Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ловушка для "Стрижа"


29 августа 2012 года Татьяна Зверинцева, Lenta.ru


28 августа СМИ объявили о задержании командира пилотажной группы "Стрижи" Валерия Морозова. По неофициальным данным, его могут обвинить в вымогательстве - причем существуют две альтернативные версии преступления, никак не пересекающиеся друг с другом. Эта история не менее загадочна, чем вся внутренняя жизнь "Стрижей". По сути не совсем ясно даже, является ли именно Морозов командиром группы.

"Стрижи" входят в 234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк, основанный в 1950 году. Этот полк, дислоцированный на аэродроме Кубинка, был создан для наземных и летных показов боевой авиатехники, в том числе для проведения воздушных парадов над Москвой (первый такой парад состоялся в 1951 году). В 1980-х годах летчики полка начали выступать на международных показах, что заставило их задуматься об оригинальной форме. Так были созданы пилотажные группы "Русские витязи", "Стрижи" и "Небесные гусары". Конкретно "Стрижи" дебютировали на самолетах оригинальной раскраски с собственными эмблемами 6 мая 1991 года.

Очень трудно понять, кто командует "Стрижами". Во-первых, пилотажная группа - структура не совсем жесткая и формальная. Строго говоря, это просто летчики полка, управляющие определенными самолетами. Во-вторых, группа в лучших военных традициях не особенно стремится информировать общественность о своей внутренней жизни. Путаницу в историю вносит еще и тот факт, что в 1992 году 234-й полк превратился в 237-й.

Создателем "Стрижей" (равно как "Русских витязей" и "Небесных гусаров") называют генерала Николая Антошкина. Впрочем, лично он группами не командовал, а в 1998 году вообще досрочно уволился в запас, не согласившись с сокращением ВВС и объединением их с ПВО. Первым командиром "Стрижей" стал Николай Дятел. В статье "Википедии", посвященной лично ему, он до сих пор называется лидером "Стрижей", без приставки "бывший".

В 2006 году МиГ-29, которым управлял Дятел, потерпел аварию и разбился. Пилот успешно катапультировался, однако похоже, что после этого случая он начал отходить от дел. По крайней мере, в 2008 году в тематических блогах и на форумах стали появляться слухи о том, что Дятел ушел из авиации. "Удивляет странная тишина вокруг этого события, в ведь для отечественной авиации это не просто какое-то рядовое увольнение военного летчика, это целая эпоха из жизни российских военных пилотажных групп. (...) Тишина и молчание даже на форуме 'Стрижей' (первый же вопрос про Дятла в ветке 'Пилотажный порядок Стрижей, 2008' был зарублен на корню)", - сетовал один из блогеров. В то же время другой форумчанин отмечал, что на самом деле командиром "Стрижей" уже давно являлся Виктор Селютин, а должность Дятла называлась по-другому.

Так или иначе, с 2009 года в СМИ в качестве командира пилотажной группы действительно начал упоминаться Селютин. А с 2010 года командиром "Стрижей" неожиданно стали называть Валерия Морозова. При этом в "Википедии" на странице, посвященной "Стрижам", командиром все еще значится Селютин. Наконец, на официальном сайте "Стрижей" доступна информация только о составе группы по состоянию на 2005 год. Там командиром, естественно, все еще числится Дятел. Впрочем, стоит отметить, что сайт вообще крайне тяжеловесен, нелогичен и явно редко обновляется.

Имя командира группы - не единственная загадка "Стрижей". Например, летом 2011 года начали ходить слухи, что "Стрижей" и "Русских витязей" решено расформировать. Якобы министр обороны Анатолий Сердюков счел показательные полеты на боевых самолетах слишком дорогим удовольствием и начал в обстановке глубокой секретности готовить на смену "Стрижам" и "Витязям" новую пилотажную группу. Как утверждали анонимные источники, эта группа должна была летать на Як-130. Это дешевле, но гораздо менее сложно и престижно. Прошел год - и слухи не подтвердились. "Стрижи" и "Витязи" по-прежнему существуют, ни о какой новой группе ничего не слышно.

28 августа 2012 года "Стрижи" вновь появились в сообщениях СМИ, хотя и по совсем другому поводу. Агентство РИА Новости со ссылкой на неназванный источник в правоохранительных органах объявило, что командира "Стрижей" задержали в Подмосковье по подозрению в вымогательстве. По словам источника, командира заподозрили в вымогательстве денег у бизнесмена, использовавшего эмблему "Стрижей". Имени задержанного РИА Новости не приводило.

Зато имя подозреваемого назвало агентство "Интерфакс". По данным агентства, им оказался Валерий Морозов. Причем источник "Интерфакса" изложил альтернативную версию преступления. Предполагается, заявил он, что Морозов вымогал деньги у семерых своих подчиненных, собравшихся в запас. Он требовал, чтобы они заплатили по пять тысяч рублей, а взамен обещал разрешить им не отрабатывать последние дни перед выходом приказа об увольнении.

Наконец, издание Life News привело подробности, развивающие версию РИА Новости. Источники издания заявили, что некий бизнесмен платил Морозову по пять тысяч рублей в месяц в качестве "отступных" за использование эмблемы "Стрижей" на сувенирах. Недавно предприниматель на несколько месяцев уехал в командировку и прекратил взносы. По возвращении Морозов якобы потребовал от него сразу 35 тысяч рублей. Бизнесмену показалось, что это слишком, и он обратился в правоохранительные органы.

Против достоверности версии Life News, впрочем, косвенно свидетельствует грубая неточность в справочной информации, приложенной к заметке. Оказывается, журналист издания считает, что "Стрижи" и "Русские витязи" - это одно и то же.

Позднее блогер под ником Samoletchik опубликовал версию, которую можно назвать синтезированной. По сведениям блогера, пострадавшим от вымогательства считается некий Алексей Новиков. Он два месяца прослужил на аэродроме Кубинка (то есть его можно назвать бывшим подчиненным Морозова), а затем стал бизнесменом. "Этот герой пришел к командиру, положил на стол конверт с 31000 рублей, после чего пришли товарищи из полиции, ФСБ и повязали с поличным преступника. Все купюры были мечены, но.... на конверте отпечатков Валеры Морозова нет, и он не испачкался в краске на купюрах", - утверждает Samoletchik. Блогер подчеркивает, что Морозов не мог требовать деньги за логотип, так как символика зарегистрирована не на его имя. Также он перечисляет всех уволившихся из "Стрижей" пилотов и заключает: "Я знаю всех этих летчиков много лет, ни один из них не платил ничего, а если бы Валера попросил что-то, то эти люди сами бы помогли чем могли".

Все эти версии сходятся только в одном - уголовное дело в отношении командира "Стрижей" пока не возбуждено. Проводится доследственная проверка. Сам Морозов, как стало известно СМИ, назвал свое задержание провокацией. Чуть более развернуто выразился основатель "Стрижей" Антошкин. "Это - элита авиации, а что получают? Копейки! А история с этими пятью тысячами надуманная. Уверен, ничего командир пилотажной группы Валерий Морозов не вымогал. Договорились с предпринимателем, что тот будет использовать на футболках эмблему 'Стрижей'. Тот и платил. Деньги - смехотворные, когда рядом растранжиривают, разворовывают миллиарды", - заявил генерал в отставке. Отметим, что вышеуказанный блогер Samoletchik, наоборот, вопрошал: "Зачем Валере Морозову, у которого зарплата 100000 рублей, вымогать 5000?????".

Пока остается неясным, будет ли преследованию Морозова дан ход, или новости о задержании забудутся так же, как прошлогодние сообщения о расформировании пилотажной группы. В свете всей предыдущей истории "Стрижей" вряд ли стоит ожидать, что широкая общественность получит подробное объяснение происходящего.




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpmsK
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer