Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ловушка для "Стрижа"


29 августа 2012 года Татьяна Зверинцева, Lenta.ru


28 августа СМИ объявили о задержании командира пилотажной группы "Стрижи" Валерия Морозова. По неофициальным данным, его могут обвинить в вымогательстве - причем существуют две альтернативные версии преступления, никак не пересекающиеся друг с другом. Эта история не менее загадочна, чем вся внутренняя жизнь "Стрижей". По сути не совсем ясно даже, является ли именно Морозов командиром группы.

"Стрижи" входят в 234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк, основанный в 1950 году. Этот полк, дислоцированный на аэродроме Кубинка, был создан для наземных и летных показов боевой авиатехники, в том числе для проведения воздушных парадов над Москвой (первый такой парад состоялся в 1951 году). В 1980-х годах летчики полка начали выступать на международных показах, что заставило их задуматься об оригинальной форме. Так были созданы пилотажные группы "Русские витязи", "Стрижи" и "Небесные гусары". Конкретно "Стрижи" дебютировали на самолетах оригинальной раскраски с собственными эмблемами 6 мая 1991 года.

Очень трудно понять, кто командует "Стрижами". Во-первых, пилотажная группа - структура не совсем жесткая и формальная. Строго говоря, это просто летчики полка, управляющие определенными самолетами. Во-вторых, группа в лучших военных традициях не особенно стремится информировать общественность о своей внутренней жизни. Путаницу в историю вносит еще и тот факт, что в 1992 году 234-й полк превратился в 237-й.

Создателем "Стрижей" (равно как "Русских витязей" и "Небесных гусаров") называют генерала Николая Антошкина. Впрочем, лично он группами не командовал, а в 1998 году вообще досрочно уволился в запас, не согласившись с сокращением ВВС и объединением их с ПВО. Первым командиром "Стрижей" стал Николай Дятел. В статье "Википедии", посвященной лично ему, он до сих пор называется лидером "Стрижей", без приставки "бывший".

В 2006 году МиГ-29, которым управлял Дятел, потерпел аварию и разбился. Пилот успешно катапультировался, однако похоже, что после этого случая он начал отходить от дел. По крайней мере, в 2008 году в тематических блогах и на форумах стали появляться слухи о том, что Дятел ушел из авиации. "Удивляет странная тишина вокруг этого события, в ведь для отечественной авиации это не просто какое-то рядовое увольнение военного летчика, это целая эпоха из жизни российских военных пилотажных групп. (...) Тишина и молчание даже на форуме 'Стрижей' (первый же вопрос про Дятла в ветке 'Пилотажный порядок Стрижей, 2008' был зарублен на корню)", - сетовал один из блогеров. В то же время другой форумчанин отмечал, что на самом деле командиром "Стрижей" уже давно являлся Виктор Селютин, а должность Дятла называлась по-другому.

Так или иначе, с 2009 года в СМИ в качестве командира пилотажной группы действительно начал упоминаться Селютин. А с 2010 года командиром "Стрижей" неожиданно стали называть Валерия Морозова. При этом в "Википедии" на странице, посвященной "Стрижам", командиром все еще значится Селютин. Наконец, на официальном сайте "Стрижей" доступна информация только о составе группы по состоянию на 2005 год. Там командиром, естественно, все еще числится Дятел. Впрочем, стоит отметить, что сайт вообще крайне тяжеловесен, нелогичен и явно редко обновляется.

Имя командира группы - не единственная загадка "Стрижей". Например, летом 2011 года начали ходить слухи, что "Стрижей" и "Русских витязей" решено расформировать. Якобы министр обороны Анатолий Сердюков счел показательные полеты на боевых самолетах слишком дорогим удовольствием и начал в обстановке глубокой секретности готовить на смену "Стрижам" и "Витязям" новую пилотажную группу. Как утверждали анонимные источники, эта группа должна была летать на Як-130. Это дешевле, но гораздо менее сложно и престижно. Прошел год - и слухи не подтвердились. "Стрижи" и "Витязи" по-прежнему существуют, ни о какой новой группе ничего не слышно.

28 августа 2012 года "Стрижи" вновь появились в сообщениях СМИ, хотя и по совсем другому поводу. Агентство РИА Новости со ссылкой на неназванный источник в правоохранительных органах объявило, что командира "Стрижей" задержали в Подмосковье по подозрению в вымогательстве. По словам источника, командира заподозрили в вымогательстве денег у бизнесмена, использовавшего эмблему "Стрижей". Имени задержанного РИА Новости не приводило.

Зато имя подозреваемого назвало агентство "Интерфакс". По данным агентства, им оказался Валерий Морозов. Причем источник "Интерфакса" изложил альтернативную версию преступления. Предполагается, заявил он, что Морозов вымогал деньги у семерых своих подчиненных, собравшихся в запас. Он требовал, чтобы они заплатили по пять тысяч рублей, а взамен обещал разрешить им не отрабатывать последние дни перед выходом приказа об увольнении.

Наконец, издание Life News привело подробности, развивающие версию РИА Новости. Источники издания заявили, что некий бизнесмен платил Морозову по пять тысяч рублей в месяц в качестве "отступных" за использование эмблемы "Стрижей" на сувенирах. Недавно предприниматель на несколько месяцев уехал в командировку и прекратил взносы. По возвращении Морозов якобы потребовал от него сразу 35 тысяч рублей. Бизнесмену показалось, что это слишком, и он обратился в правоохранительные органы.

Против достоверности версии Life News, впрочем, косвенно свидетельствует грубая неточность в справочной информации, приложенной к заметке. Оказывается, журналист издания считает, что "Стрижи" и "Русские витязи" - это одно и то же.

Позднее блогер под ником Samoletchik опубликовал версию, которую можно назвать синтезированной. По сведениям блогера, пострадавшим от вымогательства считается некий Алексей Новиков. Он два месяца прослужил на аэродроме Кубинка (то есть его можно назвать бывшим подчиненным Морозова), а затем стал бизнесменом. "Этот герой пришел к командиру, положил на стол конверт с 31000 рублей, после чего пришли товарищи из полиции, ФСБ и повязали с поличным преступника. Все купюры были мечены, но.... на конверте отпечатков Валеры Морозова нет, и он не испачкался в краске на купюрах", - утверждает Samoletchik. Блогер подчеркивает, что Морозов не мог требовать деньги за логотип, так как символика зарегистрирована не на его имя. Также он перечисляет всех уволившихся из "Стрижей" пилотов и заключает: "Я знаю всех этих летчиков много лет, ни один из них не платил ничего, а если бы Валера попросил что-то, то эти люди сами бы помогли чем могли".

Все эти версии сходятся только в одном - уголовное дело в отношении командира "Стрижей" пока не возбуждено. Проводится доследственная проверка. Сам Морозов, как стало известно СМИ, назвал свое задержание провокацией. Чуть более развернуто выразился основатель "Стрижей" Антошкин. "Это - элита авиации, а что получают? Копейки! А история с этими пятью тысячами надуманная. Уверен, ничего командир пилотажной группы Валерий Морозов не вымогал. Договорились с предпринимателем, что тот будет использовать на футболках эмблему 'Стрижей'. Тот и платил. Деньги - смехотворные, когда рядом растранжиривают, разворовывают миллиарды", - заявил генерал в отставке. Отметим, что вышеуказанный блогер Samoletchik, наоборот, вопрошал: "Зачем Валере Морозову, у которого зарплата 100000 рублей, вымогать 5000?????".

Пока остается неясным, будет ли преследованию Морозова дан ход, или новости о задержании забудутся так же, как прошлогодние сообщения о расформировании пилотажной группы. В свете всей предыдущей истории "Стрижей" вряд ли стоит ожидать, что широкая общественность получит подробное объяснение происходящего.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpmsK
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer