Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Назад к "кукурузникам"


27 августа 2012 года Александр Поливанов, Lenta.ru


В начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что на малую авиацию, которой в стране никто серьезно не занимался со времен Советского Союза, все же необходимо обратить внимание. Уже через несколько недель премьер-министру было предложено несколько вариантов возрождения производства в стране малых самолетов, но все они имеют свои недостатки.

Региональные авиалинии, которые связывают средние и мелкие города напрямую, а не через Москву или другой транспортный хаб, крайне важны для экономики любой более или менее большой страны. Перевозки на несколько сотен километров в маленьких самолетах позволяют "сжать" расстояния и, следовательно, экономить время и развивать межрегиональный бизнес. В России малая (как региональная, так и местная) авиация нужна еще и для того, чтобы связывать труднодоступные места с "большим миром": в некоторые места добраться по железной дороге или на автобусе можно только с несколькими пересадками.
 
Тем не менее, организовать такой тип перевозок в частном порядке гораздо сложнее, чем работать на линии типа Москва - Париж. Если спрос на поездки во французскую столицу из Москвы будет всегда, то вот для организации рейса Нижний Новгород - Пермь (не говоря уж о местных маршрутах) требуется дополнительное обоснование. От объемов сильно зависит и рентабельность: понятно, что большой лайнер в несколько раз дороже маленького, но зато его незаполненность на 30 и даже 50 процентов не так сказывается на прибыльности рейса, как половина пустых кресел в самолете, рассчитанном на 10-20 пассажиров: в малой авиации "отбить" затраты на авиакеросин, главную статью расходов всех авиакомпаний в мире, сложнее.
 
Помимо этих объективных трудностей, в России есть и свои специфические: запустение, в которое пришли многие региональные аэропорты, отсутствие государственных программ в отрасли, постоянное повышение авиационных тарифов: по данным Транспортной клиринговой компании, за пять лет ставки на наземное обслуживание в аэропортах выросли на 199-211 процентов.
 
Несмотря на все эти трудности, власти в России уверены, что региональные перевозки могут стать интересны авиакомпаниям. Так, президент Владимир Путин в рамках предвыборной кампании в начале февраля заявлял, что на каком-то этапе использование локальных маршрутов может стать "прибыльным делом". Сроков этого, впрочем, тогда еще кандидат в президенты не назвал.

Привет из СССР
 
 
Одна из важнейших проблем региональных перевозок заключается в том, что сейчас российским авиакомпаниям просто не на чем их выполнять: советские самолеты пришли в негодность, новые разработки так и не были запущены в серийное производство, а зарубежные самолеты настолько дороги, что их покупка теряет всякий смысл кроме благотворительного. Ситуацию не сильно меняет даже субсидирование государством лизинга судов малой вместимости, по которой компаниям выделяется около двух миллиардов рублей.

В связи с этим в начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев предложил создать новый региональный самолет - самостоятельно или в сотрудничестве с западными производителями. Насколько серьезной окажется эта затея, неизвестно: Объединенная авиастроительная корпорация в последние годы двигается в сторону все большего и большего количества кресел в новых самолетах. Так, Sukhoi Superjet изначально планировался в том числе и в комплектации на 65 мест (RRJ-65), но в итоге востребованными оказались более вместительные лайнеры - на 75 и 95 мест.
 
ОАК в ближайшие годы готовится выпустить на рынок и МС-21 на 150-210 мест, а нишу между МС-21 и Superjet должен занять лайнер, в производстве которого будут использованы наработки и "Сухого", и "Иркута" (он отвечает за МС-21). О более мелких самолетах в ОАК пока ничего не говорят.
 
Зато предложения о том, как наполнить рынок региональных перевозок самолетами есть у экспертов, в том числе и правительственных. Наиболее обсуждаемый в последние недели вариант - реанимирование проекта "кукурузников" Ан-2, которые летают в России/СССР еще с конца 1940-х годов.
 
Главные преимущества Ан-2 - его дешевизна и обилие к нему деталей. В России этот самолет производился только до 1992 года, но все равно в стране их еще больше тысячи. Следовательно, часть из них можно легко модернизировать за счет покупки новых (американских) двигателей и вновь запускать на линии. По оценкам специалистов СибНИА, которые приводила газета "РБК daily", стоимость ремоторизации Ан-2 составляет всего 800 тысяч долларов.

С Ан-2 есть и более радикальные варианты. Так, губернатор Подмосковья Сергей Шойгу в интервью газете "Коммерсантъ" 24 августа заявил, что область хотела бы производить "обновленные Ан-2". Подробностей Шойгу не рассказал, но из его слов вроде бы следует, что делать новые самолеты планируется с нуля, то есть и планеры тоже. Использовать Ан-2 губернатор хотел бы прежде всего в сельском хозяйстве.
 
Второй вариант наполнения рынка самолетами тоже обращен к советским временам - похожую модернизацию можно провести и с Як-40. Этот самолет способен перевозить не 10, как Ан-2, а до 27 человек, но его производство закончилось еще в 1981 году. Тем не менее, и Як-40 еще продолжают эксплуатироваться. На их ремоторизацию, по тем же подсчетам, надо будет потратить по три миллиона долларов (каждый из трех двигателей оценивается в миллион).
 
Минусы и того и другого варианта очевидны. Ан-2 и Як-40 можно "заткнуть дырку", но строить на хоть и легендарных, но устаревших самолетах рынок невозможно: за полвека прогресс шагнул далеко вперед, и на транспорте это особенно заметно. Никому же не приходит в голову мысль возрождать российский автопром с помощью "прокачки" "Копеек" и "Волг".

Российские разработки

За время, прошедшее со времени распада СССР, в России появились несколько проектов самолетов, которые годились бы для "узкого" местного рынка, например, "Гжель" (М-101Т), разрабатывавшийся все 90-е годы. По ходу десятилетия у него менялось техническое задание, затем какие-то компоненты его устарели, и в итоге "Гжель" так и "не пошла": было сделано лишь несколько самолетов. Возможно, "Гжель", рассчитанная на перевозку семи пассажиров, могла бы конкурировать с иностранцами в сегменте аэротакси, но пока они большого распространения в России не получили.

Если "Гжель" разрабатывалась в 90-е, то "Рысачок" совершил первый полет только в 2010 году. Он может перевозить до 10 человек на расстояние до 2000 километров, но о контрактах на него пока не слышно, хотя "Рысачок" летал во время МАКСа-2011. По данным на начало лета 2012 года, были произведены два "Рысачка", но оба не были сертифицированы - может быть, поэтому потенциальные заказчики и не спешили их покупать. В Сети этот самолет уже успели похоронить: судя по всему, государству он оказался не нужен - базовым заказчиком выступало министерство транспорта, которое еще в 2008 году планировало закупить 30 таких самолетов. Но в итоге от этих планов было решено отказаться.
 
Еще один "долгострой" того же плана - Су-80, который рассчитан на 30 мест. В "Сухом" начали проектировать самолет в 1990-х, в 2001-м он совершил первый полет, потом несколько лет "доводился", а в 2007-м - его законсервировали до лучших времен. Как и "Гжель" с "Рысачком", Су-80 (оригинальной для России конструкции) не нашел рынок сбыта.
 
Все три проекта можно было бы довести до ума и выпустить на рынок при поддержке государства. Однако нет никакой уверенности в том, что даже обновленные модели "Рысачка", "Гжели" и Су-80 найдут своих потребителей: возможно, по-прежнему дешевле останется покупать региональные самолеты за рубежом. Или попробовать пригласить иностранцев на российские производства.

Чужое, но здесь
Сразу после того, как Дмитрий Медведев объявил о необходимости создать свой региональный самолет, полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич предложил локализовать производство в России иностранных моделей. По его словам, работать по схеме, похожей на локализацию иностранного автопрома, можно в Особой экономической зоне Ульяновска.
 
Бабич считает, что уже к 2015 году Ульяновская область сможет производить до 50 новейших чешских самолетов EVector (его европейская сертификация завершится только к 2013 году). Сначала локализация производства составит 10 процентов, а потом может увеличиться до 80 процентов.
 
Конкурентом чешского Vector могут стать самолеты швейцарской Pilatus - например, Pilatus-12, введенные в эксплуатацию в 1994 году, но до сих пор не потерявшие своей актуальности. По словам Бабича, которые передавали РИА Новости, в Швейцарии готовы начать переговоры об открытии нового производства.
 
Локализация производства западных самолетов, особенно если она будет поддержана государством в виде налоговых льгот и систем таможенных преференций, может допустить на рынок одновременно и дешевый, и качественный самолет. При этом российские разработки так и останутся разработками, а значит Россия полностью потеряет еще один сегмент авиационного рынка: поддерживать и локализацию, и собственные самолеты правительству будет затратно.
 
Таким образом, у каждого из перечисленных вариантов есть достаточное количество минусов. Тем не менее, властям, если они хотят возродить рынок, нужно поскорее определиться с одним (или несколькими) вариантами и начать убеждать авиакомпании в необходимости закупок такого рода самолетов. Если этого сделано не будет, любое, даже самое хорошее производство может оказаться бессмысленным.


комментарии (1):

MRDJ      31/08/2012 [20:26:36]#1
доведите до конца хоть один наш проект! сколько можно терять рынок в собственной стане? господа чиновники, вы на кого работаете?













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer