Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Стратег в перспективе


24 августа 2012 года Андрей Фролов , Независимое военное обозрение


В этом году, когда отечественные ВВС празднуют свое столетие, военная авиация невольно становится одним из основных ньюсмейкеров в области военного строительства. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что на отсутствие внимания ВВС России никогда не жаловались, а руководство военной авиации всегда демонстрировало относительно высокий – на фоне других родов войск – уровень открытости и транспарентности. Косвенным подтверждением этого тезиса может служить тот факт, что закупки ВВС в рамках Государственной программы вооружения до 2020 года декомопозируются практически полностью в отличие, скажем, от программ Сухопутных войск или Воздушно-космической обороны.

 

В ряду озвученных планов ВВС особняком стоит программа создания нового стратегического бомбардировщика, получившая наименование «Перспективный авиационный комплекс для Дальней авиации» (ПАК ДА). Уровень внимания к программе настолько высок, что летом 2012 года о ней упомянули президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев.
 
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ
 
Однако сама программа ПАК ДА не является чем-то принципиально новым, появившимся в 2010 году. Ее корни в нынешнем облике уходят как минимум в 2007 год, когда российские ВВС выдали ОАО «Туполев» техническое задание на разработку нового авиационного комплекса для Дальней авиации. Отметим, что финансирование НИОКР по этой теме было включено в гособоронзаказ и соответственно в Государственную программу вооружения (ГПВ-2015). Финансирование НИОКР по ПАК ДА предполагалось открыть в 2008 году. Впрочем, трехлетний контракт на проведение НИОКР ВВС заключили в 2009 году.
 
Особых прорывов и стахановских успехов в проектировании тогда не планировалось – до 2015 года программа создания в основном должна была носить концептуальный и исследовательский характер, связанный с определением технического «лица» этого самолета. В конце 2009 года руководство ОКБ имени Туполева сообщило, что исследования по проекту ПАК ДА планируется завершить в 2012-м, а опытно-конструкторские работы – в 2017 году. То есть уже имелось запоздание в сроках готовности самолета, ведь, согласно первоначальным планам, в 2017 году должно было начаться уже серийное производство.
 
Вероятно, определенное влияние на судьбу ПАК ДА оказало принятие новой Государственной программы вооружения до 2020 года. Судя по всему, по сравнению с ГПВ-2015 приоритетность программы ПАК ДА была снижена, так как за четыре года, прошедшие с момента запуска программы, она все еще находится на этапе поисковых исследований.
 
Согласно официальным данным, к середине 2012 года удалось сформировать облик перспективного бомбардировщика («аванпроект») и приступить к доработкам «по тактико-техническим задачам». Вполне может быть, что все имеющиеся на сегодня наработки – это результат задела из прошлой ГПВ. Известно, что в ГПВ-2020 имеются средства только на НИОКР и формирование облика ПАК ДА к 2015 году и, видимо, создание опытных образцов, но к этапу серийного производства планируется перейти уже после 2020 года, возможно, уже в рамках новой разрабатываемой ГПВ-2025.
 
Это подтверждается и утечками из причастных к созданию самолета кругов. Сроки создания самолета уже сдвигаются «вправо» по сравнению с изначальными задумками. В прошлом году неназванные источники в авиапроме сообщали, что новый бомбардировщик будет построен не ранее 2025 года, а на строительство новой машины потребуется минимум 15–20 лет.
 
ОБЛИК САМОЛЕТА
 
Сегодня мало что известно и о концепции самого самолета, и тем более о его ТТХ. Отчасти это может быть связано с тем, что ВВС сами не до конца определились с подходами к новому самолету. Тем не менее считается, что ПАК ДА будет способен не только выполнять задачи в обычной и ядерной войнах, использовать широкую номенклатуру высокоточного ударного вооружения, но и обладать неким набором «качественно новых боевых возможностей, позволяющих реализовать совершенно новые способы решения задач сдерживания».
Подразумевается, что перспективный бомбардировщик будет создаваться с применением композиционных материалов и использованием технологий малозаметности. Для него будет создан новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и разработано новое вооружение.
 
До сих пор остается неясным, каким двигателем будет оснащаться новый самолет. Не секрет, что в настоящее время двигатели для стратегической авиации серийно не производятся, перед самарским ОАО «Кузнецов» только стоит задача восстановить производство двигателя НК-32М для стратегических бомбардировщиков Ту-160, причем первые двигатели будут готовы не ранее 2016 года.
 
Впрочем, самарские двигателисты на базе проектов двигателей НК-93 и модернизированного НК-32М разрабатывают проект редукторного турбореактивного двигателя НК-65, который предлагается устанавливать как на модернизированный транспортный самолет Ан-124 «Руслан», так и на перспективный стратегический бомбардировщик. Это косвенно может свидетельствовать о том, что ПАК ДА может быть дозвуковым самолетом, возможно, близким по концепции к американскому «пенетратору» В-2А. Как бы то ни было, очевидно, что двигатель является одним из слабых элементов данного проекта, и в значительной мере именно от успехов в его создании будут зависеть сроки готовности первого прототипа и сама возможность серийного выпуска.
 
К этому следует дополнить то обстоятельство, что ВВС также, очевидно, осознают эту проблему. Иначе сложно объяснить появившуюся в 2011 году информацию о том, что рассматривается возможность оснащения ПАК ДА четырьмя двигателями от истребителя ПАК ФА (не ясно, идет ли речь о существующем изделии «117», или же о перспективном «изделии 129»), при этом проектированием бомбардировщика якобы займется ОКБ имени Сухого.
 
О вооружении ПАК ДА также известно мало. Вероятно, его окончательный состав будет зависеть от итогов НИР и того, какая концепция будет принята ПАК ДА. Это платформа для значительного количества крылатых ракет большой дальности или же носитель небольшого числа высокоточного оружия для поражения точечных целей и прорыва мощной ПВО.
 
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА
 
Несмотря на то что работы по ПАК ДА, очевидно, уже ведутся и на него уже затрачены средства, до сих пор остается открытым вопрос о целесообразности создания подобного самолета. По состоянию на начало 2012 года в составе российской стратегической авиации в развернутом состоянии числилось 66 бомбардировщиков: 11 Ту-160 и 55 Ту-95МС, на которых имеется около 200 стратегических зарядов (фактически могут нести больше). Сверх того некоторое количество самолетов проходило ремонт и находилось в учебных частях. Отметим, что большая часть этих самолетов была выпущена в 1980–1990-х годах и имеет незначительный налет, то есть остаточный ресурс позволяет продолжать эксплуатацию этих самолетов минимум до 2030–2040-х годов.
 
В этой связи возникает вопрос, кому на смену должен прийти ПАК ДА и в каком количестве, хотя руководство ВВС дает понять, что на замену Ту-95МС/160. В этой связи следует отметить, что Ту-160 и Ту-95МС в своем настоящем виде представляют собой по сути носители крылатых ракет большой дальности и имеют ограниченные возможности по применению управляемых бомб, а также по прорыву эшелонированной ПВО. В этом существенное отличие от стратегической авиации ВВС США, которая насчитывает 91 бомбардировщик (72 В-52Н и 19 В-2А), где В-52Н является аналогом российских Ту-95МС/Ту-160, а В-2А – носителем управляемых бомб и предназначен для прорыва мощной ПВО. При этом 64 бомбардировщика В-1В фактически переквалифицированы во фронтовые бомбардировщики и выполняют функции непосредственной поддержки сухопутных войск.
 
То есть с учетом значительного ресурса имеющегося парка стратегических бомбардировщиков разработка нового носителя крылатых ракет им на замену в нынешних условиях выглядит несколько избыточной. Создание отечественного аналога В-2А или перспективного американского Next Generation Bomber (также известен как Long-Range Strike-B) опять-таки представляется слишком дорогим проектом для экономических реалий современной России. Косвенным ориентиром может служить оценка стоимости программы разработки нового американского бомбардировщика в 40–50 млрд. долл., что составляет одну треть от закупочного бюджета ВВС России, согласно ГПВ-2020, а также стоимость достройки Ту-160 «из задела», за который еще в 2006 году КАПО хотело получить около 24 млрд. руб.
 
В любом случае понятно, что замена «один к одному» вряд ли будет по силам отечественному бюджету, к тому же «за кадром» остается вопрос о роли воздушной компоненты в перспективном облике стратегических ядерных сил, к примеру, после 2020 года. В этой связи интересно отметить, что у программы ПАК ДА есть оппоненты в самом Министерстве обороны. По их мнению, подобные комплексы России не нужны с учетом упора на развертывание РВСН. Более того, на НИОКР по проекту ПАК ДА, приводят еще один довод оппоненты, требуется слишком много денег.
 
Кроме вопросов относительно концепции применения ПАК ДА и количества закупаемых самолетов, не менее острым представляется вопрос о способности российского авиапрома спроектировать подобный самолет, а промышленности – наладить его серийный выпуск (с учетом производства необходимых комплектующих). Эпопея с разработкой менее сложного самолета, такого как истребитель Т-50 (ПАК ФА), которая еще далека от завершения, развертывание производства «нового» для российских предприятий транспортного самолета Ил-76МД-90, задержки и сложности с ремонтом и модернизацией Ту-160 – все это свидетельствует о том, что освоение ПАК ДА может стать непосильной задачей для промышленности и «черной дырой» для бюджета.
 
Даже беглый обзор имеющихся производственных площадок позволяет сделать вывод о том, что «всунуть» ПАК ДА можно будет либо на КАПО имени Горбунова (чьи существующие возможности производить ПАК ДА вызывают сомнения), либо на новый завод. Первые шаги в этом направлении сделаны: в июне 2012 года премьер-министром Дмитрием Медведевым было объявлено о планах по созданию нового авиационного предприятия на базе КАПО имени Горбунова, где основной продукцией будет военно-транспортный самолет Ан-70. Но не исключалась и возможность выпуска ПАК ДА. Цена вопроса остается неизвестной.
 
Не менее уязвимым элементом программы выглядит и бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования и РЭБ. Опыт эксплуатации бортового радиоэлектронного комплекса Ту-160, который доводился до ума почти 20 лет, говорит о том, что в случае с ПАК ДА история может повториться как минимум в таком же масштабе, если не хуже, с учетом несоизмеримых возможностей радиоэлектронной промышленности СССР и России.
 
АЛЬТЕРНАТИВА
 
В текущих условиях и при сложившемся положении в отечественном авиационно-промышленном комплексе наиболее предпочтительным по критерию «стоимость–эффективность» является сохранение на существующем уровне парка стратегических бомбардировщиков Ту-95МС/Ту-160, которые будут использоваться исключительно как носители крылатых ракет большой дальности с ядерной и конвенциональной боевыми частями, запускаемыми из контролируемых ВВС России районов.
 
Но наибольший эффект может дать модернизация парка дальних бомбардировщиков Ту-22М3 (порядка 100 развернутых и примерно столько же на базах хранения), который представляется наиболее универсальным самолетом для Дальней авиации. С учетом того, что на новые фронтовые бомбардировщики Су-34 будет возложена часть сегодняшних функций Ту-22М3, последние невольно «перемещаются» в нишу стратегической авиации. ГПВ-2020 предусматривает модернизацию всего 30 самолетов данного типа, что абсолютно недостаточно. Скорее именно данная программа должна получить приоритет, в том числе и за счет средств, выделяемых по теме ПАК ДА.
 
Модернизация Ту-22М3 должна идти не только по линии повышения точностных характеристик бортового прицельного комплекса и обновления авионики, но и путем оснащения парка Ту-22М3 штангами для заправки топливом, а также новой компактной крылатой ракетой, в массогабаритных характеристиках списанной с Х-15, но со значительно увеличенной дальностью (не менее 1000 км). Не исключено придание Ту-22М3 и способности применять управляемые авиабомбы. Это также потребует ускоренного возобновления производства двигателей НК-25, вероятно даже в ущерб программе НК-32М. Таким образом, Ту-22М3 сможет стать своеобразным аналогом американского B-1B, но с возможностью применять и субстратегическое оружие и быть действительно своеобразной разменной монетой в будущих конфликтах. Глубина и объем разработки нового самолета позволят загрузить работой не только КБ имени Туполева, но и КАПО, а также предприятия радиоэлектронной и ракетной промышленности.


комментарии (2):

A_V      26/08/2012 [16:53:16]#1
Опять статья какого-нибудь 33-х летнего выпускника МГИМО, "сильно" разбирающегося в технике. Посмотрел там, здесь, вставил несколько своих мыслей и вот, взгляд "эксперта". Не буду врать, по какому из СНВ или другому документу, но на Ту-22М3, а может и даже на М2, штанга уже стояла, и дозаправки делали. Так вот, по этому документу сейчас вместо штанги заглушка стоит. И поставить её относительно плевое дело, если только какой-нибудь юрист с очередной иновацией не влезет.

И НК-32, это дальнейшее развитеие НК-25. При необходимости можно и унификацию сделать.
А почему B-2 вдруг стал "пенетратором"??..:-) Вроде всю жизнь "спиритом" был, а тут вдруг "пенетратор"...

ССИ      27/08/2012 [12:50:03]#2
Совершенно точно, уже на двойках штанга стояла! Поставить штангу - дело довольно быстрое. Только вот самарский завод даже с капремонтом НК-25 и НК-32 справиться не может, куда уж до выпуска новых. Странная статья.













Материалы рубрики


РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?



Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer