Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Туман без обмана


2 августа 2012 года Татьяна Шадрина, Российская газета


Сегодня авиакомпании на прогнозы погоды в среднем тратят по 50 миллионов рублей в год. Причем одну и ту же информацию оплачивают три раза: сначала диспетчерские службы, аэропорты, потом авиакомпании.

 

Минтранс предложил навести порядок на этом рынке, ведь от прогноза погоды зависит безопасность полетов.
 
Министерство разработало проект федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов", сообщил "РГ" замдиректора департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Шнырев.
 
Новые правила помогут авиакомпаниям получать более точные прогнозы погоды и платить за них меньше, чем сейчас. А значит, будет меньше задержек рейсов, непредвиденных ситуаций в небе. Может снизиться и стоимость билетов. Сегодня, пояснил Шнырев, размер платы за метеопрогноз не регулируется. И те, кто предоставляет такую услугу, сами называют ее цену.
 
Авиакомпании получат доступ к единой базе метеоинформации, чтобы составлять свои прогнозы погоды
 
Авиакомпании жалуются не только на порядок оплаты, но и на низкое качество прогнозов. Часто, например, видимость для взлета ставится меньше, чем она есть в реальности, говорит Шнырев. И авиаторам приходится задерживать рейсы.
 
Пассажиры маются в аэропорту, авиакомпании несут убытки и, в конечном счете, все это отражается на цене билетов, поясняет Шнырев. Или другая ситуация. Самолет прилетает, а там туман, которого не обещали, и лайнер вынужден уходить на запасной аэродром. Прогноз погоды серьезно влияет на решение командира на самом сложном этапе полета - приземлении.
 
Неточная метоинформация приводят к авиационным происшествиям, в том числе и к катастрофам.
 
Иными словами, на рынке метеоуслуг для авиации давно пора навести порядок, считают эксперты. Его сейчас и приблизительно невозможно оценить, так как он непрозрачный, что признали и в Росгидромете.
 
Сложно даже назвать число организаций, которые предоставляют метеопрогноз. По регламенту Росгидромета, этим занимаются более десяти федеральных государственных унитарных предприятий, но на практике услуги метеопрогноза предоставляют даже общества с ограниченной ответственностью, не уполномоченные законодательно это делать.
 
Иностранные авиакомпании, кстати, прилетая в Россию, за прогноз денег не платят, также как и наши перевозчики за рубежом. Но в мире нет ничего бесплатного, и прогноз финансирует либо государство, либо эта услуга включается, например, в аэронавигационные сборы.
 
У нас федеральный бюджет оплачивает большую часть расходов по сбору метеоинформации, отметил Шнырев. И в нашем законодательстве при этом предусмотрена оплата предоставления информации о погоде.
 
В новой редакции авиаправил заложены условия для появления аналогичного иностранного рынка организаций, которые будут предоставлять метеоинформацию для авиации. Пока же в методике для просчета авиапрогнозов не было четких формулировок.
 
Еще одним новшеством может стать порядок доступа к единой базе метеоинформации. К государственному банку данных, по предложению Минтранса, должен быть обеспечен доступ метеопровайдеров, которые будут предоставлять информацию в удобном и доступном для перевозчика виде на одинаковых условиях. Конечно, они должны нести ответственность за ее достоверность и целостность.
 
Стоимость услуг при этом будет регулироваться рынком. Мировой опыт подсказывает, что это хорошая практика, и цена услуг таких провайдеров вполне устраивает потребителей. Если же они устанавливают высокую планку, то авиакомпания может сама получить доступ к банку данных и делать авиапрогнозы самостоятельно.
 
Пока в России такого беспрепятственного доступа нет. Кстати, некоторые авиакомпании уже создают свои службы, которые рассчитывают прогноз по видимости для полетов. И есть случаи, когда перевозчики отказываются от прогнозов метоепредприятий. При этом они не нарушают никаких требований, но организации, которые зарабатывают на прогнозе, закрывают перевозчикам доступ к всемирному банку данных. Когда новые правила вступят в силу, он будет открыт.
 
А ту часть по прогнозу, которая не компенсируется государством, Минтранс предлагает включать в аэронавигационные сборы. Что увеличит их размер на 1-1,5 процента. Сейчас авиакомпании платят за прогноз намного больше. К тому же, аэронавигационные сборы регулируются государством.
 
А так как метеопрогноз для перевозчиков - это госуслуга, предлагается установить здесь фиксированную ставку. Форма оплаты может быть разная как за год, так и за каждый вылет. Размер этой госуслуги будет согласовываться с Минфином и Минэкономразвития, отметил Шнырев.
 
А Росгидромет должен внести предложения по этому поводу. Уже прошли совещания представителей Минтранса и Росгидромета. И есть понимание, что порядок оплаты прогноза, который сформировался в 90-е годы прошлого века, будет преобразован. Деньги от этой госуслуги по новой схеме должны пойти, в том числе и на закупку нового метеоборудования.
 
Проект федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" уже прошел обсуждение в авиакомпаниях. И направлен в Минприроды.


комментарии (5):

Вячеслав58      06/08/2012 [14:57:24]#1
часть 1

Нет нужды доказывать, что НМО ГА-95 давно уже не соответствует требованиям времени. Взамен необходим другой документ, раскладывающий по полочкам порядок предоставления информации (фактической и прогностической) как авиакомпаниям, так и органам ОВД. Да и аэропортам информация не помешала бы. А то безопасность, безопасность – какая безопасность?, если аэропортам становятся не нужны предупреждения о метеоусловиях, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на воздушные суда на земле (шквал, замерзающие осадки, грозы и т.д.).
Новые Правила уже много лет разрабатываются, появляются различные варианты, но дело с мертвой точки не сдвигается. Выход ФАПа по метео должен способствовать получению конкретного объема информации, необходимого экипажу при предполетной подготовке, так и в полете, а органам ОВД для планирования и обслуживания полетов воздушных судов в зоне ответственности филиалов Госкорпорации по ОрВД. Но в любом случае это не приведет к повышению точности прогнозов и уж тем более к снижению стоимости авиабилетов. Прежде чем такое утверждать, надо было бы изучить вопрос, как создается метеорологическая информация, что конкретно оплачивается из бюджета Российской Федерации. Существует Постановление №532 Правительства РФ, которое четко определяет, что метеообеспечение полетов должно производиться органами Росгидромета и за плату. Никто с гражданской авиации не берет плату за создание климатической информации, то есть за производство наблюдений за фактической погодой 1 раз в 3 часа на гидрометстанциях. Это оплачивается государством. Но федеральный бюджет не собирается финансировать производство авиаметеорологическими станциями (АМСГ) регулярных и специализированных наблюдений за погодой для полетов авиации, равно как и создание прогнозов погоды по аэродромам и маршрутам для осуществления полетов авиакомпаний, а также доведение этой продукции до потребителей.
Что касается регулирования цен (ставки метеосбора), то этим занимаются органы ценовой политики. Они же проверяют обоснованность индексации ставок по каждой позиции, и только после их одобрения, например в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (за другие регионы не берусь говорить) новые ставки направляются в ЦРТ для регистрации. Нет одобрения – нет новых ставок. И не надо рассчитывать, как надеются авторы статьи, что затраты уменьшатся - от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Да, еще дополнительно, надо затраты понести, чтобы эти слагаемые переставить.

Вячеслав58      06/08/2012 [14:58:24]#2
часть 2
Что касается прогнозов погоды, то может быть и хотелось бы 100% оправдываемость иметь. Вряд ли когда-нибудь Наука будет управлять погодой в каждой точке. Но вот повысить качество прогнозов в совместных силах Росгидромета и органов ОВД. Еще лет 10-15 на посадочных площадках гражданской авиации велись в период полетов наблюдения за погодой силами начальников площадок. Сегодня – в целях экономии средств – наблюдения прекращены. Да и сами площадки выводятся из состава ГА и передаются муниципалам или другим организациям.
Для высокоточного прогноза необходимо наличие одной метеостанции на 3-5 тыс. кв. км. В Югре имеется 1 станция на 17 тыс. кв. км, да, в принципе, во всей Тюменской области такая ситуация. О какой точности прогноза можно вести речь, если по району полетной информации Советский, в ночное время вообще нет наблюдений. И только летающие борты малой авиации могут предоставить субъективно информацию, что же там с погодой.
Что касается прогнозирования погоды каждой авиакомпанией, НУ, ИЗВИНИТЕ, ЭТО АБСУРД. Давайте, тогда каждая хозяйственно-экономическая структура, займется прогнозированием. Может тогда и у ЖКХ зима перестанет внезапно приходить. А так это сколько же зимой приходится лишнего топлива сжигать, чтобы обогреть дома. Опять же, метео виновато. Тогда, глядишь, услуги ЖКХ тоже подешевеют.
Хотя с автором статьи в одном я уж точно солидарен. На рынке метеоуслуг для авиации давно уж пора установить единые правила игры. Чтобы ни одна авиакомпания не могла уклониться от оплаты, где бы она не летала – на аэродроме или в площадях. Но полученные деньги за авиаметеорологическое обеспечение Росгидрометом должны направляться на качественное обеспечение полетов воздушных судов и повышение уровня безопасности полетов, причем в интересах заказчиков.

АМСГ-1 Уфа      16/08/2012 [12:27:27]#3
Часть 1

Главному редактору газеты
«Российская газета»
В. А. Фронину

Открытое письмо
коллектива авиационной метеорологической станции (гражданской ) (АМСГ) Уфа

Уважаемый Владислав Александрович!

В Вашей газете, федеральный выпуск № 5848 (175) вышла статья, под названием «Туман без обмана» о качестве метеорологического обслуживания гражданской авиации в Российской Федерации, с комментариями заместителя директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрея Шнырева.
Наш коллектив эта статья просто оскорбила, а всех читателей, мягко говоря, ввела в заблуждение, рассуждениями и сведениями о качестве и стоимости услуг в области авиационного метеорологического обеспечения.
Поэтому считаем своим долгом, развеять мифы, созданные авторами этой статьи, на примере АМСГ Уфа, которая уже более 75 лет предоставляет метеорологическую информацию для обеспечение полетов гражданской авиации.
Миф 1:
«Причем одну и ту же информацию (речь идет о метеоинформации) оплачивают три раза: сначала диспетчерские службы, аэропорты, потом авиакомпании» и «что размер платы за метеопрогноз не регулируется…»
На что мы отвечаем, что доход АМСГ Уфа складывается из:
1. Ставки сбора за взлет –посадку в аэропорту Уфа;
2. Из метеорологической составляющей аэронавигационного сбора по районам и маршрутам полета;
3. Из метеорологической составляющей, примерно10% от аэронавигационного сбора, взимаемых с иностранных эксплуатантов в районе аэродрома.
Других доходов АМСГ Уфа не имеет, в т.ч. и из федерального бюджета.
Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов определен Приказом Министерства Транспорта РФ от 02 октября 2000г. № 110.
Ставка сбора на АМСГ Уфа также регулируется, она согласовывается Росавиацией и только потом регистрируется в Центре расписания и тарифов (ЦРТ), как и любая другая ставка, которая применяется в гражданской авиации, к примеру: ставка сбора за аэронавигационное обслуживание, или ставка сбора за обеспечением АвиаГСМ. Порядок регистрации аэропортовых сборов, утвержден первым заместителем Министра Транспорта РФ от 13.04.2001г. № НА1.15.
И если господин Шнырев А. считает, что этих документов не достаточно для регулирования стоимости метеообслуживания, то эти проблемы нужно ставить перед нашим Законодательством, а не перед Метеослужбой.
ДАЛЕЕ Часть2

АМСГ-1 Уфа      16/08/2012 [12:28:13]#4
Часть2

Миф 2:
«что видимость для взлета ставится меньше, чем она есть», и авиаторам приходится задерживать рейсы.
Для сведений всех читателей поясняем, что видимость на взлетно-посадочной полосе определяется автоматически с помощью приборов, показания приборов фиксируют изменение видимости каждые 4-15 секунд, архивируются, и передаются в автоматизированную систему наблюдений, которая формирует сводку погоды для экипажей воздушных судов и диспетчерской службы управления воздушным движением. Данные о погоде хранятся на АМСГ 30 дней и предоставляются авиапользователям по их первому требованию, так, что проверить достоверность наших наблюдений не составит большого труда.
Хочется также подчеркнуть, что метеоприборы, по которым ведутся наблюдения за фактической погодой на аэродроме, имеют Сертификат Межгосударственного авиационного Комитета (МАК), как и все авиационное оборудование, установленное в аэропорту.
Миф 3:
«низкое качество прогнозов», да, в нашей практике бывает и такое, что возникает туман, когда его «не ожидали», такие случаи есть в синоптической практике всех государств и зависит это не только от профессиональных качеств синоптика, но и от совершенства методов прогнозирования и законов природы, которые мало поддаются научным обоснованиям. Поэтому, не случайно требованиями ИКАО - Международной организации по гражданской авиации, предусмотрена точность авиационных прогнозов погоды, которая должна быть не ниже 80% обеспеченности.
Требуемая точность авиационных прогнозов погоды со стороны авиационных синоптиков АМСГ Уфа выполняется в полной мере. Средняя оправдываемость прогнозов погоды на АМСГ Уфа составляет от 93 до 95%.
Миф 4:
Авторы статьи считает, введение новых ФАП по метео поможет снизить стоимость авиабилета.
Если разделить доход АМСГ Уфа, полученный за взлет-посадку в аэропорту Уфа за 2011год, на количество пассажиров, обслуженных в аэропорту Уфа в 2011году, то получится, что в каждом билете затраты за метеорологическую информацию составляют около 15 рублей. Нетрудно подсчитать какой это процент от стоимости билета, в среднем от 0, 1% о 0, 2%.
Такое снижение стоимости авиабилета вряд ли решит проблему дороговизны авиабилетов в целом, но погубит авиационную метеослужбу России!

Поэтому, господа чиновники, прежде чем проводить реформы, решите проблему возмещения затрат нашей метеослужбе за предоставление метеорологической информации для нужд гражданской авиации.
ДАЛЕЕ часть3

АМСГ-1 Уфа      16/08/2012 [12:28:42]#5
Часть3

Далее, автор статьи предполагает, что в новой редакции ФАП заложены условия для появления иностранного рынка организаций, которые будут предоставлять метеоинформацию для авиации. Такая ситуация уже на практике наблюдается, например, с авиакомпанией «Уральские авиалинии». Эта авиакомпания заключила договор с иностранным провайдером JEPPESEN UK Limited и SITA о предоставлении метеорологической информации по аэропортам России. Этот провайдер просто «скачивает» метеорологическую информацию из Лондонского банка данных, которая предоставляется российскими авиационными метеорологическими станциями бесплатно, в рамках международного обмена, а затем перепродает эту информацию авиакомпании, не затрачивая на ее выпуск ни копейки.
Мы считаем, что преднамеренное создание условий для иностранных организаций «по предоставлению метеорологических услуг в российских аэропортах» в настоящее время, - это «Смерть» для всей отрасли специалистов по авиационной метеорологии России. Не будет средств на содержание АМСГ, не будет и метеоинформации в банках данных, наступит информационный вакуум….
Кто и на какие средства будет делать «черную работу», создавать продукт (метеоинформацию) и наполнять ею банки данных? Кто может ответить на этот вопрос?

В заключении хотим подчеркнуть, что наши специалисты проработали в области авиационной метеорологии по 20-30 лет и на себе испытали все реформы, как в области гражданской авиации, так и в Росгидромете. На наших глазах осуществляются взлеты и посадки, мы прекрасно знаем проблемы Гидрометслужбы России и проблемы гражданской авиации, но никто и никогда, в средствах массовой информации не обвинял нас в «подтасовках» результатов наблюдений, в экономической непрозрачности нашей деятельности, а также в том, что стоимость билета на самолет в большой степени зависит от стоимости за метеообеспечение.

Просим наше открытое письмо считать «криком души» авиационных метеорологов.













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4D49
Юду: http://courier.youdo.com/food-delivery/, подробности...
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/documents-delivery/crr/dostavka-dokumentov-v-aeroport/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer