не будет.
 
Россию представляют 55 компаний. Главная наша премьера - показ за рубежом учебно-боевого Як-130, госиспытания которого завершены в 2009 году. Самолет начинает серию зарубежных показательных выступлений и после Фарнборо заявлен с полетами на авиасалонах в Дубае, Сингапуре и Сантьяго. Он весьма удобен для обучения летчиков боевых самолетов поколений "4+" и "5". По словам представительницы "Иркута" Елены Федоровой, особенность продвижения Як-130 в том, что он предлагается как главный компонент учебно-тренировочного комплекса, включающего компьютерные классы, тренажеры и систему контроля. До 2020 года до 70 таких самолетов должны закупить российские ВВС, 16 уже поставлены в Алжир. По мнению экспертов, перспективы у машины неплохие - на недавнем авиасалоне в Чили, к примеру, Як-130 заинтересовались главкомы ВВС сразу 4 стран - Боливии, Уругвая, Парагвая и Аргентины. Всего же емкость рынка оценивается в 250 машин.
 
В Фарнборо впервые привезли и макеты "в натуральную величину" кабины и салона нашего нового самолета МС-21 и двигателя ПД-14 к нему, впервые разработанного в России за последние 20 лет. Все выглядит очень достойно. Как ожидается, ближне- и среднемагистральные МС-21 будут на 15% экономнее конкурентов, первый из них поднимется в небо в 2015 году. Уже есть заказы на 163 машины на 10 млрд долларов. Сотрудники "Иркута" поговаривают, что на салоне может быть подписан целый ряд соглашений с поставщиками комплектующих, есть надежды и на то, что самолет привлечет внимание авиакомпаний некоторых стран.
 
Также впервые представлен  "Сухой Суперджет-100", в создании которого участвовало более 30 западных компаний. На сегодня заказано 174 таких самолета. Примечательно, что, несмотря на недавнюю катастрофу в Индонезии, к нему сохраняется немалый интерес - об этом можно судить по обилию посетителей.
 
В военной части российской экспозиции стоит отметить модели многофункциональных истребителей поколения "4++" Су-35 (с радаром "Ирбис") и МиГ-35, а также истребителя-бомбардировщика Су-32 (экспортный вариант Су-34). Все это летает, стреляет, бомбит на экранах многочисленных телевизоров, вокруг которых толпятся посетители. Материалами на стендах представлены военно-транспортный Ил-76МД-90А и истребитель 5-го поколения ПАК ФА. Дисбаланс, существующий сегодня в России между военными и гражданскими самолетами, проявился и здесь (из двух представленных в Фарнборо гражданских один еще даже не летает). Но руководители нашего авиапрома обещают, что к 2020 году все изменится и боевую авиацию серьезно потеснит коммерческая.
 
Кстати, накануне "Фарнборо-2012" под Лондоном проходило крупнейшее в Британии шоу пилотажных групп со всего мира Royal International Air Tattoo, где, кстати, летал и наш Як-130. Примечательно, что поляки там выступали на старых добрых МиГ-29, а словенцы показывали его на статической стоянке. Не стареет наша боевая авиация.
 
За российские вертолеты краснеть не приходится, их стенд просто радует глаз. Впервые в Фарнборо представлен многоцелевой Ка-62 - в бордово-черных цветах, весь сияющий, напоминающий очень дорогую иномарку. Рядом на гигантском экране показываются возможности других известных, но от этого не ставших хуже машин, среди которых перспективный вариант одного из самых популярных в мире вертолетов типа Ми-17 -  модернизированный Ми-171А2, средний Ми-38, легкий "Ансат" и поисково-спасательный Ка-32А11ВС.
 
На чем лететь к звездам
 
Главные экспонаты по линии "Роскосмоса" - копия Международной космической станции в конфигурации 2016 г. и пилотируемый корабль, который в 2018 г. должен прийти на смену "Союзу". Теперь уже не секрет, что он будет бескрылым, с многоразовой возвращаемой частью. Максимальный экипаж - 6 человек, масса доставляемого на орбиту груза - 500 кг.
 
Популярностью в Фарнборо пользуется тренажер, на котором все желающие могут поработать космонавтами и попытаться вручную пристыковать этот корабль к МКС.
 
Кроме того, на салоне представлены макеты находящихся в эксплуатации ракет-носителей "Протон-М" и "Рокот", а также новая ракета-носитель "Ангара", отличительная черта которой - более низкая по сравнению с конкурентами себестоимость выведения грузов на орбиту. Испытания "Ангары" планируется начать в Плесецке в 2013 году.
 
Отмечу еще макет (в масштабе 1 к 5) космической станции "Луна-Ресурс", которая должна доставить на Луну индийский луноход.
 
Предполагается, что на салоне могут быть подписаны контракты на новые запуски российской ракеты-носителя "Союз-СТ" с космодрома Куру во Французской Гвиане.
 
А что у них?
 
Вечные концерны-конкуренты американский Boeing и европейский Airbus сделали ставку на свои самые успешные проекты. Boeing представил чертежи 737MAX, который должен поступить в эксплуатацию в 2017 году - ожидается, в этом году он станет мировым лидером по объему заказов. Пассажирский дальнемагистральный 787-й Dreamliner (дебютант прошлого салона) участвует в демонстрационных полетах, как и новый Boeing 737-900ER авиакомпании Korean Air.
 
Airbus вновь показывает самый вместительный пассажирский самолет современности А380, две палубы которого вмещают 800 пассажиров, а также новую версию узкофюзеляжного А-320 и самый маленький из этого семейства самолет А-318.
 
Один из лидеров мирового рынка пассажирских региональных самолетов бразильская авиастроительная компания Embraer привезла в Фарнборо макет находящегося в разработке самолета бизнес-класса Legacy 500.
 
Компания Virgin Galactic представила аэрокосмическую систему, на которой полеты туристов в космос планируется начать до конца этого года. Билеты на ближайшие рейсы уже распроданы. Места забронировали 500 человек из 35 стран. Большинство - из США, за ними с большим отрывом идут британцы. Есть среди очередников и граждане РФ - например, один из создателей "Евросети" Тимур Артемьев. Места зарезервировали и звезды шоу-бизнеса Джон Траволта, Сигурни Уивер и Пэрис Хилтон. Но самым необычным пассажиром Virgin Galactic, вероятно, станет прикованный к инвалидному креслу знаменитый британский астрофизик Стивен Хокинг, которого, по слухам, компания готова повезти "за счет заведения".
 
Среди вертолетов эксперты выделяют новый легкий одномоторный EC130T2 европейской компании Eurocopter.
 
Из военных самолетов интерес представляют истребитель Boeing F/A18 Super Hornet и конвертоплан V22 Osprey корпуса морской пехоты США, американский тактический истребитель F16 Fighting Falcon, военно транспортный C130J Super Hercules, шведский многоцелевой истребитель Saab Gripen, южнокорейский истребитель Т50, которые ежедневно будут барражировать над салоном, а также военно-транспортный А400М.
 
Одним из центров экспозиции стали и беспилотные летательные аппараты. Они экономичны, выдерживают высокие нагрузки, не нуждаются в экипаже и способны выполнять множество задач. С их помощью можно вести непрерывный мониторинг и контроль воздушного пространства, водной или земной поверхности, производить фотосъемку. Раздел "беспилотников" вошел в обязательную программу экскурсий, проводимых для официальных делегаций.


комментарии (1):

Dragonflyer      28/07/2012 [09:00:27]#1
Констатировать, что МС-21 будет на 15% более еффективным равно рекламе советских часов - самые быстрые часы в мире! Ну, если только в сравнении с Ил-62.













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer