← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Аэропорты Москвы к 2020 году не смогут обслужить 100 млн человек


15 августа 2012 года Сергей Колобков, РБК Daily


Аэропорты Московского авиационного узла (МАУ) с 2014 года не смогут обслужить всех желающих ими воспользоваться. Даже по оптимистичным оценкам экспертов, в 2014 году более 13 млн пассажиров не сможет быть обслужено МАУ и им придется искать альтернативные варианты для вояжей. Ввод в эксплуатацию двух новых взлетно-посадочных полос в Шереметьево и Домодедово не решит проблемы — с 2014 до 2020 года московскими аэропортами не смогут воспользоваться 100 млн пассажиров.

О том, что строительство двух взлетно-посадочных полос (ВВП) не решит проблемы активно растущего МАУ, еще в 2010 году предположил НИИ «Аэропроект» в своем исследовании «Развитие аэропортов Московского авиационного узла». Согласно прогнозу развития аэропортов МАУ в 2020 году, Домодедово будет обслуживать 40,1 млн пассажиров (по итогам 2011 года он обслужил 25,7 млн), Шереметьево — 32,1 (22,55 млн), Внуково будет обслуживать 16,9 млн пассажиров (8,2 млн). Однако участники рынка называют этот прогноз чрезмерно пессимистичным. По итогам 2011 года аэропорты МАУ обслужили на 6 млн пассажиров больше (56,2 млн), чем прогнозировал «Аэропроект».
 
Источник РБК daily, знакомый с оценкой IATA Airport Development Reference Manual, оценивает пропускную способность всех аэропортов МАУ (с учетом строительства новых двух полос в Шереметьево и Домодедово) к 2020 году в 96,5 млн пассажиров. По его словам, прогноз IATA показывает, что в 2020 году дефицит пропускной способности составит 9,6 млн пассажиров. А общий неудовлетворенный спрос в период с 2012 по 2020 год составит 98,4 млн пассажиров. Согласно отчету, пик пассажиропотока, не обеспеченного пропускной способностью, будет приходиться на 2016 год (25,1 млн пассажиров). В 2017 году, скорее всего, будет введена в эксплуатацию ВПП-2 в Домодедово, после чего дефицит снизится до 21 млн. В 2018 году ожидается запуск ВПП-3 в Шереметьево, но дефицит не исчезнет и составит 4,1 млн пассажиров. Но затем он ежегодно будет увеличиваться на 2,3 млн пассажиров.
 
На прошлой неделе стало известно, что сдача полосы в аэропорту Шереметьево уже задерживается — по оптимистическому прогнозу, до конца 2017 года, по пессимистическому — до конца 2018 года. Первоначально третью полосу в Шереметьево планировалось ввести в эксплуатацию в сентябре 2012 года.
 
Собственники земель, находящихся в районе строительства полосы, сообщили РБК daily, что до сих пор с ними не заключены соглашения об изъятии земель в собственность государства (см. РБК daily от 13.08.12). Представитель заказчика строительства — ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА) — не стал комментировать эту информацию. Официальный представитель Шереметьево отметил, что в аэропорт от АГА не поступало никаких корректировок сроков сдачи полосы. «Только после их получения мы будем выстраивать программу перспективного развития аэропорта», — отметил он. По его словам, ВПП-3 сможет обслуживать 60—65 млн пассажиров в год, что обеспечит потребности развития аэропорта на 15—20 лет.
 
В этом году уже должно было начаться строительство ВПП-2 в Домодедово. Первоначально предполагалось, что будет реконструирована действующая ВПП-2 аэропорта, но позже его менеджмент решил строить новую, обеспечивающую 37 взлетов-посадок в час. Собственники Домодедово даже пообещали потратить собственные 2,4 млрд руб. на выкуп необходимого земельного участка и сдать его в аренду государству за 1 рубль (см. РБК daily от 09.08.12). Однако финансирование проекта застопорилось, о чем говорилось в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову, поскольку государство не имеет права финансировать строительство на частных землях. Из-за этого до сих пор не объявлен конкурс на строительно-монтажные работы. Соответственно, стройка может закончиться не ранее 2017 года. Однако официальный представитель аэропорта отмечает, что «если деньги будут выделены в ближайшее время, то новая полоса будет сдана в 2016 году», так как в конце 2015 года должна быть выведена из строя старая ВПП-2.
 
Подвижность населения чем-то ограничивается и никто не знает, какой у нее предел, признает гендиректор «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев. Он не исключает, что, «возможно, прирост пассажиропотока прекратится завтра». Он приводит в пример аэропорт Сан-Франциско, который имеет две полосы, расположенные аналогично шереметьевским, но работают они в отличие от российских как независимые. «Никто не изучал, сколько могут обслужить шереметьевские полосы, если внедрить все самые последние схемы воздушного движения», — отмечает эксперт. По его расчетам, аэропорты МАУ в идеале могут обслуживать 171 млн пассажиров, а с учетом всех ограничений — всего 90 млн.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2012/8/15/21480/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.