Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Назад к "кукурузникам"


27 августа 2012 года Александр Поливанов, Lenta.ru


В начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что на малую авиацию, которой в стране никто серьезно не занимался со времен Советского Союза, все же необходимо обратить внимание. Уже через несколько недель премьер-министру было предложено несколько вариантов возрождения производства в стране малых самолетов, но все они имеют свои недостатки.

Региональные авиалинии, которые связывают средние и мелкие города напрямую, а не через Москву или другой транспортный хаб, крайне важны для экономики любой более или менее большой страны. Перевозки на несколько сотен километров в маленьких самолетах позволяют "сжать" расстояния и, следовательно, экономить время и развивать межрегиональный бизнес. В России малая (как региональная, так и местная) авиация нужна еще и для того, чтобы связывать труднодоступные места с "большим миром": в некоторые места добраться по железной дороге или на автобусе можно только с несколькими пересадками.
 
Тем не менее, организовать такой тип перевозок в частном порядке гораздо сложнее, чем работать на линии типа Москва - Париж. Если спрос на поездки во французскую столицу из Москвы будет всегда, то вот для организации рейса Нижний Новгород - Пермь (не говоря уж о местных маршрутах) требуется дополнительное обоснование. От объемов сильно зависит и рентабельность: понятно, что большой лайнер в несколько раз дороже маленького, но зато его незаполненность на 30 и даже 50 процентов не так сказывается на прибыльности рейса, как половина пустых кресел в самолете, рассчитанном на 10-20 пассажиров: в малой авиации "отбить" затраты на авиакеросин, главную статью расходов всех авиакомпаний в мире, сложнее.
 
Помимо этих объективных трудностей, в России есть и свои специфические: запустение, в которое пришли многие региональные аэропорты, отсутствие государственных программ в отрасли, постоянное повышение авиационных тарифов: по данным Транспортной клиринговой компании, за пять лет ставки на наземное обслуживание в аэропортах выросли на 199-211 процентов.
 
Несмотря на все эти трудности, власти в России уверены, что региональные перевозки могут стать интересны авиакомпаниям. Так, президент Владимир Путин в рамках предвыборной кампании в начале февраля заявлял, что на каком-то этапе использование локальных маршрутов может стать "прибыльным делом". Сроков этого, впрочем, тогда еще кандидат в президенты не назвал.

Привет из СССР
 
 
Одна из важнейших проблем региональных перевозок заключается в том, что сейчас российским авиакомпаниям просто не на чем их выполнять: советские самолеты пришли в негодность, новые разработки так и не были запущены в серийное производство, а зарубежные самолеты настолько дороги, что их покупка теряет всякий смысл кроме благотворительного. Ситуацию не сильно меняет даже субсидирование государством лизинга судов малой вместимости, по которой компаниям выделяется около двух миллиардов рублей.

В связи с этим в начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев предложил создать новый региональный самолет - самостоятельно или в сотрудничестве с западными производителями. Насколько серьезной окажется эта затея, неизвестно: Объединенная авиастроительная корпорация в последние годы двигается в сторону все большего и большего количества кресел в новых самолетах. Так, Sukhoi Superjet изначально планировался в том числе и в комплектации на 65 мест (RRJ-65), но в итоге востребованными оказались более вместительные лайнеры - на 75 и 95 мест.
 
ОАК в ближайшие годы готовится выпустить на рынок и МС-21 на 150-210 мест, а нишу между МС-21 и Superjet должен занять лайнер, в производстве которого будут использованы наработки и "Сухого", и "Иркута" (он отвечает за МС-21). О более мелких самолетах в ОАК пока ничего не говорят.
 
Зато предложения о том, как наполнить рынок региональных перевозок самолетами есть у экспертов, в том числе и правительственных. Наиболее обсуждаемый в последние недели вариант - реанимирование проекта "кукурузников" Ан-2, которые летают в России/СССР еще с конца 1940-х годов.
 
Главные преимущества Ан-2 - его дешевизна и обилие к нему деталей. В России этот самолет производился только до 1992 года, но все равно в стране их еще больше тысячи. Следовательно, часть из них можно легко модернизировать за счет покупки новых (американских) двигателей и вновь запускать на линии. По оценкам специалистов СибНИА, которые приводила газета "РБК daily", стоимость ремоторизации Ан-2 составляет всего 800 тысяч долларов.

С Ан-2 есть и более радикальные варианты. Так, губернатор Подмосковья Сергей Шойгу в интервью газете "Коммерсантъ" 24 августа заявил, что область хотела бы производить "обновленные Ан-2". Подробностей Шойгу не рассказал, но из его слов вроде бы следует, что делать новые самолеты планируется с нуля, то есть и планеры тоже. Использовать Ан-2 губернатор хотел бы прежде всего в сельском хозяйстве.
 
Второй вариант наполнения рынка самолетами тоже обращен к советским временам - похожую модернизацию можно провести и с Як-40. Этот самолет способен перевозить не 10, как Ан-2, а до 27 человек, но его производство закончилось еще в 1981 году. Тем не менее, и Як-40 еще продолжают эксплуатироваться. На их ремоторизацию, по тем же подсчетам, надо будет потратить по три миллиона долларов (каждый из трех двигателей оценивается в миллион).
 
Минусы и того и другого варианта очевидны. Ан-2 и Як-40 можно "заткнуть дырку", но строить на хоть и легендарных, но устаревших самолетах рынок невозможно: за полвека прогресс шагнул далеко вперед, и на транспорте это особенно заметно. Никому же не приходит в голову мысль возрождать российский автопром с помощью "прокачки" "Копеек" и "Волг".

Российские разработки

За время, прошедшее со времени распада СССР, в России появились несколько проектов самолетов, которые годились бы для "узкого" местного рынка, например, "Гжель" (М-101Т), разрабатывавшийся все 90-е годы. По ходу десятилетия у него менялось техническое задание, затем какие-то компоненты его устарели, и в итоге "Гжель" так и "не пошла": было сделано лишь несколько самолетов. Возможно, "Гжель", рассчитанная на перевозку семи пассажиров, могла бы конкурировать с иностранцами в сегменте аэротакси, но пока они большого распространения в России не получили.

Если "Гжель" разрабатывалась в 90-е, то "Рысачок" совершил первый полет только в 2010 году. Он может перевозить до 10 человек на расстояние до 2000 километров, но о контрактах на него пока не слышно, хотя "Рысачок" летал во время МАКСа-2011. По данным на начало лета 2012 года, были произведены два "Рысачка", но оба не были сертифицированы - может быть, поэтому потенциальные заказчики и не спешили их покупать. В Сети этот самолет уже успели похоронить: судя по всему, государству он оказался не нужен - базовым заказчиком выступало министерство транспорта, которое еще в 2008 году планировало закупить 30 таких самолетов. Но в итоге от этих планов было решено отказаться.
 
Еще один "долгострой" того же плана - Су-80, который рассчитан на 30 мест. В "Сухом" начали проектировать самолет в 1990-х, в 2001-м он совершил первый полет, потом несколько лет "доводился", а в 2007-м - его законсервировали до лучших времен. Как и "Гжель" с "Рысачком", Су-80 (оригинальной для России конструкции) не нашел рынок сбыта.
 
Все три проекта можно было бы довести до ума и выпустить на рынок при поддержке государства. Однако нет никакой уверенности в том, что даже обновленные модели "Рысачка", "Гжели" и Су-80 найдут своих потребителей: возможно, по-прежнему дешевле останется покупать региональные самолеты за рубежом. Или попробовать пригласить иностранцев на российские производства.

Чужое, но здесь
Сразу после того, как Дмитрий Медведев объявил о необходимости создать свой региональный самолет, полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич предложил локализовать производство в России иностранных моделей. По его словам, работать по схеме, похожей на локализацию иностранного автопрома, можно в Особой экономической зоне Ульяновска.
 
Бабич считает, что уже к 2015 году Ульяновская область сможет производить до 50 новейших чешских самолетов EVector (его европейская сертификация завершится только к 2013 году). Сначала локализация производства составит 10 процентов, а потом может увеличиться до 80 процентов.
 
Конкурентом чешского Vector могут стать самолеты швейцарской Pilatus - например, Pilatus-12, введенные в эксплуатацию в 1994 году, но до сих пор не потерявшие своей актуальности. По словам Бабича, которые передавали РИА Новости, в Швейцарии готовы начать переговоры об открытии нового производства.
 
Локализация производства западных самолетов, особенно если она будет поддержана государством в виде налоговых льгот и систем таможенных преференций, может допустить на рынок одновременно и дешевый, и качественный самолет. При этом российские разработки так и останутся разработками, а значит Россия полностью потеряет еще один сегмент авиационного рынка: поддерживать и локализацию, и собственные самолеты правительству будет затратно.
 
Таким образом, у каждого из перечисленных вариантов есть достаточное количество минусов. Тем не менее, властям, если они хотят возродить рынок, нужно поскорее определиться с одним (или несколькими) вариантами и начать убеждать авиакомпании в необходимости закупок такого рода самолетов. Если этого сделано не будет, любое, даже самое хорошее производство может оказаться бессмысленным.


комментарии (1):

MRDJ      31/08/2012 [20:26:36]#1
доведите до конца хоть один наш проект! сколько можно терять рынок в собственной стане? господа чиновники, вы на кого работаете?













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer