Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перспективный бомбардировщик: неоправданные затраты или необходимость?


30 июля 2012 года Илья Крамник, РГРК "Голос России"


Разработка перспективного бомбардировщика для ВВС России – тема, которая активно обсуждается в канун 100-летнего юбилея российской военной авиации. В ходе недавнего круглого стола в Москве военные эксперты разошлись во мнениях, оценивая необходимость создания "самолета будущего".

 

Без стратегического бомбардировщика не обойтись 
 
Все участники круглого стола, прошедшего в ИА "Росбалт", сошлись, как минимум, в одном: России необходимо продолжать поддерживать в исправном состоянии и модернизировать существующий парк стратегических машин. Ресурс Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3 позволяет держать эти самолеты в строю еще многие годы, и в этих условиях совершенствование их оборудования и вооружения становится одной из ключевых задач.
 
Подобные работы сегодня ведутся: модернизацию проходят строевые Ту-95МС и Ту-160, в войска передан первый модернизированный Ту-22М3М. Обновленные машины могут использовать современное вооружение, включая неядерные высокоточные боеприпасы, что делает их весьма полезными в условиях локальных конфликтов. Следует иметь в виду, что Россия располагает сегодня примерно 200 машинами дальней авиации, в том числе 66 Ту-95МС и 16 Ту-160 (остальные – Ту-22М3), и оставлять такое число тяжелых ударных машин без возможности выполнения неядерных задач в локальных конфликтах – как минимум, расточительно.
 
Вместе с тем растет и потенциал самолетов в "глобальном" конфликте: Ту-95МС и Ту-160 получают новые крылатые ракеты большой дальности, как в обычном, так и в ядерном снаряжении. Новое вооружение получат и модернизированные Ту-22М3.
 
Самолет или спутник
 
При всем модернизационном потенциале имеющихся у России бомбардировщиков, их ресурс не бесконечен: в 30-50-е годы их придется заменять просто по факту физического износа планеров. При этом, учитывая сроки разработки и запуска в серию современных боевых самолетов, для того, чтобы к началу 2030-х годов иметь серийную машину, разработку нужно начинать уже сейчас. Однако эта точка зрения не у всех находит поддержку.                
 
В ходе круглого стола главным оппонентом идеи разработки нового "стратега" выступил Андрей Фролов, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий.
 
“На нынешнем этапе содержание полноценной ядерной триады является весьма обременительным для России. В этом плане разработка нового самолета дальней авиации пятого поколения может стать одной из программ, которые не имеют особого смысла, но при этом отнимут массу финансовых ресурсов”, - отметил Фролов.
 
Помимо финансового аспекта, Фролов отметил также необходимость изучения новых тенденций в развитии военной техники. “Возникает вопрос, насколько нужен новый самолет в таких условиях. США ведут дело к милитаризации космоса, может быть, нужно направить усилия на создание суборбитальных комплексов”, - предположил участник круглого стола.
 
Сторонниками разработки новой машины оказались остальные участники дискуссии. “России нужны стратегические бомбардировщики пятого поколения. И в первую очередь для того, чтобы Российская Федерация могла поддерживать свой статус ядерной державы,” – отметил главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
 
По мнению эксперта, именно “авиационная составляющая стратегических ядерных сил наиболее гибко приспособлена для того, чтобы в какие-либо критические моменты посылать сигналы конкурентам относительно того, что российские вооруженные силы обладают необходимым потенциалом для решения тех или иных задач в условиях войны”.
 
В пользу новой разработки высказался и руководитель института политического и военного анализа Александр Шаравин: “Я совершенно не возражаю против того, чтобы у нас модернизировались старые самолеты. А что будем делать через 30 лет? Понятно, что такие машины, как ПАК ДА, ни за три, ни за пять, ни даже за десять лет не делаются. Придется работать многие годы”.
 
Ответственный редактор еженедельника "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин поддержал эту точку зрения, добавив также аргумент о необходимости развития технологического уровня самолетостроения и культуры производства.
 
Промежуточный итог
 
Судьба программы ПАК ДА – перспективного авиационного комплекса дальней авиации – пока не ясна. Но есть несколько пунктов, в которых мнения экспертов сходятся.
 
Вопрос сохранения ядерной триады в ее классическом виде – дальняя авиация, ракеты наземного базирования, атомные подводные ракетоносцы – сегодня является дискуссионным.
 
Разработка нового боевого самолета дальней авиации, тем не менее, представляется необходимой. Учитывая протяженность российских границ и необходимость реакции на потенциальные угрозы, которые могут возникать в различных регионах, Россия нуждается в группировке машин, способных оперативно наносить удары по целям вне радиуса действия тактической авиации, не требуя при этом дозаправки в воздухе.
 
До тех пор, пока дело не дошло до подготовки серийного производства самолета нового типа, разработка не является чрезмерно разорительной. Она может быть прекращена, замедлена и возобновлена в любой момент без особых затрат.
 
Коль скоро еще нет убедительных доказательств способности новых видов вооружения, таких как дистанционно пилотируемые аппараты и др., эффективно заменить классический дальний бомбардировщик, эта работа должна быть продолжена. 10-15 лет, необходимых на разработку самолета до решения о его запуске в серию, – вполне достаточный срок для того, чтобы определиться с перспективами.


комментарии (1):

Cumulus Nimbus      01/08/2012 [19:29:12]#1
Оснащение дальней бомбардировочной авиации современными крылатыми ракетами большой дальности позволяет выполнять боевую задачу, не входя в зону ответного огня противника. Таким образом дальняя авиация приобретает новое качество и может эффективно выполнять роль подвижных стартовых комплексов.













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник



Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer